ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-914/2022 от 08.09.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-914/2022

59RS0007-01-2022-004528-91

РЕШЕНИЕ

08.09.2022г. г. Пермь

Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф.,

при секретаре Вагиной В.С.,

с участием защитника по доверенности ФИО4, представителя Управления МВД России по по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия «ПермГорЭлектроТранс» по доверенности ФИО1 на постановление об административном правонарушении заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по подполковника полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением об административном правонарушении заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по подполковника полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное унитарное предприятие «ПермГорЭлектроТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Муниципального унитарного предприятия «ПермГорЭлектроТранс» (далее – Предприятие) по доверенности ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование своих требований, указав, что основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ послужил выявленный факт выпуска Предприятием ДД.ММ.ГГГГ в . на линию, не прошедшего в установленном порядке технический осмотр трамвая бортовой под управлением водителя ФИО3

В результате указанного бездействия Предприятием нарушено требование пункта 12 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года№ 1090.

Правовая оценка установленных по делу обстоятельств совершенного правонарушения (действий, бездействия Предприятия), в соответствии с которыми принято оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу, основаны на неверном применении норм законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено с существенным нарушением основополагающего конституционного принципа презумпции невиновности.

Органом административной юрисдикции — должностным лицом отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Перми - по настоящему делу не установлено и не доказано, что Предприятием не приняты все зависящие от него меры в данной сфере и что у него имелась реальная возможность выполнить возложенные на него обязанности.

В ходе рассмотрения должностным лицом отдела ГИБДД УМВД России по городу Перми в отношении Предприятия дела об административном правонарушении по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ представителем Предприятия представлены полные сведения о принятых действенных мерах, направленных на обеспечение своевременного прохождения технического осмотра находящихся в ведении трамвайных вагонов, в том числе трамвая бортовой .

Как отмечено выше, органом административной юрисдикции — должностным лицом отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Перми - по настоящему делу не установлено и не доказано, что Предприятием не приняты все зависящие от него меры в данной сфере и что у него имелась реальная возможность выполнить возложенные на него обязанности.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории отсутствовали операторы технического осмотра, аккредитованные в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, что подтверждается письмом начальника Управления МВД России по городу Перми от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы , статьей 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что принятие мер по организации проведения технического осмотра и осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации, а также утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, органами государственной власти по объективным причинам не реализованы вытекающие из требований статьи 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» полномочия по созданию необходимых условий в сфере организации проведения технического осмотра на территории края, чем также обусловлена невозможность своевременного проведения в ДД.ММ.ГГГГ технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев).

Предприятие в соответствии с положениями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является организация и осуществление регулярных перевозок пассажиров городским наземным электрическим и автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам , чем обеспечивается решение предусмотренных статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения городского округа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Выпуск ДД.ММ.ГГГГ на линию муниципального маршрута не прошедшего в установленном порядке технический осмотр трамвая бортовой под управлением водителя ФИО3 осуществлен в условиях крайней необходимости, что исключает административную ответственность за указанные действия (статья 2.7 КоАП РФ), при этом вред никому не причинен каких либо негативных последствий не наступило, угрозы интересам общества или государства не создано.

В Предприятии созданы необходимые условия для проведения проверки технического состояния трамваев перед выпуском на линию. Для этого в штате введены должности контролеров технического состояния в количестве 8 единиц, которые в полном объеме обеспечены необходимыми техническими средствами контроля. Деятельность Предприятия в данном направлении организована на должном уровне.

ДД.ММ.ГГГГ Предприятием был заключен договор с ООО «», являющимся оператором технического осмотра (номер в реестре Операторов ТО от ДД.ММ.ГГГГ).

Ранее аналогичные договоры с данным Оператором заключались ежегодно.

В рамках исполнения условий указанного договора в ДД.ММ.ГГГГ трамвайные вагоны, подлежащие прохождению технического осмотра, были проверены техническим экспертом ОТО, признаны исправными и были даны заключения о возможности их эксплуатации.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в требования к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта технического осмотра. Данные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В целях исполнения указанных требований оператором технического осмотра (ООО «»), проводилась работа по аккредитации передвижной диагностической линии, обеспечивающей выполнение в полном объеме процедуры технического осмотра, в соответствии с требованиями к производственно-технической базе, фотографическому изображению транспортного средства, к точности определения координат места проведения технического диагностирования.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работа по аккредитации оператором не завершена, вследствие чего у Предприятия отсутствовала возможность проведения технического осмотра трамваев.

Приказом Российского союза автостраховщиков от ДД.ММ.ГГГГ Обществу с ограниченной ответственностью «Станция контроля» переоформлен аттестат аккредитации оператора технического контроля, после чего Предприятием обеспечено проведение на договорной основе технического контроля (диагностирования) трамваев у данного Оператора.

Учитывая, что Предприятием приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению и соблюдению вытекающих из положений законодательства, регламентирующего основания и порядок проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, однако невозможность проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев) обусловлена независимыми от юридического лица обстоятельствами - отсутствием на территории аккредитованных в установленном порядке операторов технического осмотра указанной категории транспортных средств (трамваев), оснований для привлечения Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ не имелось.

В судебном заседании защитник на доводах жалобы настаивал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель Управления МВД России по возражал против удовлетворения жалобы, дополнительно указав, что возможно рассмотреть вопрос о замене наказания на предупреждение.

Судья, изучив материалы дела, дело об административном правонарушении в отношении Предприятия, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённого Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – Положение), запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

Согласно пункту 12 Положения, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Согласно статье 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 года, порядок и периодичность проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы или подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, определяются Правительством Российской Федерации.

Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1433.

Согласно п.п. б, п. 2 Правил, технический осмотр проводится каждые 6 месяцев - в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, с года выпуска в обращение которых прошло более чем 5 лет.

Согласно п. 5 Правил технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - операторы технического осмотра).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Предприятие допустило выпуск на линию трамвай , бортовой , под управлением водителя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не прошедшего в установленном порядке технический осмотр, тем самым нарушило требование пункта 12 Положения. Согласно данным полученным из «Единая автоматизированная информационная система технического осмотра» установлено, что трамвай бортовой , технический осмотр не проходил.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ.

Выводы о наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ в деянии Предприятия подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом сотрудника ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО3 управляла ТС, в отношении которого не оформлена, в установленном порядке, диагностическая карта; объяснением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН; договором от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.

В то же время, согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В материалы дела представлены сведения, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории отсутствовали операторы технического осмотра, аккредитованные в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, что подтверждается письмом начальника Управления МВД России по городу Перми от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ, статьей 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что принятие мер по организации проведения технического осмотра и осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации, а также утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку, сведениями представленными Предприятием, а именно – на территории Пермского края отсутствовали операторы технического осмотра, аккредитованные в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, допущенное Предприятием нарушение, исходя из его характера, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и имеются основания для признания его малозначительным.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Предприятие следует освободить от административной ответственности и объявить устное замечание.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия «ПермГорЭлектроТранс» по доверенности ФИО1 удовлетворить

Постановление об административном правонарушении заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми подполковника полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «ПермГорЭлектроТранс» прекратить за малозначительностью, объявив устное замечание.

Решение в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: Д.Ф. Кочегарова