ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2021 от 09.06.2021 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

№12-90/2021

Р Е Ш Е Н И Е

дело об административном правонарушении


9 июня 2021 года город Надым, ЯНАО


Судья Надымского городского суда <адрес> Антонова В.А., с участием представителя юридического лица ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Газпромтрангаз Югорск» ФИО1 на постановлением №03/4-227/2020 от 19 марта 2021 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в г. Ноябрьске, Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора ФИО2 по ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Газпромтрансгаз Югорск»,

У С Т А Н О В И Л:


Постановлением *№ обезличен* от *дата* старшего государственного инспектором РФ в области охраны окружающей среды в <адрес>, Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора ФИО2, юридическое лицо ООО «Газпромтрансгаз Югорск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.


Не согласившись с данным постановлением представитель юридического лица –ООО «ГазпромтрансгазЮгорск» ФИО1 действующий по доверенности обратился с жалобой в которой просит признать постановление незаконным и отменить, а производство по делу прекратить в связи с тем, что действиям юридического лица дана неправильная квалификация и действия необходимо было квалифицировать по специальной норме, а именно по ст.9.1 КоАП РФ. Также в постановлении не указано в чем выразилось несоблюдение технологического порядка производства работ при эксплуатации газопровода.

В судебном заседании представитель ООО «Газпромтрансгаз Югорск» ФИО1 на жалобе настаивал. Кроме этого указал, что при производстве дела об административном правонарушении было нарушено право юридического лица на участие при составлении протокола об административном правонарушении в связи с тем, что в адрес юридического лица электронной почтой 02.02.2021 года было направлено уведомление от 01.02.2021 года о явке для составления административного протокола 05 февраля 2021 года в 16 часов в г.Ноябрьск. 04 февраля 2021 года в адрес должностного лица было направлено ходатайство об отложении составление протокола на более поздний срок в связи с тем, что из за со сложной транспортной схемой представитель Общества не может явиться на составление протокола. О том, что данное ходатайство было оставлено без удовлетворения Общество узнало только 10 февраля 2021 года когда в адрес Общества было направлен уже протокол об административном правонарушении и определение от 05.02.2021 года об отказе в удовлетворении ходатайства о переносе даты составления административного протокола.

Госинспектор извещалась о времени и месте судебного заседания, в судебное заседании не явилась, об отложении дела не ходатайствовала, дело рассматривается в отсутствие данного лица.


Заслушав представителя юридического лица и проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам:


Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.


Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом, административным органом, должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.


В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.


В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые согласно части 2 данной статьи устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.


В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.


Согласно ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.


Кроме того, как установлено ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.


О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждается или возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.


Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол мог быть составлен, если имелись данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.


При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), что согласуется с разъяснениями п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".


Указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.


Вышеуказанные требования закона должностным лицом административного органа не были соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении.

Так из материалов дела следует, что 02 февраля 2021 года в адрес Общества по электронной почте было направлено уведомление от 01.02.2021 года о явке для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ 05 февраля 2021 года в 16 часов 00 минут в Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по адресу г.Ноябрьск, промзона, проузел Пелей, панель 16, строение 16/9, 2 этаж, кабинет №202.

4 февраля 2021 года в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в <адрес> по электронной почте было направлено ходатайство Общества о переносе срока составления административного протокола в связи с невозможностью явки из за сложной транспортной схемы.

В силу ст.24.4 КоАП РФ - лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Тем не менее в нарушении данной нормы должностное лицо, вынесло определение об отказе в ходатайстве о переносе сроков составления административного протокола 05 февраля 2021 года, но юридическому лицу его не направили и составило протокол в отношении юридического лица в отсутствие его представителя, а определение об отказе в ходатайстве о переносе времени составления протокола направило юридическому лицу 10 февраля 2021 года вместе с протоколом об административном правонарушении по электронной почте.

Таким образом в судебном заседании достоверно установлено, что нарушено право Общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, то есть протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ГазпромтрансгазЮгорск» по ст.8.1 КоАП РФ от 05 февраля 2021 года был составлен с существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.


При таких обстоятельствах административным органом не доказан факт надлежащего уведомления заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.


Оценивая указанные обстоятельства с позиции возможности реализации лицом, в отношении которого ведется соответствующие производство, своих прав, в том числе реализации возможности заявления различных ходатайств, участия в деле посредством защитника, реализации иных прав, суд приходит к выводу, что административным органом не обеспечено надлежащим образом соблюдение прав и законных интересов Общества.

Такие нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту своих прав и законных интересов при рассмотрении дела об административном правонарушении возможно устранить путем направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу по основанию п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Но учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ составляет 1(один) год с момента совершения правонарушения в силу ст.4.5 КоАП, а данное правонарушение было совершено 23 мая 2020 года, то срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения данного дела истек.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

При таких обстоятельствах постановление №03/4-227/2020 от 19 марта 2021 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в г. Ноябрьске, Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора ФИО2 по ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Газпромтрансгаз Югорск», подлежат отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя ООО «ГазпромтрансгазЮгорск» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление №03/4-227/2020 от 19 марта 2021 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в г. Ноябрьске, Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора ФИО2 по ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Газпромтрансгаз Югорск» отменить и производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней с момента вручения копии в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с подачей жалобы через Надымский городской суд

Судья:подпись

копия верна:судья В.А.Антонова

Решение не вступило в законную силу:09.06.2021 год. Подлинник решения хранится в деле№12-90/2021 в Надымском городском суде.

УИН89RS0003-01-2021-000872-29