ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-918/2022 от 23.09.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-918/2022

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 23 сентября 2022 г.

Судья Советского районного суда г. Красноярска Алексеева А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, по жалобе защитника ООО «РН-Бурение» Свистуна Р.П. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №АТ-739/6 от 25.11.2021 г. в отношении ООО «РН-Бурение»,

установил:

ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Красноярска, защитник ООО «РН-Бурение» Свистун Р.П. просит постановление отменить, приводя доводы о его незаконности.

В судбеном заседании жалоба поддержана ее автором.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 руб. до 350 000 руб.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях реализации п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 г. №1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, которым устанавливаются требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (далее Порядок учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 г. №1028).

Согласно Порядку учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 г. №1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом (пункт 3).

Учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (пункт 4).

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 07.09.2021 г. №739-р/п в период с 15.09.2021 г. по 28.09.2021 г. сотрудниками Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «РН-Бурение» проведена плановая выездная проверка.

В ходе данной проверки было установлено, что Восточно-Сибирский филиал ООО «РН-Бурение» осуществляет деятельность по строительству поисково-оценочных, разведочных, эксплуатационных, специальных и других нефтяных скважин на объектах распложенных в Таймырском Долгано-Ненецкий районе (Сузунское месторождение), Туруханском районе (Тагульское месторождение, Лодочное месторождение, Ванкорское месторождение) Красноярского края, сопровождающуюся образованием отходов бурения, относящихся к отходам I-V класса опасности.

В соответствие с приказом ПАО «НК «Роснефть» №632 от 12.11.2019 г. «Об организации процесса обращения с отходами бурения и взаимодействия с подрядчиками, осуществляющими буровые работы на суше», обязательства по обращению с отходами бурения закреплены за буровыми подрядчиками (в отношении работ, выполняемых на суше) с закреплением за ними в договорах компании права собственности на отходы.

Во исполнение приказа, ООО «РН-Ванкор» переданы буровому подрядчику ООО «РН-Бурение» объекты временного накопления отходов:

1. Сузунское месторождение (акт приема-передач №01/15ША от 15.12.2020 г.), согласно которому в пользование бурового подрядчика ООО «РН-Бурение» переходит объект временного накопления отходов (амбар) чек №3 кустовой площадка 15.

2. Сузунское месторождение (акт приема-передач №01/12ША от 5.12.2020 г.), согласно которому в пользование бурового подрядчика ООО «РН-Бурение» переходит объект временного накопления отходов (амбар) чек №2,3 кустовой площадка 12.

3. Сузунское месторождение (акт приема-передач №01/13ША от 12.12.2020 г.), согласно которому в пользование бурового подрядчика ООО «РН-Бурение» объект временного накопления отходов (амбар) чек №1,2 кустовой площадка 13.

4. Тагульское месторождение (акт приема-передач объекта временного накопления бурового шлама кустовых площадка Тагульского месторождения от 04.02.2021 г.), согласно которому подрядчиком приняты объекты временного накопления отходов, находящиеся на территории кустовых площадок № 3, 9, 17, 19, 20, 22, 24, 31.

На утилизацию отходов бурения ООО «РН-Бурение» заключены договоры со сторонними организациями (ООО «Экология Югры», ООО «Сибпромсервис», ООО «Энерго-утилизационная компания», ООО «ЭкоВек»).

Во время проведения проверки, в нарушение п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 г. №1028, Восточно-Сибирским филиалом ООО «РН-Бурение» представлен журнал учета образования и движения отходов за 2021 год по филиалу в целом, который не содержит полной достоверной информации о передачи сторонним организациям на утилизацию следующих отходов: шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные (ФККО-2 91 120 01 39 4); растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные, малоопасные (ФККО-2 91 110 01 39 4), а именно: в обобщенном журнале не содержится информации о движении указанных выше отходов по каждому из объектов временного накопления отходов, при этом журналы учета образования и движения отходов по каждому из объектов временного накопления отходов в отдельности не предоставлены.

Как следствие выявленных нарушений, 18.10.2021 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «РН-Бурение» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №АТ-739/6 от 25.11.2021 г. ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО «РН-Бурение» в его совершении в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором указаны обстоятельства его совершения; актом плановой выездной проверки от 28.09.2021 г.; копией журнала учета образования и движения отходов за 2021 год по Восточно-Сибирскому филиалу ООО «РН-Бурение».

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен. Бездействие ООО «РН-Бурение» верно квалифицировано по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на то, что журналы учета образования и движения отходов имелись на каждом из объектов (месторождений), но не были предоставлены проверяющим лицам в силу их территориальной удаленности, при этом проверяющие лица имели возможность ознакомиться с данными журналами непосредственно на месторождениях, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-4/15-235 от 24.12.2021 г. инженер по охране окружающей среды управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Восточно-Сибирского филиала ООО «РН-Бурение» ФИО1 привлечена к административной ответственности ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ за совершение того же самого административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, факт привлечения к административной ответственности за то же самое административное правонарушение должностного лица организации может быть учтен, только если само юридическое лицо приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства юридическое лицо в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении не представило.

Фактических данных, позволяющих классифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, в деле не содержится. Состав названного правонарушения является формальным и не связан с наступлением каких-либо материальных последствий правонарушения, а существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства.

С учетом изложенного, полагаю, что оснований для освобождения ООО «РН-Бурение» от административной ответственности, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а также для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.

Правовые основания для удовлетворение жалобы отсутствуют.

Между тем, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, тот факт, что ООО «РН-Бурение» к административной ответственности за совершение административных правонарушений не привлекалось, принимая во внимание последствия имущественного характера для общества, полагаю необходимым в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, до 100 000 руб.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=E0267D050B2A6F127A5351E5F07DF8B6905E8EB7FE570B1F74BFD44F88FF50AC615A921854A69F17CEfAK" 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №АТ-739/6 от 25.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «РН-Бурение» изменить: снизить назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа до 100 000 руб.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Свистуна Р.П. без удовлетворения.

Решение и постановление могут быть обжалованы в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Советский районный суд г. Красноярска.

Судья А.В. Алексеева