УИД: 54RS0002-01-2021-001276-36
Дело № 12-90/2021
РЕШЕНИЕ
08 июня 2021 года ул. Железнодорожная, д. 4/1, г. Новосибирск
Судья Железнодорожного районного суда ***ФИО1, при секретаре Маркварт А. А., рассмотрев в судебном заседании жалобу АО «ННГ» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от **** № НАЗТ-093/4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора (далее – Сибирское управление) от **** № НАЗТ-093/4 АО «ННГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «ННГ» подало на него жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование жалобы указано, что АО «ННГ» обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – проект НООЛР), с последующим получением нормативов образования отходов (нормативы подготавливаются и выдаются территориальным органом Росприроднадзора). Выданные территориальным органом Росприроднадзора нормативы образования отходов служат для определения конкретных видов отходов с учётом планируемых видов выполняемых работ, оказываемых услуг, отраженных в проекте НООЛР. Юридическое лицо, определив конкретные виды образуемых отходов путём получения нормативов образования отходов (нормативы подготавливаются и выдаются юридическому лицу территориальным органом Росприроднадзора) обязано разработать паспорта на образуемые отходы по перечню, установленному в нормативах. В соответствии с Положением о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее – Департамент), утвержденном приказом Минприроды России от ******, и на основании представленных АО «ННГ» заявления и проекта НООЛР, Департаментом были подготовлены и утверждены (приказом Департамента от ******) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для АО «ННГ» сроком на 5 лет (с **** по ****), следовательно, Департаментом установлены конкретные перечни отходов, образуемых в АО «ННГ», с учётом производственных процессов, описанных в проекте НООЛР. В акте проверки № НАЗТ-093 от ****, в протоколе об административном правонарушении № НАЗТ-093/4 от **** и в постановлении о назначении административного наказания № НАЗТ-093/4 от **** отражена информация, не соответствующая действительности. Из утвержденного проекта НООЛР следует, что на установке «Форсаж-1» сжигаются (обезвреживаются) как нефтесодержащие отходы, не загрязненные нефтью или нефтепродуктами, в результате чего образуется отход «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов». Данная информация была рассмотрена Департаментом и на её основании последним утверждены нормативы в отсутствие каких-либо замечаний. Имеется полное соответствие перечней видов отходов, фактически сожженных (обезвреженных) АО «ННГ» на установке «Форсаж-1» за 2020 год и отраженных в утвержденном Департаментом проекте НООЛР. Процент сожженных (обезвреженных) в 2020 году «Отходов потребления на производстве, подобных коммунальным в смеси с отходами производства» соответствует проценту отходов, установленному в проекте НООЛР; находится в диапазоне 98-99 % от общей массы сжигаемых отходов, что полностью соответствует утвержденному проекту НООЛР. Процент сожженных (обезвреженных) в 2020 году «Нефтесодержащих отходов» соответствует проценту отходов, установленному в проекте НООЛР, находится в диапазоне 1-2 % от общей массы сжигаемых отходов, что полностью соответствует утвержденному проекту НООЛР. С учётом соответствия процентного соотношения отходов, сжигаемых (обезвреживаемых) на установке «Форсаж-1», образуемый отход имеет состав, соответствующий утвержденному паспорту на отход «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов». Кроме того, паспорт на отход «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов» содержит информацию о компонентном составе отхода, которая определена на основании протокола компонентного состава ФГБУ «ЦЛАТИ по сибирскому ФО». Данная информация имеется в распоряжении Сибирского управления и последним не оспаривается, следовательно, не оспаривается и состав отхода, отраженный в паспорте и протоколе компонентного состава, а только наименование отхода. На момент рассмотрения Департаментом проекта НООЛР и утверждения приказом ** нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АО «ННГ» Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО) уже имел в своем перечне как отход «Зола», так и отход «Твердые остатки». При этом замечаний со стороны Департамента в части необходимости переименования отхода «Твёрдые остатки» в отход «Зола» не поступало, нормативы для АО «ННГ» утверждены Департаментом на отход «Твёрдые остатки» и оснований считать, что перечень видов отходов, образуемых в АО «ННГ», подготовленный и утвержденный Департаментом в нормативах образования отходов не соответствует действующим нормам законодательства, у АО «ННГ» не имелось. Кроме того, АО «ННГ» не может нести ответственность за то, что при неизменности ФККО Сибирское управление (до реорганизации – Департамент) изменило собственную позицию в части квалификации вида отхода, то есть при рассмотрении проекта НООЛР Департамент выразил согласие путём подготовки и утверждения нормативов с тем, что при работе «Форсаж-1» образуется отход «Твёрдые остатки», а при проведении контрольных мероприятий изменил собственное мнение о соответствии наименования данного вида отхода на «Зола». Таким образом, АО «ННГ» имеет действующий проект НООЛР, в соответствии с которым в процессе обезвреживания отходов на установке по сжиганию отходов «Форсаж-1» образовывается отход «Твёрдые остатки», который отражен в подготовленных и утвержденных Департаментом нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, в данных первичного учёта отходов, а также имеется паспорт на данный вид отхода. Также по результатам плановой проверки деятельности АО «ННГ», проведенной в 2018 году, замечаний к Обществу касательно работы установки «Форсаж-1» и вида образуемого отхода от этой установки у Департамента не было. Таким образом, обращение с отходом, образующимся на установке по сжиганию (обезвреживанию) отходов «Форсаж-1» осуществляется АО «ННГ» в соответствии с действующим законодательством и утвержденной проектной документацией. Изменение наименования отхода «Твёрдые остатки» на «Зола» не влечёт за собой вред или иное негативное воздействие на окружающую среду, а равно не влечет за собой изменения размера начисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку и «Твёрдые остатки», и «Зола» являются отходами 4 класса опасности и имеют одинаковую ставку платы за размещение отходов. Учитывая, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подготовлены и утверждены для АО «ННГ» приказом Департамента от ****** сроком на 5 лет (с **** по ****) на основании проекта НООЛР, следует, что АО «ННГ» имеет действующий проект НООЛР, в соответствии с которым определены конкретные перечни образуемых отходов, в том числе образующихся при сжигании отходов на установке «Форсаж-1» - «Твёрдые остатки», имеется паспорт отхода «Твёрдые остатки». Таким образом, АО «ННГ» действует в соответствии с утвержденным проектом НООЛР и имеет паспорта на весь перечень конкретных видов отходов, установленный для АО «ННГ», выданными Департаментом нормативами.
В судебном заседании защитники АО «ННГ» доводы жалобы поддержали с аналогичной аргументацией, дополнительно представили отзыв на возражения Сибирского управления, указав, что требование Сибирского управления о переименовании отхода «Твёрдые остатки» на «Зола» и как следствие разработке паспорта на «новый» вид отхода, не должно расцениваться последним как нарушение требований законодательства со стороны АО «ННГ», поскольку Общество действует в соответствии с утверждённой проектной документацией. Вменяемое АО «ННГ» правонарушение связано исключительно с изменением позиции государственного органа при неизменности действующего законодательства, ФККО и противоречит приказу Департамента об утверждении нормативов образования отходов.
В судебном заседании представитель должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, просил оставить постановление без изменения, жалобу АО «ННГ» без удовлетворения, поддержал доводы письменных возражений на жалобу, указав, что отход «Нефтесодержащие продукты» в количестве 0,324 т обезвреживался на установке «Форсаж-1» и в результате обезвреживания этого вида отхода образовывался отход «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов». На данный вид отхода у заявителя имеется паспорт отхода, данный вид отхода содержится в проекте НООЛР. Процент соотношения образования данного вида отхода к остальным видам отходов – 1 к 99. Отход «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, в смеси с отходами производства» в количестве 31,14 т обезвреживался на установке «Форсаж» и в результате обезвреживания этого вида отхода образовывался отход «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе с нефтесодержащими». На данный вид отхода у заявителя отсутствует паспорт отхода, данный вид отхода не содержится в проекте НООЛР. Процент соотношения образования данного вида отхода к отходу «Нефтесодержащие продукты» - 99 к 1.
Выслушав объяснения защитников АО «ННГ», представителя должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Ст. 51 Федерального закона от **** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от **** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п.п. 1, 2 Федерального закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I — IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от ******, паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от ****** (далее — ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа и. о. руководителя Сибирского управления ФИО2 от ****** в период с **** по **** проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ННГ».
Основным видом деятельности АО «ННГ» является добыча сырой нефти.
АО «ННГ» осуществляется деятельность по обезвреживанию собственных отходов производства и потребления на установке по сжиганию отходов «Форсаж-1».
Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от ****** АО «ННГ» утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Генеральным директором АО «ННГ» утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «ННГ» (ПНООЛР).
В соответствии с ПНООЛР установлено, что на площадках Верх-Тарского нефтяного месторождения, Малоичского нефтяного месторождения, на которых осуществляет деятельность АО «ННГ», установлены мобильные печи для сжигания органических отходов «Форсаж-1».
Согласно представленным сведениям на установках «Форсаж-1» АО «ННГ» сжигаются (обезвреживаются) следующие отходы:
обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более);
смет с территории предприятий малоопасный;
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная;
отходы упаковочного картона, незагрязненные;
пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные.
Исходя из ПНООЛР, в результате обезвреживания путем сжигания на установках «Форсаж-1» указанные отходы образуют отход «Твердые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов» (код 7 47 211 01 40 4 согласно ФККО).
АО «ННГ» составлен и утвержден паспорт указанного отхода, имеющего 4 класс опасности.
Вместе с тем, согласно материалам дела, в 2020 год на установках «Форсаж-1» на объектах АО «ННГ» было сожжено (обезврежено):
обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) — 0,324 т;
смет с территории предприятий малоопасный — 16,416 т;
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 10,56 т;
тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная — 0,252 т;
отходы упаковочного картона, незагрязненные — 0,588 т;
пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные — 3,324 т.
Согласно ФККО в группу 7 40 000 00 00 0 «Отходы деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» внесены следующие отходы:
«Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе с нефтесодержащими» (код 7 47 119 11 40 4);
«Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов» (код 7 47 211 01 40 4).
Согласно общедоступному банку данных об отходах, объектах их переработки и размещения отход «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе с нефтесодержащими» образуется в результате сжигания смеси твердых горючих (отходы бумаги, древесины, пр.), в том числе нефтесодержащих (загрязненных нефтью, нефтепродуктами) отходов производства и потребления на установках «Форсаж» и др. Отход «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов» образуется в результате сжигания смеси нефтесодержащих (загрязненных нефтью, нефтепродуктами) отходов производства и потребления, в том числе на установках типа «Форсаж».
При этом, исходя из материалов дела, в ходе деятельности АО «ННГ» в 2020 году на установках «Форсаж-1» обезвреживался (сжигался) отход «Нефтесодержащие продукты» в количестве 0,324 т, и в результате образовывался отход «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов». Именно на данный вид отхода у АО «ННГ» имеется паспорт.
Отход «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, в смеси с отходами производства» обезвреживался (сжигался) на установках «Форсаж-1» в количестве 31,14 т, и в результате фактически образовывался отход «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе с нефтесодержащими». Данный вид отхода не содержится в ПНООРЛ, и на него у АО «ННГ» не имеется паспорта.
Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения АО «ННГ» к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина АО «ННГ» подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № НАЗТ-093/4; приказом «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» от ******; актом проверки Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора АО «ННГ» № НАЗТ-093 от ****; ПНООЛР АО «ННГ»; приказом Департамента от ****** «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», сведениями по форме **-ТП (отходы) за 2020 год, сведениями из Банка данных об отходах, объектах их переработки и размещения и другими материалами дела. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, должностное лицо правильно своим постановлением от **** № НАЗТ-093/4 привлекло АО «ННГ» к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Выводы должностного лица о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и виновности АО «ННГ» в его совершении являются правильными и обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела.
Постановление о привлечении АО «ННГ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы, изложенные заявителем в жалобе, об отсутствии события вменяемого административного правонарушения и недоказанности вины АО «ННГ» в его совершении, не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к несогласию с выводами должностного лица и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены должностным лицом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность постановления должностного лица либо опровергали выводы должностного лица, в связи с чем признаются судьей несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены постановления.
В частности, довод о том, что АО «ННГ» имеет действующий проект НООЛР, в соответствии с которым в процессе обезвреживания отходов на установке по сжиганию отходов «Форсаж-1» образовывается отход «Твёрдые остатки», который отражен в подготовленных и утвержденных Департаментом нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, в данных первичного учёта отходов, а также имеется паспорт на данный вид отхода, не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Так, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Департаментом на основании представленного АО «ННГ» проекта НООЛР, то есть АО «ННГ» самостоятельно разработало проект, не указав в нем отход «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе с нефтесодержащими».
При этом в ходе проверки установлено, что данный отход в результате деятельности АО «ННГ» фактически образуется, однако нормативы образования отхода и лимитов на его размещение для АО «ННГ» не утверждены, паспорт отхода не составлен.
В данном случае речь идет не о переименовании отхода «Твёрдые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов» (код 7 47 211 01 40 4) в отход «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе с нефтесодержащими» (код 7 47 119 11 40 4), а о необходимости правильной классификации образуемых отходов и составлении и утверждении всей необходимой документации для них.
Доводы АО «ННГ» о том, что по результатам плановой проверки деятельности АО «ННГ», проведенной в 2018 году, замечаний относительно работы установки «Форсаж-1» и вида образуемого отхода от этой установки у Департамента не было, не могут свидетельствовать об отсутствии вины АО «ННГ» во вменяемом правонарушении, поскольку нарушение могло быть не выявлено ранее.
Кроме того, ч. 9 ст. 8.2 введена в КоАП РФ Федеральным законом от **** № 141-ФЗ, то есть после проведения плановой проверки АО «ННГ» в 2018 году.
При этом следует отметить, что несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что им были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Назначенное АО «ННГ» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей – в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ для юридических лиц, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности и согласуется с предупредительными целями наказания.
Каких-либо нарушений требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену или изменение постановления, должностным лицом не допущено, в связи с чем постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба — без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от **** № НАЗТ-093/4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу АО «ННГ» – без удовлетворения.
Судья
/подпись/