ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-917/2023 от 27.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2023-005947-95

Дело № 12-917/2023

РЕШЕНИЕ

27 октября 2023 года г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Катеринин В.В.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

с участием: помощника Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области Петренко А.К., защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области ФИО2 от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области ФИО2 от ... производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении должностного лица – врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3 по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Сорочинской межрайонной прокуратуры обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, дело вернуть должностному лицу на новое рассмотрение. Протест мотивирован тем, что ФИО3 нарушил условия предоставления субсидии, выделенной на приобретение объекта особо ценного движимого имущества – гидрографического комплекса БПВА с акустическим доплеровским профилографом, путем перечисления денежных средств по гражданско-правовому договору на лицевой счет контрагента, открытый в коммерческом банке в отсутствие казначейского сопровождения.

Помощник Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области Петренко А.К., действующая на основании поручения, протест поддержала, просила его удовлетворить.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, действующая на основании доверенности N от ..., возражала против удовлетворения протеста, дополнительно указав, что авансовый платеж в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации перечислен ФИО3 с использованием специализированного счета, предусматривающего казначейское сопровождение, однако законодательством не предусмотрена обязанность перевода остатка платежа через счета, открытые в Управлении Федерального казначейства.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протеста.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела и доводы протеста, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ, в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определены особенности гражданского-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетных или автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидии на основании соглашения, которое определяет права, обязанности и ответственность сторон, порядок, условия, объем и периодичность в течение года.

Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрено наказание за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в нарушении условий предоставления субсидий.

Субъектами указанного правонарушения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица – получатели субсидии.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Сорочинского района Оренбургской области на основании решения N-п от ... проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в отношении филиала Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» в период с ... по ....

Проверкой установлено, что ... между Федеральным агентством водных ресурсов и ФГБВУ «Центррегионводхоз» заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.

Согласно пункту 1.1. Соглашения, субсидия предоставлена в целях приобретения объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования.

... заключено Дополнительное соглашение к Соглашению от ..., по условиям которого филиалу Управления эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» на 2022 год распределена субсидия в сумме ... рублей в целях приобретения объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования - гидрографического комплекса БПВА с акустическим доплеровским профилографом.

... между филиалом «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» ФГБВУ «Центррегионводхоз» и АО «ПРИН» заключен гражданско-правовой договор N от ... (далее- договор N) на поставку гидрографического комплекса БПВА с акустическим доплеровским профилографом. Цена договора N24 составила ... рублей.

Согласно пункту 2.5 договора N, источник финансирования договора -федеральный бюджет (средства бюджетного учреждения, доведенные в виде субсидии на иные цели).

В силу пункта 2.10.1 договора N, целевые средства по договору подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с пунктом 5 статьи 242.25 БК РФ, частью 2 статьи 5 Закона о бюджете на 2022 год № 390-ФЗ.

Филиалом «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» ФГБВУ «Центррегионводхоз» ... на основании платежного поручения N осуществлена оплата по договору N на казначейский счет Поставщика, открытый в ГУ Банка России по ЦФО/УФК по ..., в сумме ... руб. На основании платежного поручения от ...N филиалом «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» ФГБВУ «Центррегионводхоз» ... осуществлена оплата по договору в сумме ... рубля на расчетный счет, открытый Поставщиком в ПАО «Сбербанк», чем по мнению прокурора нарушен порядок расходования средств целевых субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям.

По результатам проверки, постановлением Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

30 августа 2023 года административные материалы вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении были направлены на рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.

При рассмотрении дела должностным лицом Управления Федерального казначейства по Оренбургской области установлено, что субсидия в целях приобретения объектов особо ценного имущества была выдана на основании Соглашения N, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ, стороной которого врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3, не является.

Должностное лицо при вынесении постановления, ссылаясь на положения пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пришло к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3

Оснований не согласиться с постановлением должностного лица о прекращении производства по делу в отношении ФИО3 у суда не имеется.

Порядок определения объема и условия представления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства водных ресурсов, на иные цели, утвержден приказом Федерального агентства водных ресурсов от ... №230.

Пунктом 2 раздела 1 Приказа №230 предусмотрено, что целевые субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый годи плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Федеральному агентству водных ресурсов как получателю средств федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №3212.

Пунктом 3 раздела Приказа №230 установлены условия предоставления целевых субсидий, которые, как следует из материалов дела, соблюдены.

Вопреки доводам протеста, несоблюдение условий договора о казначейском сопровождении целевых денежных средств не составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поскольку казначейское сопровождение применяется исключительно в целях контроля за эффективным и результативным использованием бюджетных средств, уже представленных в качестве субсидии.

Казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров) (статья 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Участник казначейского сопровождения - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учет операций со средствами участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в статьях 242.25 и 242.26 названного Кодекса, производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случаях, установленных федеральными законами (пункт 7.1 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предоставление субсидии юридическому лицу предполагает наложение определенных ограничений, включающих казначейское сопровождение расчетов с использованием бюджетных средств и подчинению соответствующего лица правомочиям органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение в отношении него проверок целевого использования бюджетных средств.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ), субсидии федеральным бюджетным учреждениям, предоставляемые в 2022 г. в соответствии со ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат казначейскому сопровождению.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ, в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат целевые средства в виде авансовых платежей по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, а также получателями взносов (вкладов), указанных в пункте 3 настоящей части, с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады).

Таким образом, нарушение условий казначейского сопровождения Заказчиком по Договору N (филиалом «Управление эксплуатации Сорочинского юдохранилища» ФГБВУ «Центррегионводхоз») в части соблюдения запрета на перечисление целевых средств с лицевых счетов на счета, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации юридическому лицу не свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии между Учредителем и Учреждением и не охватывается диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП.

С учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств того, что врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3 является получателем субсидии, нарушившим условия ее предоставления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области ФИО2 от 29 августа 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области ФИО2 от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – врио директора филиала «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО3 оставить без изменения, протест Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии через Ленинский районный суд г. Оренбурга.

Судья: подпись. В.В. Катеринин

Копия верна. Судья:

Секретарь: