Дело № 12-91/2019
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
29 марта 2019 года г. Обь Новосибирской области
Судья Обского городского суда Новосибирской области Тайлакова Т.А., рассмотрев жалобу защитника Саметханова Алихана Дарханулы Давыдова Александра Анатольевича на постановление мирового судьи от 1-го судебного участка судебного района г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении
Саметханова Алихана Дарханулы, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мирового судьи 1-го судебного участка судебного района <адрес> Саметханов А.Д. привлечен к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Основанием привлечения к административной ответственности гр. Саметханова А.Д. явилось то, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками полиции ЛО МВД России в аэропорту «Толмачёво» совместно с сотрудниками ОРО Новосибирской таможни в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, на складе ООО «Международный аэропорт Новосибирск» обнаружена партия груза в виде табачной продукции (сигареты) различных наименований иностранного производства общим количеством 20 960 пачек (419 200 сигарет). В ходе проверки установлено, что на табачной продукции (сигаретах) отсутствуют акцизные марки, предназначенные для маркировки ввозимой на территорию Российской Федерации табачной продукции.
Согласно заключению специалистов ЦЭКТУ ЭКС- региональный филиал <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость табачной продукции (сигарет) на ДД.ММ.ГГГГ составила 2 077 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Саметханова А.Д. Давыдов А.А. обратился с жалобой, которой просил постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения, т.к. Саметханов А.Д. не хотел вводить товар (сигареты) в гражданский оборот на территории России, а поэтому у него не было обязанности уплачивать акциз. Саметханов А.Д. не нарушал законодательство РФ, поскольку товар следовал транзитом через территорию РФ в Казахстан. Сбывать сигареты на территории России Саметханов А.Д. не собирался.
В судебное заседание Саметханов А.Д. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не представил.
Защитник Давыдов А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней обстоятельствам.
Представитель Новосибирской таможни – уполномоченный по особо важным делам Новосибирской таможни ФИО1 в судебном заседании полагал, что в действиях Саметханова А.Д. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, т.к. гр. Саметханов А.Д., ввез на территорию Российской Федерации из Республики Кыргызстан табачную продукцию в виде 20 960 пачек сигарет, на которых отсутствовали акцизные марки, предназначенные для маркировки ввозимой на территорию Российской Федерации табачной продукции, чем допустил несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию. В связи с чем, постановление мирового судьи просил оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Жалоба подана в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, исходя из следующего.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 298-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товаров через Государственную границу Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза на территорию Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары, в отношении которых государством - членом Союза, в том числе в случаях, определяемых актами, составляющими право Союза, в торговле с государствами, не являющимися членами Союза, в одностороннем порядке применяются тарифные льготы, тарифные преференции, тарифные квоты и (или) запреты и ограничения по правилам, отличающимся от общих правил, установленных актами, составляющими право Союза, и (или) правил, применяемых в Российской Федерации.
Частью 4 ст. 246 указанного Федерального закона установлено, что проверка маркировки товаров акцизными марками и иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, заключается в проверке таможенными органами порядка маркировки товаров такими марками, соответствия информации, размещенной (содержащейся) на таких марках, маркированным товарам и сведениям о товарах, заявленным в таможенной декларации и (или) содержащимся в представленных таможенным органам документах, а также иным сведениям, имеющимся в распоряжении таможенных органов, в том числе проверке наличия либо отсутствия признаков того, что такие марки являются поддельными.
Согласно статье 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (Женева, ДД.ММ.ГГГГ) (Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции с ДД.ММ.ГГГГ) стороны признают, что ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку, а также разработка и осуществление соответствующего национального законодательства, помимо субрегиональных, региональных и глобальных соглашений, являются необходимыми компонентами борьбы против табака. Каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры для обеспечения того, чтобы все пачки и упаковки табачных изделий и любая внешняя упаковка таких изделий были маркированы для оказания Сторонам помощи в определении происхождения табачных изделий и, в соответствии с национальным законодательством и соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями, оказания Сторонам помощи в установлении точки отклонения, а также мониторинга, документирования и контроля за движением табачных изделий и их юридическим статусом.
В соответствии со ст. 341 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации. Порядок применения средств идентификации, используемых таможенными органами, и предъявляемые к ним требования устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок применения способов идентификации, используемых таможенными органами, в том числе порядок применения способов идентификации, предусмотренных статьями 167,180, 192, 206 и 214 ТК ЕАЭС.
Согласно статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Еосударственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» предусмотрено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками. Реализация на территории РФ табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» с ДД.ММ.ГГГГ запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с настоящим постановлением.
Аналогичные требования по маркировке табачных изделий акцизными марками, ввозимых на территорию Республики Казахстан, предусмотрены «Правилами маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками, а также формы, содержания и элементов защиты акцизных и учетно-контрольных марок», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, маркировка табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Казахстан учетноконтрольными марками или акцизными марками, осуществляется за пределами Республики Казахстан (п. 8 гл. 2 Порядка маркировки вышеуказанных Правил).
Кроме того, в соответствии со ст. 44 главы XI «Технического регламента на табачную продукцию Таможенного союза», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее -TP №) табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на неё распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском табачной продукции в обращение (ст. 45 вышеуказанного Технического регламента).
Из материалов дела усматривается, дела гр. Саметхановым А.Д. ДД.ММ.ГГГГ осуществил ввоз в Российскую Федерацию из Республики Кыргызстан товара - табачной продукции (сигарет) различных наименований иностранного производства в количестве 20 960 пачек без соблюдения запрета на его ввоз, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об акцизных марках для маркировки табачной продукции».
Своими действиями гр. Саметханов А.Д. нарушил требования ч. 4 ст. 246 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции».
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами защитника Давыдова А.А. о том, что в действиях гр. Саметханова А.Д. отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Данный факт подтверждается собранными по делу доказательствами: определением о передаче дела об административном правонарушении судье на рассмотрение от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией авианакладной от ДД.ММ.ГГГГ№; копией заключения специалистов ЦЭКТУ ЭКС-регионального филиала <адрес> от №; протоколом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ; материалами о проведении оперативно-розыскных мероприятий, письменными объяснениями Саметханова А.Д., который не отрицал то, что именно он организовал поставку табачных изделий в Новосибирск.
Однако доводы защитника о транзитном перемещении табачных изделий в Республику Казахстан подтверждения не нашли.
Отсутствие на табачных изделиях (сигаретах) в количестве 20 960 пачек, ввезенных гр. Саметхановым А.Д. без акцизных марок РФ, свидетельствует о том, что данные товары незаконно ввезены на территорию Российской Федерации. Следовательно, указанные табачные изделия нельзя отнести к категориям товаров, установленных ч. 4 ст. 246 Федерального закона № 298-ФЗ, соответственно в отношении них подлежат применению запреты и ограничения при ввозе в Российскую Федерацию.
Таким образом, мировым судьей правильно установлено, что в действиях гр. Саметханов А.Д. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3. КоАП РФ - несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию.
Доводы защитника Давыдова А.А. о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подведомственности, поскольку по делу фактически проводилось административное расследование и, в связи с чем, дело должно было быть рассмотрено районным судом, суд не принимает.
Как установлено ч. 2 ст. 23.1. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
На основании части 3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями. Судьями районных судов дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 и ч. 2 ст.23.1 КоАП РФ, в случае, если производство по таким делам осуществлялось в форме административного расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в определенных, указанных в данной норме, сферах (в том числе и в области таможенного дела) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Согласно правовой позиции, изложено в под. «а» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ5 года № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из представленных в адрес суда материалов дела об административном правонарушении следует, что решение о проведении административного расследования не выносилось. Материалы дела об административном правонарушении в отношении гр. Саметханова А.Д. по ст. 16.3 КоАП РФ выделены из материалов уголовного дела на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-82).
Наказание ФИО2 назначено в пределах санкции ст. 16.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи 1 - го судебного участка судебного района г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Саметханова Алихана Дарханулы о привлечении к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу на данное постановление – без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и настоящее решение вступают в законную силу немедленно после оглашения настоящего решения.
Судья Т.А. Тайлакова