Дело №12-914/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 13 сентября 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Кропотова Т.Е., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, защитника Васильева А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя – начальником отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <адрес> УФАС России ЕОВ, которым
ФИО1, <иные данные> |
привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <адрес> УФАС России ЕОВ№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 15000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП.
Согласно постановлению, в действиях ФИО1 имеются нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов, преимущественных условий участия в торгах при проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в ДД.ММ.ГГГГ (приказ о проведении конкурсного отбора от ДД.ММ.ГГГГ. №).
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указала, что решение о проведении конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм в ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. №. Указанным приказом утверждено извещение о проведении конкурсного отбора. Извещение о проведении конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в структуре официального Интерент-портала Правительства Республики Марий Эл. Содержание извещения о проведении конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм соответствовало требованиям, установленным п.8 Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012г. №173. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок конкурсного отбора на получение грантов являлись действующими, никем не оспаривались и не отменялись. Результаты конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм проведены в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения конкурсного отбора, решение о результатах конкурсного отбора, принятое конкурсной комиссией на основе объективной оценки представленных заявителями бизнес-планов является обоснованным. Нарушений при организации и проведении конкурсного отбора получателей грантов и определении его результатов не допущено. Действия ФИО1 при проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов реальных неблагоприятных последствий не повлекли, вредные последствия и существенная угроза охраняемым правоотношениям отсутствовали. Кроме того, доказательств того, что победитель торгов действовал с нарушением законодательства о торгах или иным недобросовестным образом не установлено. Считает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Васильев А.Н. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, пояснили аналогично, изложенному в жалобе. Защитник также пояснил, что в настоящее время критерии конкурсного отбора изменены – в новой редакции Правила критериев конкурсного отбора содержат собеседование, но также и содержат критерии оценки очного собеседования.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы <адрес> в суд не явилось, извещено надлежащим образом, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы административного дела №, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об АП, судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что приказом Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ. № принято решение о проведении конкурсного отбора за счет субсидии ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Извещение о проведении конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в структуре официального Интернет-портала Республики Марий Эл по адресу:http://portal.mari.ru.minselhoz.
Правила предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012г. №173.
На конкурсный отбор представлено две заявки: главы КФХ СИА и главы КФХ МСС
В целях проведения конкурсного отбора Министерством образована конкурсная комиссия по конкурсному отбору получателей грантов, в состав которой входят представители различных отраслей сельского хозяйства, потребительской кооперации, производственной и научной сферы в области агропромышленного комплекса, общественных объединений и отраслевых ассоциаций.
В соответствии п.22 Правил предоставления грантов (в редакции, действующей на момент проведения конкурсного отбора) конкурсный отбор проводился в два этапа.
На первом этапе конкурсного отбора конкурсная комиссия осуществляла проверку представленных заявителями документов на предмет комплектности и соответствия требованиям, установленным в п.11 Правил предоставления грантов, определяла соответствие заявителя условиям (требованиям), установленным в п.5 Правил предоставления грантов, и принимала решение о допуске (недопуске) заявителя к участию во втором этапе конкурсного отбора. К участию во втором этапе конкурсного отбора допущены оба претендента.
На втором этапе конкурсного отбора конкурсная комиссия осуществляла очное собеседование (презентация заявителем своего бизнес-плана конкурсной комиссии с обоснованием основных экономических показателей), а также оценку и сопоставление заявок согласно критериям конкурсного отбора, утвержденным приказом Министерства от 15.03.2018г. №63.
Конкурсная комиссия на втором этапе конкурсного отбора принимала решение посредством принятия индивидуального решения каждым членом комиссии по результатам презентации участниками отбора своего бизнес-плана с обоснованием основных экономических показателей.
Решение конкурсной комиссии оформлялось посредством заполнения бюллетеня для голосования каждым членом конкурсной комиссии.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. о результатах конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм в ДД.ММ.ГГГГ, заявка СИА согласно утвержденным критериям конкурсного отбора (до проведения собеседования) набрала 189 баллов, заявке МСС присвоено 144 балла.
По результатам устного собеседования заявка СИА получила 3 голоса «отлично», 1 голос «удовлетворительно», 7 голосов «неудовлетворительно».
Однако в соответствии с п.28.1 Правил предоставления грантов (в редакции, действующей на момент проведения конкурсного отбора) в число победителей конкурсного отбора не включаются заявители в случае неудовлетворительного результата собеседования или неявки на собеседование. Данный пункт внесен в Правила постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.07.2019г. №227 в редакции от 25.09.2019г. №283.
Поскольку по результатам устного собеседования СИА получил неудовлетворительную оценку, он победителем конкурса не признан.
Между тем порядок оценки при выставлении баллов по результатам очного собеседования, а также значимость показателей, подлежащих учету (оценке), которыми должна руководствоваться конкурсная комиссия для объективной оценки каждого участника, Министерством не определены.
Приказом Минсельхоза Республики Марий Эл от 15.03.2018г. №63 утверждены критерии конкурсного отбора по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в которых подробно указаны показатели оценки письменных документов, представленных в составе заявки. Однако данный приказ не содержит критерии оценки собеседования и ограничивается только баллами: отлично - 30 баллов, хорошо - 20 баллов, удовлетворительно - 10 баллов, неудовлетворительно - 0 баллов.
Протокол от ДД.ММ.ГГГГ. № также не содержит каких-либо обоснований, пояснений принятия членами комиссии конкурсного отбора решения о неудовлетворительном прохождении СИА очного собеседования. В связи с чем протокол о результатах конкурсного отбора не позволяет оценить объективность конкурсной комиссии с учетом наличия полностью противоположных оценок, как отличных, так и неудовлетворительных.
На основании протокола конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. победителем конкурсного отбора был признан МСС
При отсутствии специального порядка выставления баллов по критериям оценки участникам конкурсного отбора, а также всех показателей, подлежащих оценке, которыми должна руководствоваться конкурсная комиссия для объективной оценки каждого участника, проведенная комиссией оценка может носить субъективный и неоднозначный характер.
Отсутствие порядка оценки комиссией очного собеседования и значимости показателей приводит к тому, что участники отбора лишены возможности определить, каким именно показателям необходимо соответствовать в целях получения гранта. Существующий механизм отбора не позволяет определить основания, по которым проводится оценка претендентов на получение гранта на втором этапе конкурсного отбора.
Неравенство условий участия в отборе следует, в том числе, из неинформированности участников (включая потенциальных участников) о том, какие документы/информацию и в каком количестве необходимо представить для получения максимального балла по каждому критерию.
Бездействие органа государственной власти субъекта РФ в части неустановления критериев очного собеседования и порядка выставления оценки по ним лишает хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, условий равного доступа на товарный рынок, предоставляя отдельным его участникам более выгодные условия деятельности путем предоставления права на получение грантов.
Последствия указанного бездействия приводят (могут привести) к созданию неравных условий участникам конкурсного отбора в признании конкретного хозяйствующего субъекта участником мероприятия в рамках поддержки начинающих фермеров и созданию дискриминационных условий.
Решением УФАС <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл установлено нарушение ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения УФАС <адрес> возбуждено дело №.
Решением Арбитражного суда № от ДД.ММ.ГГГГ решения УФАС <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Согласно ст.2.4 Кодекса РФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных органах.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно распоряжению Председателя Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 назначена на должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
По приказу министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ. №, контроль за проведением конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в ДД.ММ.ГГГГ возложен на ФИО1
Из письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что ответственным за проведение конкурсного отбора (извещение от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.), является ФИО1
Таким образом, заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ФИО1 не соблюден порядок определения критериев очного собеседования, что в последующем приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП, и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: решением № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №; извещением о проведении конкурсного отбора; распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении ФИО1 на должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ. № и другими материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП, административный орган обоснованно исходил из вышеустановленных обстоятельств, подтверждающих вину ФИО1 в совершении административного правонарушения.
Вопрос о применении малозначительности к данному правонарушению рассматривался должностным лицом административного органа.
Вместе с этим, суд считает необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении ст.2.9 Кодекса РФ об АП.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об АП судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса РФ об АП.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст.1, ч.2 ст.6, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19, и ч.1 ст.50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и степени общественной опасности правонарушения, характера вины правонарушителя, учитывая, что в настоящее время критерии конкурсного отбора изменены, в Правила критериев конкурсного отбора внесены изменения – в новой редакции Правила содержат как очное собеседование, так и критерии оценки данного собеседования, суд приходит к выводу, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует.
Таким образом, изложенное выше, материалы административного дела и дополнительно представленные материалы, фактические обстоятельства совершенного правонарушения, достоверно свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения, совершенного ФИО1, которое не повлекло за собой существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов (решение Арбитражного суда Республики Марий Эл №), учитывая также отсутствие вреда и тяжести наступивших последствий, поскольку позиция организатора конкурсного отбора в данном случае с точки зрения эффективности и результативности использования бюджетных средств является обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об АП,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <адрес> УФАС России ЕОВ№ от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об АП, отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об АП, объявив ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.Е. Кропотова