№ 12-916/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Демехин С.В., рассмотрев административное дело по жалобе директора Государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова» С на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в АО и НАО А№-ОБ/03-12/108/23 от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в АО и НАО ФИО1 № 7-1888-16-ОБ/03-12/108/23 от 29 сентября 2016 года Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова» (далее Учреждение, ГБУК АО «Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 130000 рублей.
В своей жалобе заявитель просит постановление изменить, снизив размер штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании защитник М доводы изложенный в жалобе поддержала в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.
Исследовав доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав защитника прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела в период с 02.09.2016 по 22.09.2016 г. проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства РФ в отношении юридического лица - ГБУК Архангельской области «Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова».
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 5 части 1 статьи 219 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Согласно части 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 4 указанных выше Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 5 указанных выше Межотраслевых правил предусмотрено, что предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее -типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 13 указанных выше Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к указанным выше Правилам.
Согласно пункту 14 указанных выше Межотраслевых правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Пунктом 34 указанных выше Межотраслевых правил установлено, что ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).
В соответствии с пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Согласно пункту 5.6. указанного выше Технического регламента средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
В Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций культуры, утвержденных Постановлением Минтруда России от 25.12.1997 № 66, отсутствует должность уборщики производственных помещений, таким образом, при выдаче работникам по должности «уборщик» производственных помещений» СИЗ не обходимо руководствоваться Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на рабочих, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Пунктом 170 Приложения к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н предусмотрено, что работникам по должности «уборщик производственных помещений» выдаются: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 на год; или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 на год; или комбинезон для зашиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов - дежурный; перчатки с полимерным покрытием - 6 пар на год; перчатки резиновые или из полимерных материалов - 12 пар на год; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (пункт 17 Приложения № 4) отнесено ко второму классу риска причинения вреда.
В нарушение выше указанных норм уборщик производственных помещений З не обеспечена средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, отнесенным в соответствии с Приложением № Технического регламента ко второму классу риска причинения вреда, что подтверждается предоставленной в ходе проверки личной карточкой № учета выдачи СИЗ уборщика производственных помещений З
Аналогичное нарушение установлено в отношении уборщика производственных помещений П, что подтверждается предоставленной в ходе проверки личной карточкой № учета выдачи СИЗ П
В Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций культуры, утвержденных Постановлением Минтруда России от 25.12.1997 № 66, отсутствует должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, таким образом, при выдаче работникам по должности «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» СИЗ необходимо руководствоваться Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Пунктом Приложения к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н предусмотрено, что работникам по должности «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» выдаются: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 на год; сапоги резиновые с защитным подноском -1 пара на год; перчатки с полимерным покрытием - 6 пар на год; перчатки резиновые или из полимерных материалов - 12 пар на год; щиток защитный лицевой - до износа; или очки защитные - до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (пункт 17 Приложения № 4) отнесено ко второму классу риска причинения вреда.
В нарушение выше указанных норм рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий Ш не обеспечен средством индивидуальной зашиты органов дыхания фильтрующим, отнесенным в соответствии с Приложением № 4 Технического регламента ко второму классу риска причинения вреда, что подтверждается предоставленной в ходе проверки личной карточкой № 36 учета выдачи СИЗ Ш
В Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций культуры, утвержденных Постановлением Минтруда России от 25.12.1997 № 66, отсутствует должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, таким образом, при выдаче работникам по должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» СИЗ необходимо руководствоваться Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Пунктом 189 Приложения к Приказу Минтруда России от 09.122014 № 997н предусмотрено, что работникам по должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» при выполнении работ в условиях, не связанных с риском возникновения электрической дуги выдаются: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий -1 на год; или халат и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 на год; сапоги резиновые с защитным подноском - 1 пара на год; перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на год; или перчатки с точечным покрытием - до износа; боты или галоши диэлектрические - дежурные; перчатки диэлектрические - дежурные; щиток защитный лицевой - до износа; или очки защитные - до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (пункт 17 Приложения № 4) отнесено ко второму классу риска причинения вреда.
В нарушение выше указанных норм электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования В не обеспечен средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, отнесенным в соответствии с Приложением № 4 Технического регламента ко второму классу риска причинения вреда, что подтверждается предоставленной в ходе проверки личной карточкой учета выдачи СИЗ В.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица о событии административного правонарушения и вине Учреждения в его совершении подтверждается представленными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, должностное лицо правильно квалифицировало допущенное Учреждением административное правонарушение по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
По существу в жалобе на постановление не содержится каких-либо новых данных, не учтенных должностным лицом при рассмотрении дела, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены постановления.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, уполномоченными должностными лицами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Вместе с тем, частью 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Считаю, что составлением протокола и рассмотрением материалов об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, в связи с чем применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 130000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, имущественное положение юридического лица и, на основании вышеуказанных норм закона, полагаю возможным снизить размер назначенного ГБУК АО «Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова» административного штрафа до 65000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в АО и НАО А№-ОБ/03-12/108/23 от 29 сентября 2016 года изменить, снизив размер назначенного ГБУК АО «Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова» административного штрафа до 65000 рублей.
В оставшейся части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Демехин
Копия верна: Судья С.В. Демехин