Дело № 12-90/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Кривошеин С.Н.,
при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от 02.04.2018 № 10-71/МГСН/2018/СО о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от 02.04.2018 № 10-71/МГСН/2018/СО ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
ФИО1 подал жалобу на указанное постановление, в которой просил изменить наказание в виде штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указал, что заместителем руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка строительства особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства «Проектирование и строительство выхлопной трубы ПЭФК БФ АО «Апатит».
АО «Апатит» является заказчиком указанных работ по договору подряда от 30.01.2017 № 02/2017/104/БФ АП.380-Пд, в рамках которого Заказчик должен осуществлять надзор за производством работ и контроль за качеством выполняемых работ, соблюдением Подрядчиком норм и правил. В ходе проведения внеплановой выездной проверки Ростехнадзор выявил ряд нарушений, которые изложены в акте проверки от 02.03.2018 № 10-42/МГСН/2018/СО и протоколе об административном правонарушении от 19.03.2018 № 10-71/МГСН/2018/СО.
При рассмотрении дела административным органом не было принято во внимание, что к субъектам частного права, подпадающим под определение должностного лица, относятся лица, наделенные административными полномочиями в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся публично-правовыми образованиями. Прежде всего это руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, директор, генеральный директор, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения).
Исходя из обязанностей, установленных должностной инструкцией главного специалиста (по техническому надзору) отдела технического надзора дирекции по капитальному строительству БФ АП. 391.01.03 ФИО1 не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами общества, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.
Заявитель осознает степень своей вины в ненадлежащем обеспечении надзора за производством работ, поскольку в соответствии с приказами от 22.01.2018 № 45, 46 назначен ответственным представителем Заказчика по вопросам строительного контроля (общестроительных работ) от БФ АО «Апатит» по объекту «Проектирование и строительство выхлопной трубы в ПЭФК», а в соответствии с пунктом 3.10 должностной инструкции главного специалиста (по техническому надзору) отдела технического надзора дирекции по капитальному строительству БФ АП. 391.01.03 обязан организовывать работы по надзору за проведением капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружения, выполняемых подрядными организациями.
Заявитель просит суд учесть наличие на иждивении у ФИО1 двух несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Принимая во внимание то, что ФИО1 привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ впервые, правонарушение не повлекло за собой негативных последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, раскаяние лица, привлекаемого в административной ответственности, руководствуясь статьей 4.1.1 КоАП РФ заявитель просил заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы своей жалобы, просил её удовлетворить.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период проведения с 12 февраля 2018 года по 02 марта 2018 года внеплановой выездной проверки строительства особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства «Проектирование и строительство выхлопной трубы ПЭФК БФ АО «Апатит» установлено, что главным специалистом отдела технического надзора дирекции капитального строительства Балаковского филиала Акционерного общества «Апатит» ФИО1, допущены следующие нарушения:
1. Не разработаны специальные мероприятия строительно- монтажных работ, согласованные администрацией предприятия:
не составлен график проведения строительно-монтажных работ по возведению конструкций трубы;
не составлен график с указанными датами отключения и подключения, при необходимости, сетей водоснабжения. канализации, электроснабжения, теплоснабжения, газоходов;
не согласованы графики проведения строительно-монтажных работ с администрацией предприятия и всеми службами предприятия, на работу которых может повлиять проведение строительно-монтажных работ.
2. Проведение подготовительного периода, вынос инженерных сетей, попадающих в пятно застройки (водопровод х/п и противопожарный Ду150 ПЭ, Ду160 ПЭ. Ду200 ПЭ; водопровод оборотной воды Ду315 ПНД; водопровод речной Ду160 ПЭ; канализация Ду400 ПЭ. Ду100 ПЭ. Ду200 Cm, Ду500 Cm; работы по установке заземляющих контуров молниезащиты не оформлены актами выполненных работ (актами промежуточной приемки ответственных конструкций).
3. При въезде на строительную площадку не установлен информационный щит с указанием проходов, проездов и противопожарного водоснабжения, а также не установлен противопожарный щит ЩП-В с соответствующим набором инструментов по ГОСТ 12.1.114- 87.
4. Не осуществляется входной контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям проектной документации, а именно представленный Журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования ООО «ВысотСпецМонтаж» не содержит ни одной записи о проведении контрольных мероприятий, также не представлены акты, составленные по результатам проведения входного контроля строительных материалов и изделий.
5. Для устройства 1-го и 2-го слоя подбетонки под подошвой фундаментной плиты применен мелкозернистый бетон класса В12,5 вместо предусмотренного проектом бетона класса В10. (Зафиксировано Актами освидетельствования скрытых работ N 3 от 09.12.2017г., № 6 от 11.12.2017).
6. Для армирования фундаментной плиты применена арматура класса А500, проектом предусмотрено использование арматуры класса А400 (А-Ш). (Зафиксировано Актом освидетельствования скрытых работ № 7 от 13.12.2017).
7. Не осуществляется измерительный контроль по ГОСТ 17624. ГОСТ 22690 прочности поверхностей бетонных оснований при очистке от цементной пленки механической щеткой с регистрацией результатов в журнале бетонных работ.
8. Не осуществляется измерительный контроль (2 раза в смену) высоты свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку конструкций с регистрацией результатов в журнале бетонных работ.
9. Не осуществляется измерительный контроль (2 раза в смену) толщины укладываемых слоев бетонной смеси с регистрацией результатов в журнале бетонных работ.
10. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ от 09.12.2017 г., 11.12.2017 г., 15.12.2017 г., 16.12.2017 г., 20.12.2017 г.) в составе ППР 17.007 «Монтаж металлоконструкций каркаса и ствола трубы» ООО «ВысотСпецМонтаж» отсутствует специально разработанная технологическая карта, в которой должны быть приведены:
- способ и температурно-влажностный режим выдерживания бетона;
- данные о материале опалубки с учетом требуемых теплоизоляционных показателей;
- данные о пароизоляционном и теплоизоляционном укрытии открытых поверхностей;
- схема размещения точек, в которых следует измерять температуру бетона и наименование приборов для их измерения;
- нормированные величины прочности бетона;
сроки и порядок распалубки и загружения конструкций.
Также, в случае применения электротермообработки бетона в технологических картах дополнительно указывают:
- схемы размещения и подключения электродов или электронагревателей;
- требуемую электрическую мощность, напряжение, силу тока;
- тип понижающего трансформатора, сечения и длину проводов.
11. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г. и 22.12.2017 г.) не ведется журнал контроля температуры бетона.
12. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °C (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г. и 22.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль по ГОСТ 10180, ГОСТ 17624, ГОСТ 22690 прочности бетона монолитных конструкций к моменту замерзания (критическая прочность) с регистрацией результатов в журнале бетонных работ.
13. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ от 09.12.2017 г., 11.12.2017 г., 15.12.2017 г., 16.12.2017 г., 20.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль два раза в смену температуры воды и бетонной смеси на выходе из смесителя.
14. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г. и 22.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль температуры бетонной смеси, уложенной в опалубку, к началу выдерживания или термообработки с регистрацией результатов в журнале работ.
15. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г и 22.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль температуры в процессе выдерживания и тепловой обработки для бетона (При термообработке - через каждые 2 ч в течение первых суток. В последующие трое суток и без термообработки - не реже двух раз в смену. В остальное время выдерживания - один раз в сутки).
16. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г. и 22.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль скорости подъема температуры при тепловой обработке бетона (через каждые 2 часа) с регистрацией результатов в журнале работ.
17. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г. и 22.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль скорости остывания бетона по окончании тепловой обработки с регистрацией результатов в журнале бетонных работ.
18. При среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С (записи в журнале бетонных работ и ухода за бетоном от 12.12.2017 г. и 22.12.2017 г.) не осуществляется измерительный контроль разности температур наружных слоев бетона и воздуха при распалубке с регистрацией в журнале бетонных работ.
Указанные нарушения требований технических регламентов, обязательных требований промышленной безопасности, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью письменных доказательств – протоколом об административном правонарушении № 10-71/МГСН/2018/СО от 19.03.2018; актом проверки № 10-42/МГСН/2018/СО от 02.03.2018, распоряжением о проведении проверки № 511/10-рп от 07.02.2018, приказом АО «Апатит» № 45 от 22.01.2018 о назначении ФИО1 ответственным за проведение работ на объекте «Проектирование и строительство выхлопной трубы ПЭФК БФ АО «Апатит», протоколом заседания аттестационной комиссии от 12.01.2018, договором подряда № 02/2017/104/БФ АП.380-ПД от 30.01.2017.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Сомнения в наличии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ФИО1, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работникам.
АО «Апатит» не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и не значится в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России, в связи с чем применение положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае недопустимо.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от 02.04.2018 № 10-71/МГСН/2018/СО – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья