ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2021 от 23.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-90/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

23 марта 2021 года город Мурманск

Судья Ленинского районного суда города Мурманска Тищенко Г.Н., рассмотрев жалобу защитника капитана судна ВК-0735 «Таманго» ФИО1ФИО2 на постановление начальника отделения пограничного контроля «Мурманск – рыбный порт» контрольно-пропускного пункта «Мурманск» Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 21 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения пограничного контроля «Мурманск – рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 21 декабря 2020 года должностное лицо – капитана судна ВК-0735 «Таманго» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 в лице защитника ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, полагая, что его вина в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует. Указал, что, как следует из указанного постановления, 11 декабря 2020 года в 10 часов 04 минуты при прохождении судном под его управлением пограничного контроля на въезд в Российскую Федерацию в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Мурманск установлено, что у члена экипажа судна – механика рефрижераторных установок ФИО3 истек срок действия паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, при этом им как капитаном судна, которому было известно об истечении срока действия паспорта члена экипажа судна, не было принято мер по недопущению нарушений требований статьи 11 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и статьи 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в соответствии со своими должностными обязанностями. Вместе с тем, при вынесении постановления не были учтены данные им объяснения о том, что изначально рейс планировался на период с 15 августа 2020 года по 17 ноября 2020 года, в дальнейшем согласно дополнению к рейсовому заданию рейс был продлен по 05 декабря 2020 года, а затем в силу обстоятельств непреодолимой силы срок рейса увеличился на несколько дней. Полагал, что указанное нарушение было вызвано чрезвычайными, объективно неотвратимыми обстоятельствами, а именно неудовлетворительными погодными условиями, что послужило основанием для задержки рейса. Также выражает мнение, что капитан судна не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, а лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, является физическое лицо ФИО3, который постановлением административного органа также привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Приводит довод о том, что в полномочия капитана судна не входит обработка персональных данных членов экипажа судна в соответствии с Законом «О персональных данных», а ФИО3 согласие на обработку его персональных данных не давалось.

На рассмотрение жалобы ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО2 в ходе рассмотрения дела поддержала доводы жалобы в полном объеме, полагала, что капитана судна ВК-0735 «Таманго» ФИО1 не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, а лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, является физическое лицо ФИО3

Представитель ПУ ФСБ России по западному арктическому району на рассмотрение жалобы не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса и примечанием к данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 данного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Согласно статье 7 указанного Закона режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается данным Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Закона пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 данного Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и данным Федеральным законом (статья 3).

Согласно статье 6 указанного Федерального закона выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется данным Федеральным законом.

Статья 7 указанного Федерального закона устанавливает, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.

Как предусмотрено статьей 10 указанного Федерального закона паспорт оформляется соответствующим государственным органом в сроки, предусмотренные данной статьей, и выдается сроком на пять лет, за исключением случая, предусмотренного частью второй данной статьи, согласно которой паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается сроком на десять лет.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 11 декабря 2020 года в 10 часов 04 минуты при прохождении судном ВК-0735 «Таманго» (флаг – Российская Федерация) под управлением должностного лица – капитана судна ФИО1 пограничного контроля на въезд в Российскую Федерацию в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации морского порта Мурманск выявлено, что у члена экипажа судна – механика рефрижераторных установок ФИО3 документы, предъявленные для проверки оснований на право въезда в Российскую Федерацию, не соответствуют установленным требованиям, а именно 08 декабря 2020 года истек срок действия паспорта серии , выданного 08 декабря 2010 года УФМС , удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Постановлением начальника отделения пограничного контроля «Мурманск – рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 21 декабря 2020 года капитан судна ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно:

- рапортом контролера 1 категории опк «Мурманск – рыбный порт» кпп «Мурманск» от 11 декабря 2020 года, в котором указаны обстоятельства выявления административного правонарушения;

- рейсовым заданием на рейс периодом с 15 августа 2020 года по 17 ноября 2020 года;

- рейсовым заданием (дополнительным) на рейс периодом с 18 ноября 2020 года по 05 декабря 2020 года;

- копией документа по форме 5 ФАЛ ИМО судовых ролей, в котором указаны вид, серийный номер документа, удостоверяющего личность, и дата истечения срока его действия на каждого члена экипажа судна, в том числе реф. механика ФИО3 относительно его паспорта серии 71 со сроком окончания действия 08 декабря 2020 года;

- копией срочного трудового договора от 20 декабря 2019 года, заключенного между ООО «Антей Север» и ФИО1, приказа от 20 декабря 2019 года о приеме ФИО1, на работу на должность капитана Таманго_СРТМ;

- письменными пояснениями ООО «Антей Север», в которых не оспариваются обстоятельства выявленного административного правонарушения, при этом указано на то, что ФИО3 не уведомлял ни Общество, ни капитана судна о том, что срок паспорта близится к завершению. Причиной возврата в порт позднее срока, установленного рейсовым заданием, являлись сложные погодные условия в районе промысла, из-за которых судну приходилось приостанавливать промысел и ждать улучшения погодных условий;

- копией должностной инструкции капитана, утвержденной генеральным директором ООО «Антей Север» от 30.03.2020;

- схемой движения судна ВК-0735 «Таманго»;

- копией судового журнала;

- письменными объяснениями защитника ФИО1ФИО2 от 21 декабря 2020 года, в которых она не оспаривала факт совершения нарушения, при этом указала, что капитана судна ВК-0735 «Таманго» ФИО1 не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, а лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, является физическое лицо ФИО3 Также сослалась на то, что причиной возврата в порт позднее срока, установленного рейсовым заданием, являлись сложные погодные условия в районе промысла, из-за которых судну приходилось приостанавливать промысел и ждать улучшения погодных условий.

- протоколом об административном правонарушении от 14 декабря 2020 года.

С указанным протоколом об административном правонарушении был ознакомлен защитник ФИО1ФИО2, изложив в нем свое несогласие с вменяемым правонарушением.

Указанную позицию должностное лицо и его защитник заняли и в ходе дальнейшего производства по делу, в том числе при обжаловании вынесенного в отношении ФИО1 постановления, которую расцениваю как защитную, направленную на избежание ответственности за совершенное административное правонарушение.

В соответствии со статьей 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

В соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Комитета Российской Федерации

по рыболовству от 30 августа 1995 года , капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем. Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне. Капитан имеет право, в числе прочего, в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа, списать его с судна и отправить в порт приписки при первой возможности. Капитан обязан обеспечить, в числе прочего, соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.

Должностной инструкцией капитана, с которой ФИО1 был ознакомлен, в соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и другими Международными и национальными нормативными правовыми актами капитан является высшим должностным и доверенным лицом компании на судне.

Капитан обязан обеспечивать соблюдение на судне законов РФ и других актов государственной власти; проверять и утверждать судовые расписания; комплектовать экипаж судна компетентными специалистами согласно требований МК ПДНВ, штатного расписания, организовывать все виды судовых инструктажей. Капитан имеет право отстранить от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового персонала и списать его с судна, указав основания в своей приказе. Все члены судового персонала назначаются на судно с согласия капитана.

Установив обстоятельства дела, проанализировав положения действующего законодательства и представленные доказательства, должностное лицо ПУ ФСБ России по западному арктическому району пришел к верному выводу о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его вины в его совершении.

Представленные по делу доказательства, вопреки доводам жалобы, исследованы всесторонне и в совокупности, их оценка соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалами дела подтверждается, что капитану судна ФИО1 было достоверно известно об истечении срока действия паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, у реф. механика ФИО3 в период рейса, однако доказательства тому, что им были приняты какие-либо меры, направленные на предотвращение нарушения членом экипажа судна правил пересечения Государственной границы Российской Федерации и недопущение нарушения законодательства Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, в том числе уведомил об этом обстоятельстве соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, действующее на территории ближайшего иностранного государства, либо представительство федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящееся в пределах приграничной территории, а также судовладельца, в материалах дела отсутствуют, как и доказательства тому, что у капитана судна объективно отсутствовала возможность направления реф. механика ФИО3 на территорию Российской Федерации в период действия паспорта, в связи с чем ФИО3 осуществил въезд в Российскую Федерацию на основании недействительного документа.

Таким образом, капитан судна ФИО1 не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своих должностных функций в целях недопущения нарушений законодательства о Государственной границе Российской Федерации, обладая в силу трудовых отношений и судовой роли всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями в отношении судна, а также имея возможность для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, не предпринял всех необходимых и зависящих от него мер по обеспечению надлежащего соблюдения экипажем судна правил пересечения Государственной границы Российской Федерации при возвращении на территорию Российской Федерации из промыслового рейса.

Довод жалобы о том, что на капитана судна не возлагается обязанность по осуществлению контроля за сроком действия паспорта у членов экипажа судна и принятию мер к своевременному возвращению в Российскую Федерацию члена экипажа судна в случае окончания срока действия заграничного паспорта до окончания рейса, признаю несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктами 25 и 33 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденного приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 № 140, статьей 61 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем, он обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.

Вывод должностного лица административного органа о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, обоснованными не являются и не ставят под сомнение выводы, приведенные в обжалуемом постановлении, свидетельствуя лишь о несогласии с вынесенным постановлением.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Утверждение защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, о том, что рейс был продлен в силу обстоятельств непреодолимой силы опровергается письменными пояснениями судовладельца, в которых указано, что причиной возврата в порт позднее срока, установленного рейсовым заданием, являлись сложные погодные условия в районе промысла, из-за которых судну приходилось приостанавливать промысел и ждать улучшения погодных условий.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 18.1 данного Кодекса, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного.

При таких обстоятельствах, нахожу постановление в отношении должностного лица ФИО1 законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отделения пограничного контроля «Мурманск – рыбный порт» контрольно-пропускного пункта «Мурманск» Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 21 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана судна ВК-0735 «Таманго» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1ФИО2 без удовлетворения.

Судья Г.Н. Тищенко