ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2022 от 28.04.2022 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-90/2022

РЕШЕНИЕ

г. Елизово Камчатский край 28 апреля 2022 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева С.А.,

при секретаре судебного заседания Товкус Л.Е.,

с участием:

защитника Рубановой Н.П.,

рассмотрев жалобу защитника Акционерного Общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» (далее по тексту – АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», АО «МАПК(Е)», Общество) Губаревой Т.Ю. на постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 122000093001 от 11 февраля 2022 года по административному делу, предусмотренному ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 122000093001 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, защитник АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» Губарева Т.Ю. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указывает, что согласно п. 4 ст. 13 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» технические средства транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 настоящего ФЗ подлежат сертификации до 1 января 2022 года, в связи с чем по состоянию на 17 декабря 2021 года соответствующее нарушение Обществом отсутствует. Также, АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» в соответствии с протоколом заседания комиссии Федерального агентства воздушного транспорта от 23 марта 2017 года № 97/06-ПР включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ему присвоена 2 категория, в связи с чем вменение нарушения абхз.9 пп.1 п. 7 Требований № 1605 является ошибочным, поскольку указанные требования относятся к субъектам 1 категории. Более того, ненадлежащим образом описано событие правонарушения, признаки объективной стороны. Кроме того, считает, что со стороны административного органа имеют место грубые нарушения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, выразившиеся в непредставлении защитнику юридического лица возможности ознакомления с материалами дела, а также в рассмотрении дела не по месту совершения административного правонарушения, не ознакомил с решением о проведении внеплановой проверки в указанный в законе срок.

В судебном заседании законный представитель АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» не участвовал, извещен о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.

Защитник Губарева Т.Ю. жалобу поддержала по основаниям, в ней изложенным

Выслушав защитника, изучив жалобу, материалы административного дела и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, юридическое лицо АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» 17 декабря 2021 года в результате проверки выявлены следующие нарушения требований нормативного правового акта в сфере обеспечения транспортной безопасности:

1. В нарушение требований ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные на объекте АО «МАПК(Е)» (интроскопы DiScan 6070, установленные на КПП-1 и КПП-4, не сертифицированы);

2. В нарушение абз. 9 пп. 1 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 №1605 (далее - Требования № 1605) на АО «МАПК(Е)» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности не осуществляется документирование перемещения физических лиц по разовым пропускам через границы перевозочного и технологического секторов, и передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в реальном времени;

3. В нарушение абз. 9 пп. 1 п. 7 Требований № 1605 на КПП-4 АО «МАПК(Е)» отсутствует документирование перемещения физических лиц через границы технологического сектора.

Указанные нарушения явились основаниям для составления в отношении АО «МАПК(Е)» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу о виновности АО «МАПК(Е)» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Однако, Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605 (далее по тексту Требования № 1605) утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, согласно которому настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

П. 7 Требований № 1605 предписывает субъектам транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры I категории дополнительные обязательства к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Порядок и количество категорий объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона, согласно которой объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, установленном частью 2 статьи 6 Федерального закона, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно предоставленной в жалобе выписки из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в части объекта транспортной инфраструктур, эксплуатируемого АО «МАПК(Е)», а также общедоступной информации с сайта Росавиации, объекту Аэропорт Петропавловск- Камчатский (Елизово), эксплуатируемого АО «МАПК(Е)» протоколом комиссии от 23 марта 2017 года № 97/06-ПР присвоена 2 категория.

Таким образом, довод жалобы о неправомерном вменении нарушения абз. 9 п. 7 Требований № 1605 заслуживает внимания, поскольку эксплуатируемый АО «МАПК(Е)» объект относится ко 2 категории объектов транспортной инфраструктуры, а п. 7 Требований № 1605 предписывает обязанность к объектам 1 категории.

Нарушений иных пунктов Требований № 1605 обществу не вменялось.

Кроме того, в силу ч. 8. ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ( далее по тексту - Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ ) Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

По смыслу положений части 4 статьи 13 Закона о транспортной безопасности в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года N 270-ФЗ право поэтапной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности до 1 января 2022 года предоставлено субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, установивших указанные технические средства до утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации N 969 от 26 сентября 2016 года Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969, начали действовать с 30 марта 2017 года.

Согласно акту проверки от 17 декабря 2021 года, в ходе проверочных мероприятий установлено, что в нарушение требований ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные на объекте АО «МАПК(Е)» (интроскопы DtScan 6070, установленные на КПП-1 и КПП-4, не сертифицированы); Примечание: другие технические системы и средства досмотра подлежат сертификации до 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Г транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Се легации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, что именно интроскопы DtScan 6070 установлены на КПП-1 и КПП-4, и что на них отсутствовали сертификаты.

Протокол об административном правонарушении, как и постановление о привлечении к административной ответственности не содержат сведений о том, отсутствуют ли сертификаты на данные устройства, либо они не предоставлены Обществом при проводимой проверки. Также отсутствуют сведения, когда именно указанные технические средства установлены на объекте транспортной инфраструктуры, как доказательство отсутствия у Общества права на поэтапную сертификацию данных устройств.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, учитывая установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства, прихожу к выводу о том, что должностное лицо, в отсутствие каких-либо объективных доказательств, подтверждающих вину АО «МАПК(Е)» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, при рассмотрении дела, не выяснило все обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела, вынесло постановление о привлечении АО «МАПК(Е)» к административной ответственности, в связи с чем, постановление должностного лица о привлечении АО «МАПК(Е)» к административной ответственности по ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ от 11 февраля 2022 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 122000093001 от 11 февраля 2022 года, которым Акционерное Общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, жалобу защитника Губаревой Т.Ю. – удовлетворить частично.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного Общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.А. Почуева