ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-91/16 от 29.07.2016 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-91/2016

РЕШЕНИЕ

29 июля 2016 года п. Славянка

Судья Хасанского районного суда Приморского края Швецова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу ЗАО «Востокбункер» на постановление старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 19.05.2016 года по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Востокбункер», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,

Установил:

постановлением старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 19.05.2016 года ЗАО «Востокбункер» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КОАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

С данным постановлением юридическое лицо не согласно, в связи с чем представителем подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного постановления.

В обоснование жалобы указано, что административным органом не представлено доказательств эксплуатации РПК «Славянка», как объекта в период с 26.10.2014 года по 23.09.2015 года, подлежащего обязательной экологической экспертизе.

Согласно лицензионным требованиям к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не предусмотрено (пункт 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490).

По мнению представителя, погрузка-выгрузка нефтепродуктов на предназначенном для этих целей участке акватории порта, как вид деятельности, не требует экологической экспертизы.

На акватории морского порта Посьет и морского терминала Славянка бункеровка судов ведется в порядке, утвержденном Распоряжением капитана морского порта Посьет № 9 от 14.02.2014г., на участках акватории, определенных для этой цели «Обязательными постановлениями в морском порту Посьет», утвержденными Приказом Минтранса России от 19.10.2012. № 379.

Согласно п. 95 данных Постановлений бункеровка судов в морском порту осуществляется: якорных местах N 1 - 4 участка акватории морского порта в заливе Посьета; в районе ожидания; у причалов и на якорных местах участка акватории морского порта в Славянском заливе; на РПК «Славянка» т РПК «Славянка-2», то есть бункеровка судов разрешена на всех участках акватории б. Славянка, где разрешена стоянка судов. При этом бункеровка разрешена для всех судов любых собственников.

ЗАО «Востокбункер» имеет лицензии «На осуществление перевозок морским транспортом грузов» и «На осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах». Местом осуществления лицензируемой деятельности является, в том числе, акватория порта Посьет, составной частью которой является акватория б. Славянка.

В соответствии с обязательным постановлением по порту Посьет рейдовый перегрузочный комплекс «Славянка» (РПК) представляет из себя две швартовные бочки, установленные на мертвых якорях на участке акватории порта. РПК ограничен прямыми линиями, соединяющими последовательно точки с координатами: N 1 42°52,95? северной широты 131°25,29f восточной долготы; N 2 42°53,23! северной широты 131°25,43/ восточной долготы; N 3 42°53,19" северной широты 131°25,56! восточной долготы; N 4 42°52,9Г северной широты 131°25,42" восточной долготы. Мертвые якоря швартовных бочек расположены в координатах: A. 42°52,95! северной широты 131°25,36" восточной долготы; 42°53,2! северной широты 131°25,49! восточной долготы.

Как указывает представитель, в отсутствие оборудования (якоря и бочки), РПК - всего лишь участок акватории, где разрешена стоянка судов и проведение операций по бункеровке (по сути - якорное место). Оборудование РПК мертвыми якорями и бочками необходимо лишь для выполнения требований «Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно» (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2009 N 68) в части позиционирования судов при проведении грузовых операций. Швартовка на бочку необходима при проведении операций по перегрузу нефтепродуктов с одного транспортного судна на другое т.е., когда нефтепродукт - перевозимый перевозчиком груз). На бункеровку судов (т.е., когда идет заправка топливом для судовых двигателей) требования «Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно» не распространяются (пункт 4 Правил).

В указанный в обжалуемом Постановлении период на акватории РПК «Славянка» осуществлялись лишь операции по снабжению судов бункером и припасами. Грузовых операций, требующих использования оборудования и сооружений, подлежащих экологической экспертизе, не проводилось. Доказательств того, что РПК был обустроен, и установленное оборудование использовалось, не представлено.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО1 поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель административного органа – государственный инспектор ФИО2 с доводами жалобы не согласился, пояснил, что в ходе проверки с 29.12.2015 года по 02.02.2016 года, ЗАО «Востокбункер» предоставило положительное заключение государственной экологической экспертизы на ведение хозяйственной деятельности на РПК «Славянка», которое было выдано 23.09.2015 года.

Вместе с тем, было установлено, что в период времени с 26.10.2014 года по 23.09.2015 года юридическое лицо на РПК «Славянка» осуществляло грузовые операции, не имея положительного заключения экологической экспертизы.

Выслушав стороны, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности.

Предметом правонарушения является порядок проведения экологической экспертизы. Указанный порядок регламентирован Федеральным законом от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Судом установлено, что в период с 29.12.2015 по 02.02.2016, административным органом была проведена плановая проверка ЗАО «Востокбункер», в ходе которой было выявлено, что ЗАО «Востокбункер» имеет оборудованный рейдовый перегрузочный комплекс на акватории бухты Славянка Японского моря во внутренних морских водах России (РПК «Славянка») в координатах: 42 52 57.2 с.ш. 131 25 17.5 в.д.; 42 53 13.8 с.ш 131 25 25.5 в.д; 42 53 11.8 с.ш 131 25 33,45 в.д; 42 52 55.0 с.ш. 131 25 25.0 в.д.

На размещение рейдового перегрузочного комплекса ЗАО «Востокбункер» получен договор водопользования от 08.06.2015 №00-20.04.00.004-М-ДРБВ-2015-01809/00 на использование водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

На морской акватории бухты Славянка для проведения операций расположена заякоренная швартовая бочка.

Данные нарушения были зафиксированы в акте проверке.

Выявленные в действиях юридического лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ явились основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении от 25.02.2016 года.

В соответствии с требованиями ст.34 ФЗ РФ №155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море и могут осуществляться только при наличии положительного заключения экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Объектами государственной экологической должны быть так же проекты федеральных программ, проектная документация, относящаяся к изучению, разведке, разработке природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, прокладке кабелей и трубопроводов, производству буровых работ, захоронению грунта при производстве дноуглубительных работ, а так же обосновывающие другие виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море. Государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Во время проведения проверки ЗАО «Востокбункер» предоставило положительное заключение государственной экологической экспертизы на ведение хозяйственной деятельности на РПК «Славянка». Заключение было выдано Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю 23.09.2015.

При проведении проверки, административным органом была получена информация с ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и восточной Арктики» от 26.01.2016 №6/297, из которой следует, что бункеровочные и грузовые операции на данном РПК ЗАО «Востокбункер» начало проводить с 26.10.2014, представлен список судом, осуществлявших грузовые операции на данном РПК в период с 26.10.2014 года по 12.05.2015 года.

Таким образом, административным органом в ходе проверки, было достоверно установлено, что ЗАО «Востокбункер» осуществляло хозяйственную деятельность на РПК «Славянка» до получения положительного заключения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме того, административным органом в рамках административного производства должностным лицом получена информация ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и восточной Арктики» из которой следует, что ЗАО «Востокбугкер» в период с 19.05.2015 года по 23.09.2015 года систематически осуществляло грузовые операции на РПК «Славянка», то есть в период отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, осуществление ЗАО «Востокбункер» хозяйственной деятельности на РПК «Славянка» в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы влечет за собой административную ответственность.

Признавая ЗАО «Востокбункер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.4 КоАП РФ, государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о наличии в его действиях данного состава административного правонарушения.

Вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.4 КоАП РФ, сделан на основе правильной оценки всех представленных доказательств, которые оценивались в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств и не свидетельствуют о невиновности юридического лица в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Решил:

постановление старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 19.05.2016 года № 07-040/16 по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Востокбункер» - оставить без изменения, жалобу ЗАО «Востокбункер» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья