ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2022 от 01.07.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Бочарников П.В. дело № 12-90/2022

№ 7-418/2022

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 1 июля 2022 г.

Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н. при секретаре Чабыкиной З.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Сорокиной О.Ю. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 23 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сабировой Л.Р.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Астраханского Управления Федеральной антимонопольной службы начальника отдела товарных рынков и естественных монополий от 22 апреля 2022 года за муниципальный заказчик - экономист-специалист администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» Сабирова Л.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 23 мая 2022 г. постановление административного органа оставлено без изменения.

В жалобе защитник Сорокина О.Ю. ставит вопрос об отмене постановления административного органа и решения районного суда, прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, Сабирова Л.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представлено.

Выслушав защитников Сорокину О.Ю., Тулигенова Е.С., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022), в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная ст. 42 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Районным судом установлено, что 30.11.2021г. муниципальным заказчиком - администрацией муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право - заключить контракт на поставку и установку карусели с площадкой под нее для благоустройства сквера по ул. Советская, 40а в пос. Верхний Баскунчак Астраханской области (реестровый номера извещения: ) и документация о нем.

Изучив аукционную документацию на право заключить контракт на поставку и установку каруселей с площадкой под нее для благоустройства сквера по <адрес> в пос. Верхний Баскунчак Астраханской области (реестровый номера извещения: ), комиссия пришла к выводу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частью 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентированы Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 1 Приказа № 126н условия допуска товаров, происходящих из «иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, распространяются на товары, указанные в приложении к Приказу № 126н.

В указанное Приложение включена следующая продукция с кодом ОКПД 2 ОК 0342014 (КПЕС 2008): 27.40-Оборудование электрическое осветительное.

Объектом закупки является поставка и установка карусели с площадкой под неё для благоустройства сквера по <адрес> в пос. Верхний Баскунчак Астраханской области, код КТРУ 42.99.22.120.

Однако, вместе с выполнением работ Заказчику требуется поставка товаров с кодом 27.40.

Пунктом 24 «Информационной карты» Заказчиком установлено следующие требования к составу первой части заявки участника закупки:

«Первая часть заявки должна содержать: Согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе, указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Участники закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой «Предложение участника закупки» (Приложение М 1 к информационной карте документации об электронном аукционе)».

Пунктом 2.2 Технического задания конкурсной документации установлены товары, поставляемые Заказчику при выполнении закупаемых работ.

Например: «п.2 «Светильник светодиодный PSL 05 100Вт 5000К IP 65 уличный (Аналог ДКУ) JazzWay 5015098 или эквивалент».

Как следует из Письма Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-07/82219 в случае если поставляемый товар включен в вышеуказанное приложение, то на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом №126н.

Заказчиком в пункте 28 аукционной документации установлены условия и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018 г. «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ №126н).

На основании пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, информация, - предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

При этом, извещение о проведении запроса котировок является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия) участия в определении поставщика, в том числе в части срока и порядка подачи заявок на участие в запросе котировок.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация об условиях и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказ №126н, что является в нарушением части 3 статьи 7 и пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях Сабировой Л.Р. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, постановление антимонопольного органа и решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

Объектом закупки является поставка и установка карусели с площадкой под неё для благоустройства сквера по <адрес> в пос. Верхний Баскунчак Астраханской области.

Ссылка административного органа о том, что предметом закупки является оборудование электрическое осветительное не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку осуществляется услуга по поставке и установке карусели с площадкой под неё для благоустройства сквера.

Данные обстоятельства не приняты во внимание судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, им не дана оценка.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку основания привлечения Сабировой Л.Р. к административной ответственности, указанные должностным лицом административного органа, не нашли своего подтверждения, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Сабировой Л.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сабировой Л.Р. прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Астраханского Управления Федеральной антимонопольной службы начальника отдела товарных рынков и естественных монополий от 22 апреля 2022 года и решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 23 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сабировой Л.Р. отменить.

Производство по делу в отношении Сабировой Л.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Астраханского

областного суда Н.Н. Берстнева