Д-12-91/13
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 апреля 2013 г. г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №9 г<адрес> от 18.03.2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды и радиационного контроля ОАО «<данные изъяты>» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от 18 марта 2013 года начальник отдела охраны окружающей среды и радиационного контроля ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. В постановлении указывается на, что ОАО «<данные изъяты>» в период времени с 12.12.2012г. осуществляет накопление и размещение отходов (обращение с отходами) при отсутствии установленных нормативов образования отходов I-IV класса опасности и лимитов на их размещение, что является несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства, а в должностные обязанности начальник отдела охраны окружающей среды и радиационного контроля ФИО1 входит обеспечение соблюдения экологических требований в области обращения с отходами.
ФИО1 обратился в Таганрогский городской суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит суд отменить постановление и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что согласно Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация обязана разработать, утвердить и согласовать в органах Росприроднадзора «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)». ОАО <данные изъяты>» в установленном порядке получило документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №, срок действия ПНООЛР установлен до 07.04.2013г. Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, а под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Таким образом, буквальное толкование терминов позволяет сделать вывод о том, что ОАО «<данные изъяты>» производит накопление отходов I-IV класса опасности, а не их размещение, в связи с чем ПНООЛР не находятся в зависимости от наличия лицензии. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении имеются ссылки на ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.24 ФЗ «Об охране окружающей среды», однако указанные в этих статьях нормы действуют при условии размещения отходов, а не накопления, как это производит завод, то и административная ответственность отсутствует. Он считает, что утверждение Департамента Росприроднадзора по ЮФО о том, что лимиты закончили свое действие, не соответствует действующему законодательству, а требование о привлечении его к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – неправомерно.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Большаков М.М. требования жалобы поддержали, ссылаясь на изложенные в жалобе доводы. На вопросы судьи пояснили, что ОАО <данные изъяты>» направлял в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но в удовлетворении этого заявления было отказано, поскольку близко к Азовскому морю расположен заводской шламонакопитель, который планируется закрыть (прекратить использовать) в декабре 2013 года.
Выслушав объяснения привлекаемого к административной ответственности лица и его защитника, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Вина начальника отдела охраны окружающей среды и радиационного контроля ОАО «<данные изъяты> ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.01.2013г., составленным государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО ФИО3; служебной запиской заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по ЮФО ФИО4, в которой говорится, что ОАО «<данные изъяты> в заявлении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представило искаженную и недостоверную информацию, в том числе по объектам размещения отходов; Положением об отделе охраны окружающей среды и радиационного контроля ОАО «<данные изъяты> в котором отражены обязанности начальника этого отдела, в том числе по разработке документов, связанных с обращением с отходами и получением лицензии на размещение отходов I-IV класса опасности.
На запрос мирового судьи исполняющий обязанности начальника Департамента Росприроднадзора по ЮФО ФИО5 представил пояснения по делу, в которых говорится, что ОАО «<данные изъяты> в 2008 году был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятия и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (регистрационный номер документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 277/1026, дата регистрации 08.04.2008г.). В соответствии с п.11 постановления Правительства РФ от 16..06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предприятиями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Таким образом, общий срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение составляет 5 лет. Однако, в соответствии с п.13 постановления Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно п.10 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I -IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I -IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I -IV класса опасности. При осуществлении основной деятельности, в процессе которой в соответствии с технологическими процессами образуются отходы производства 1-5 класса опасности, ОАО «<данные изъяты> осуществляет также деятельность по обезвреживанию и размещению части образующихся отходов 3-4 класса опасности на собственных объектах. При этом ОАО <данные изъяты> имеет на балансе три объекта размещения отходов: мусороотвал площадью 6,5 га, хранилище железосодержащих отходов площадью 1 га, шламонакопитель площадью 27,75га. В связи с чем ОАО «<данные изъяты>» и была получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-29-000149 (61) от <дата>, срок действия которой истек <дата> Соответственно и срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ОАО «<данные изъяты>» истек <дата> Департаментом Росприроднадзора по ЮФО был рассмотрен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «<данные изъяты>», выполненный в 2012 году (вх. № от <дата>). По результатам рассмотрения в представленном проекте был выявлен ряд замечаний, в связи с чем нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «<данные изъяты> утверждены не были (Уведомление о рассмотрении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11.12.2012г. № 15/8119). Согласно п.30 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. По общему правилу в соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия действует бессрочно. Однако, согласно п. 4 ст. 22 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечению срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. Согласно ч.3 ст.3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимаются виды деятельности, на осуществление, которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Одновременно, приложением № 1 к Положению о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (утв. постановление Правительства РФ от 28 марта 2012г. № 255) установлен перечень работ, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности. Лицензия № ОТ-29-000149 (61) от 11.12.2007г., выданная ранее ОАО <данные изъяты>» была выдана на следующий вид деятельности: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов». Наименование указанного вида деятельности изменено, в настоящее время лицензированию подлежит вид деятельности - «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности». Кроме того, лицензия № ОТ-29-000149 (61) от 11.12.2007г., выданная ранее ОАО «<данные изъяты> не содержит перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности. Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 22 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия № ОТ-29-000149 (61) от 11.12.2007г. по истечении срока деятельности подлежит переоформлению в установленном законом порядке и только после переоформления действует бессрочно.
При рассмотрении дела мировым судьей были выяснены все обстоятельства, подлежащие выяснению в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, административное наказание назначено в минимальном пределе санкции ст.8.2 КоАП РФ. Доводы жалобы не основаны на законе и действительных обстоятельствах дела. Материалы дела в совокупности с пояснениями руководителя Департамента Росприроднадзора по ЮФО не вызывают сомнения в том, что действительно срок действия лицензии на обращение с опасными отходами у ОАО «<данные изъяты>» истек, а соответственно истек и срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.е. ОАО «<данные изъяты> осуществляет производственную деятельность с накоплением и размещением отходов (обращение с отходами) при отсутствии установленных нормативов образования отходов I-IV класса опасности и лимитов на их размещение. ФИО1, как ответственное за своевременное получение этих нормативов и лимитов должностное лицо, в установленном законом порядке привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 30.7-30.10 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от 18 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды и радиационного контроля ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Федеральный судья Ю.Н. Ядыкин