Административное дело №12-90/2021
62RS0005-01-2021-000128-17
Р Е Ш Е Н И Е
г.Рязань 25 марта 2021 года
Судья Рязанского районного суда Рязанской области Петрова Е.Н.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Трунцева С.А., - Кузнецова Д.А., действующего по доверенности,
должностного лица – старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды Камышановой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Савочкиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Трунцева С.А., - Кузнецова Д.А. на постановление №99 старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды Камышановой Е.В. от 01 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 01 декабря 2020 года старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды Камышановой Е.В. по делу об административном правонарушении генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Трунцев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что Трунцев С.А., являясь должностным лицом – генеральным директором ООО «<данные изъяты>», допустил без специального разрешения (лицензии), работы по добыче торфа в установленных границах участка недр местного значения «<данные изъяты>», которые в соответствии с действующим законодательством (ст.6 Закона РФ «О недрах») относятся к видам пользования недрами и требуют оформления лицензии, за что Трунцев С.А. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности Трунцева С.А., - Кузнецов Д.А. обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды Камышановой Е.В. мотивируя тем, что вина заявителя во вменяемом правонарушении отсутствует, так как общество не осуществляло добычу недр, а перемещало складированные ранее запасы торфа с земельного участка, который ему не принадлежит. В соответствии с актом контроля температуры и качества добытого торфа участка недр «Красное» от 19 июня 2020 года, комиссия ответственных лиц под председательством заместителя генерального директора ООО «<данные изъяты>», с целью предотвращения дальнейшего саморазогрева торфа, приняла решение временно перевезти перегревшийся торф на свободную площадь. Руководитель филиала ООО «<данные изъяты>» ФИО1 дал указание, на основании акта контроля, о перевозке торфа на соседний земельный участок, пригодный для размещения и хранения торфа. По мере освобождения пригодной для размещения торфа площадке на собственном земельном участке, общество приступило к освобождению чужого земельного участка и вывоза с него хранящегося торфа. Кроме того, считает, что субъектом вменяемого правонарушения является не генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Трунцев С.А, а руководитель филиала ООО «<данные изъяты>» в Рязанской области ФИО1. Таким образом, факты свидетельствуют об отсутствии нарушения ООО «<данные изъяты>» в лице генерального директора Трунцева С.А. норм законодательства, в связи с чем просил производство по делу прекратить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Трунцев С.А. о месте и времени рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности Трунцева С.А. – Кузнецов Д.А. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что жалоба представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Трунцева С.А., - Кузнецов Д.А. удовлетворению, а постановление отмене не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа министра природопользования от 22 октября 2020 года №1011 должностными лицами проведено плановое (рейдовое) задание (осмотр) на территории Рязанского района и г.Рязани, задачами планового осмотра являются: выявление и принятие мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства в рамках оснований проведения планового (рейдового) осмотра, обследования по обращениям граждан. В ходе проведения указанных мероприятий должностными лицами министерства, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, были установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, а именно: установлен факт пользования недрами, который заключался в заборе, одновременной погрузке в прицепы и вывозе добытого торфа с использованием специальной техники (погрузчика торфа АМКОДОР 342Р государственный регистрационный знак <данные изъяты>, трактора с неустановленными регистрационными знаками и двух тракторов государственные регистрационные знака <данные изъяты>, <данные изъяты>. Погрузка осуществлялась в прицепы без регистрационных номерных знаков), на неразмежеванном земельном участке в 4 км юго-восточнее <адрес> (координаты <данные изъяты>»Е).Точка координат на неразмежеванном земельном участке расположена в установленных границах участка недр местного значения «<данные изъяты>-2 месторождение <данные изъяты>» и представляет собой торфяную карту – часть торфяного поля, ограниченную двумя соседними картовыми каналами. Общая площадь неразмежеванного земельного участка, затронутого самовольной незаконной разработкой торфяного месторождения, расположенного в установленных границах участка недр местного значения «<данные изъяты>-<данные изъяты>», составляет приблизительно 394 552 кв.м. Решением Министерством природопользования Рязанской области от 22.05.2012 №20 ООО «<данные изъяты>» предоставлена лицензия <данные изъяты> со сроком действия с 14.06.2012 до 06.04.2018 с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча торфа на месторождении «<данные изъяты>». Решением Министерства от 05.04.2018 №68 срок действия лицензии продлен до 06.04.2025. Лицензия на право пользования недрами в установленных границах участка недр местного значения «<данные изъяты>» у ООО «<данные изъяты>» отсутствует.
Согласно положениям статьи 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 5 (пункт 8) Закона Рязанской области от 04.04.2007 № 47-03 «О разграничении полномочий органов государственной власти» установлено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти Рязанской области в сфере регулирования отношений осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения.
Работы по добыче торфа в соответствии с действующим законодательством (ст.6 Закона РФ «О недрах»), относятся к видам пользования недрами и требуют оформления лицензии. Министерство, являющееся уполномоченным органом государственной власти Рязанской области в сфере недропользования, лицензию на право пользования ООО «<данные изъяты>» недрами на участок в 4 км юго-восточнее пос.Приозерный Рязанского района не оформляло.
Однако, в нарушение указанных требований закона ООО «<данные изъяты>» осуществляло деятельность по добыче торфа в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Статьей 23 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии со статьей 49 Закона РФ «О недрах», лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2.3 Закона к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. В соответствии с Распоряжением МПР РФ № 42-р, Правительства Рязанской области № 330-р от 29.08.2006 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области» торф относится к общераспространенным полезным ископаемым Рязанской области.
Довод заявителя о том, что общество не осуществляло добычу недр, а перемещало складированные ранее запасы торфа с земельного участка, который ему не принадлежит, с целью предотвращения дальнейшего саморазогрева торфа, является несостоятельным, поскольку перевозка торфа является составляющей частью добычи торфа и входит в технологический процесс добычи торфа.
Согласно положениям ВНТП 19-86/Минтоппром РСФСР «Нормы технологического проектирования предприятий по добыче торфа» на участке «<данные изъяты>» проведена подготовка территории, включая осушение, строительство подъездных путей, выкорчевывание мелкого кустарника и деревьев, снятие очеса со всего неразмежеванного участка, планировка территории для добычи, организация места для размещения штабелей.
Технологический процесс добычи торфа фрезерным способом состоит из следующих последовательно выполняемых операций:
- при механическом способе уборки торфа с применением скрепернобункерных уборочных машин, фрезерования, ворошений, валкования, уборки, штабелирования;
- при пневматическом способе уборки торфа степенью разложения до 20% с применением пневмоуборочных машин: фрезерования, ворошений, послойной уборки (2-3 раза), штабелирования;
- при пневматическом способе уборки торфа степенью разложения 20% и более с применением пневмоуборочных машин: фрезерования, ворошения, уборки, штабелирования;
- при механическом способе уборки торфа с применением комплекса машин для раздельной уборки: совмещенных фрезерования и валкования, ворошения, сбора торфа в один валок, наращивания валков в последующие 3-5 технологических циклов - циклически, подбора, погрузки, вывозки и штабелирования торфа.
Таким образом, штабелирование торфа, его погрузка и вывоз, является непосредственно заключительными элементами процесса пользования недрами, которое в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» оформляется соответствующей лицензией.
Довод жалобы о том, что субъектом вменяемого правонарушения должен являться руководитель филиала ООО «<данные изъяты>» в Рязанской области ФИО1, является несостоятельным.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
В соответствии с положениями ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.10.2020 № ЮЭ9965-20-271315121, имеются сведения о филиале юридического лица ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, однако сведения о лице, уполномоченном представлять интересы указанного филиала, в Выписке отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, лицом, уполномоченным без доверенности действовать от имени юридического лица, является генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Трунцев С.А..
Как следует из материалов административного дела, интересы генерального директора ООО «<данные изъяты>» Трунцева С.А. в рамках производства по делу об административном правонарушении представлял на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ начальник юридического отдела ООО «<данные изъяты>» Кузнецов Д.А..
Таким образом, все доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования при рассмотрении административного дела, им дана надлежащая оценка, фактически они сводятся лишь к необходимости переоценки доказательств, оснований для которой не имеется.
Компетенция должностных лиц Министерства природопользования и экологии Рязанской области при рассмотрении данного дела установлена ст. 23. 29, ч. 1 ст. 28. 3 КоАП РФ.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей соответствует характеру правонарушения, личности виновного и иным обстоятельствам, предусмотренным в ст. 4. 1 КоАП РФ.
Суд считает, что обстоятельства дела установлены компетентным органом полно и правильно, постановление вынесено в полном соответствии с административным законодательством, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 30. 6, 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Министерства природопользования Рязанской области в области охраны окружающей среды Камышановой Е.В. от 01 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении № 99, которым должностное лицо – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Трунцев С.А. подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, а жалобу представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Трунцева С.А., - Кузнецова Д.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии через Рязанский районный суд Рязанской области.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья. Е.Н.Петрова