ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-91/19 от 12.03.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Судья Науменко Т.В. Дело № 12-91/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

12 марта 2019 года город Саратов

Судья Волжского районного суда г. Саратова Даниленко А.А.,

при секретаре Лушниковой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Саратовской Государственной инспекцией пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО1 ФИО6 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> от 15.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 ФИО7

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> ФИО3, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО4 ФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Саратовской Государственной инспекцией пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО2 обратился с жалобой, в которой просит отменить названное выше постановление мирового судьи, поскольку наказание назначено как должностному лицу, а не как юридическому лицу, что предусмотрено примечанием к ст.15.27 КоАП РФ.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, надлежащем образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судья, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы и возражений, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1.6 п. 1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Часть 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно примечанию к данной статье, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Как следует из материалов дела, ФИО4 ФИО9, является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законом порядке, осуществляла операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в связи с чем, в силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В числе прочих к таким мерам относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно ст. 3 Закон N 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций, далее - постановление N 667).

Согласно п. 1.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации. Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

В силу подп. "а-в" п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 667, Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля); б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов я (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации); в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска).

Программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца: определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (подп. "В" п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 667).В соответствии с подп. "А" п. 16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 667, Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления, в том числе, операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена документальная проверка соблюдения требований Закона N 115-ФЗ и иных нормативно-правовых актов РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацию внутреннего контроля.

По результатам документальной проверки деятельности ИП ФИО4 составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в протоколе об административном правонарушении указано, что:

В нарушение требований п. 3 Приказа Росфинмониторинга и Раздела 10 Правил внутреннего контроля в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в виде целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, не включен главный бухгалтер Предпринимателя;

В нарушение требований п. 10 Приказа Росфинмониторинга и Раздела 10 Правил внутреннего контроля главный бухгалтер Предпринимателя не прошел обучение в форме целевого инструктажа;

В нарушение требований п. 1.7 Приказа Росфинмониторинга и п. 3.12 Правил внутреннего контроля, в анкетах клиентов - физических лиц отсутствует отметка о действительности паспорта;

В нарушение требований п. 2.13. Приказа Росфинмониторинга и п. 4.5 Правил внутреннего контроля, при осуществлении идентификации клиентов, во всех анкетах клиентам - физических лиц отсутствует отметка о присвоении уровень риска и его обосновании;

В нарушение требований п. 2.13. Приказа Росфинмониторинга и п. 4.2 Правил внутреннего контроля, при осуществлении идентификации клиентов, во всех анкетах юридических лиц клиентам ошибочно присвоен низкий уровень риска.

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> ФИО3, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 ч. 1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Таким образом, в суде установлено и материалами административного дела подтверждается, что именно индивидуальный предприниматель ФИО4 подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как юридическое лицо.

Однако в нарушение данного требования, согласно резолютивной части постановления, к административной ответственности привлечена ФИО4 ФИО11, как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель и наказание ФИО4 ФИО10 назначено как физическому, а не юридическому лицу, то есть в размере, не предусмотренном санкцией соответствующей нормы КоАП РФ для данного субъекта.

Общие правила назначения административного наказания, установленные в статье 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагают, что административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях вышестоящая судебная инстанция вправе отменить постановление о привлечении лица к административной ответственности и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что судом были допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку мировым судьей судебного участка № <адрес> ФИО3, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при вынесении в отношении ИП ФИО4 постановления по делу об административном правонарушении были нарушены правила назначения административного наказания, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и разрешить его в соответствии с законом, постановление о привлечении ИП ФИО4 к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

При этом в постановлении мирового судьи по каждому пункту вменяемых нарушений отсутствуют указания о конкретных датах, сроках, юридических и физических лицах, обстоятельствах.

Хотя, Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ N 203, - установлены формы, периодичность и сроки обучения. Кроме того, Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ N 366, также предусмотрено указание даты заполнения анкеты.

Более того, приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ N 59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 21239) – признан утратившим силу в связи с изданием Федеральной службы по финансовому мониторингу приказа от ДД.ММ.ГГГГ N 366.

Срок давности, привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.15.27, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Проверка деятельности ИП ФИО4 проводилась за период с 01.01.2017г. по 16.11.2018г.

Учитывая, что срок давности, привлечения к ИП ФИО4 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № <адрес>.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи судебного участка № <адрес> ФИО3, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № <адрес>.

Судья ФИО5