ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-91/2016 от 21.07.2016 Норильского городского суда (Красноярский край)

№ 12-91/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск 21 июля 2016 года

Судья Норильского городского суда Тюмереков Ю. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Дакар» на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 57-10/9 от 08 октября 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Дакар», -

УСТАНОВИЛ:

В Норильский городской суд поступила жалоба ООО «Дакар» на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 57-10/9 от 08 октября 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в котором ООО «Дакар» просило обжалуемое постановление изменить и назначить административное наказание в виде штрафа, установив его размер ниже низшего предела.

Вышеуказанная жалоба ООО «Дакар» мотивирована тем, что по результатам проведенной плановой выездной проверки в отношении ООО «Дакар» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, , и вынесено постановление № 57-10/9 от 08 октября 2015 года, которым ООО «Дакар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.

Вышеуказанным постановлением № 57-10/9 от 08 октября 2015 года ООО «Дакар» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в виде:

-непредставления формы федерального государственного статистического наблюдения (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в установленные сроки за 2014 год;

-непредставления ООО «Дакар» как субъектом малого предпринимательства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;

-допуска к обращению с отходами 1 класса опасности лица, не имеющего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1 класса опасности.

Административным органом неверно определен субъект правонарушения.

В рамках исполнения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления в ООО «Дакар» утверждено Положение о системе управления окружающей средой, согласно которому общее руководство организацией работ по обеспечению регулярного процесса управления охраной окружающей среды осуществляется генеральным директором ООО «Дакар».

В ООО «Дакар» утверждена инструкция по сбору и хранению отработанных ртутьсодержащих ламп; приказом от 31 декабря 2014 года генеральный директор обозначен ответственным за природоохранную деятельность, экологическую безопасность и охрану окружающей среды; приказом от 28 декабря 20014 года И. назначена ответственной по вопросам природопользования, в том числе по работе с опасными отходами; приказами от 28 января 2015 года механик ООО «Дакар» В. назначен ответственным за обращение с отходами «мусор от бытовых помещений несортированный», обтирочный материал, загрязненный маслами»; ведется ежегодный журнал учета правил обращения с отходами, где фиксируется прохождение работниками общества инструктажа по вопросам обращения с отходами; оформлены и утверждены паспорта отходов, образующихся на предприятии; заключены договоры на вывоз отходов, в том числе 1-го класса опасности с имеющими лицензию предприятиями; лицо, допущенное к обращению с отходами (И. имеет свидетельство о повышении квалификации государственного образца «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами».

Вышеуказанные обстоятельства установлены должностным лицом административного органа при проведении проверки, что отражено в обжалуемом постановлении.

Выявленные должностным лицом административного органа нарушения стали возможны из-за бездействия должностных лиц ООО «Дакар»: специалиста по природопользованию И. и генерального директора П. при этом юридическим лицом ООО «Дакар» выполнены все возможные действия по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления.

В соответствии с приказом специалисту по природопользованию И. был предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у которой имеется свидетельство о повышении квалификации государственного образца «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», которое проверяющим не могло быть представлено, так как свидетельство находилось у самой И., которая находилась за пределами г. Норильска.

Вред общественным отношениям, возникающим по поводу обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в результате непредставления заявителем отчетности по форме 2-ТП и об образовании отходов должен оцениваться административным органом исходя из фактических обстоятельств, с учетом того, что ООО «Дакар» выполняет большинство требований законодательства об обращении с отходами: отходы имеют паспорта, надлежащим образом накапливаются, вывозятся, в ООО «Дакар» назначены ответственные лица за обращение с отходами, ведется инструктаж этих лиц, регулярно вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду. Непредставление при таких обстоятельствах статистической отчетности, причиняет вред вышеуказанным общественным отношениям весьма опосредованно и минимально.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности вмененного административного правонарушения согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Административное наказание, назначенное должностным лицом административного органа в виде штрафа в размере 100000 руб. 00 коп. является чрезмерно суровым и несоразмерным совершенному административному правонарушению.

В последующем, 13 июля 2016 года в Норильский городской суд поступили дополнения к вышеуказанной жалобе, в которой ООО «Дакар» просит обжалуемое постановление изменить, заменив административное наказание со штрафа на предупреждение на основании ст. 3.4 КоАП РФ, так как ООО «Дакар» является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не привлекалось (<данные изъяты>).

Суду поступили письменные возражения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в котором данный представитель возражал против удовлетворения жалобы, мотивируя тем, что мера административного наказания в виде предупреждения в порядке ст. 3.4 КоАП РФ не может быть назначена при возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде. В данном случае непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в виде статистического отчета по форме (отходы) в достоверном виде, представляют сосбой несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщить такую информацию. Таким образом, невыполнение требований природоохранного законодательства может повлечь возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны указанного административного правонарушении, в связи с чем наложение административного штрафа не может быть заменено на предупреждение. ООО «Дакар» не исполнило возложенную законодательством обязанность по предоставлению отчетности, безразличное отношение которого к такой обязанности в сфере природоохранного законодательства свидетельствует о существенной угрозе охраняемым интересам (<данные изъяты>).

В судебном заседании защитник ООО «Дакар» Иванов Д. Е., действующий на основании доверенности в простой письменной форме, жалобу поддержал по вышеуказанным основаниям.

Судом установлено, что главным специалистом- государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в отношении ООО «Дакар» проведена выездная плановая проверка в период с 03 сентября 2015 года по 24 сентября 2015 года, результаты которой отражены в акте проверки от 24 сентября 2015 года (<данные изъяты>).

По результатам проведенной проверки вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО «Дакар» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, от 24 сентября 2015 года (<данные изъяты>).

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 57-10/9 от 08 октября 2015 года ООО «Дакар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб. 00 коп. (<данные изъяты>).

В соответствии с вышеуказанным постановлением ООО «Дакар» вменяется нарушение требований ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 18, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства экономического развития РФ от 28 января 2011 года № 17, выраженное:

-в непредставлении формы федерального государственного статистического наблюдения (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в установленные сроки за 2014 год;

-в непредставлении в уполномоченный федеральный исполнительный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке за 2014 год;

-в допуске к обращению с отходами 1-го класса опасности лица, не имеющего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-го класса опасности.

Вышеуказанные нарушения подтверждаются вышеуказанным актом проверки от 24 сентября 2015 года и ООО «Дакар» не оспариваются.

Как усматривается из представленной ООО «Дакар» справки, а также отражено в обжалуемом постановлении, ООО «Дакар» отнесено к субъектам малого предпринимательства (<данные изъяты>).

Согласно ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ 1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, отнесено к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, совершение которого влечет возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, в связи с чем применение к ООО «Дакар» ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в настоящем деле невозможно.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно представленных материалов ООО «Дакар» направило в территориальный орган Росприроднадзора отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов 13 января 2016 года (<данные изъяты>).

В штате ООО «Дакар» состоит И., занимающая должность специалиста по природопользованию, экологической безопасности и охране окружающей среды, имеющей свидетельство о повышении квалификации государственного образца «профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», предоставляющее право на работу с опасными отходами, которая на момент проведения вышеуказанной проверки находилась в отпуске (<данные изъяты>).

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как указывалось выше, ООО «Дакар» относится к субъектам малого предпринимательства, имеет штатную численность в количестве 7 работников, выявленные при проведении проверки нарушения ООО «Дакар» устранены, обществом ведется деятельность по соблюдению природоохранного законодательства, ведутся необходимые журналы учета правил обращения с отходами производства, накопления, использования обезвреживания, транспортирования и размещения, утверждено Положение о системе управления охраной окружающей среды, имеются заключенные договора на утилизацию опасных (ртутьсодержащих) отходов, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, на водоотведение, оформлены свидетельства и паспорта на опасные отходы, ранее общество по ст. 8.2 КоАП РФ к административной ответственности не привлекалось (<данные изъяты>).

Суд, с учетом вышеуказанных обстоятельств, приходит к выводу о том, что ООО «Дакар» принимаются меры к соблюдению природоохранного законодательства и устранению его нарушений, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения к данной обязанности.

Выявленные нарушения природоохранного законодательства в виде непредставления статистической отчетности влечет угрозу причинения вреда окружающей среде опосредственно, при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, оно не содержало какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о его малозначительности.

Суд, с учетом вышеизложенного, приходит к выводу о малозначительного вмененного административного правонарушения, в связи с чем считает необходимым прекратить производство по настоящему делу в отношении ООО «Дакар» по ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, -

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Дакар» удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 57-10/9 от 08 октября 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Дакар», - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Дакар» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.

Судья

Норильского городского суда Ю. Н. Тюмереков