Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 22 мая 2018 года
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Иванов А.А.,
с участием защитника Суслова П.Г., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Адвокатским кабинетом Суслова П.Г.,
рассмотрев по жалобе Шушкина А.А. дело в отношении
Шушкина Андрея Анатольевича, <данные изъяты>,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ Шушкин А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.
Обстоятельства совершения правонарушения подробно изложены в постановлении.
Из жалобы Шушкина А.А. следует, что с постановлением он не согласен. При составлении протокола об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, влекущие признание протокола недопустимым доказательством. Протокол составлялся в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Суслова П.Г., что не указано в протоколе. Суслов П.Г. не был ознакомлен с протоколом, был лишен возможности делать замечания на протокол, знакомиться с материалами, протокол не предоставлен ему для подписания. Защитник считает, что не был допущен к составлению протокола об административном правонарушении. На действия, которые защитник считает неправомерными, им подана жалоба, приобщенная к делу. В связи с допущенными нарушениями протокол подлежал возвращению лицу, который его составил.
В протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения и время совершения административного правонарушения.
В отношении Шушкина А.А. составлено два протокола по ст.15.15.6 КоАП РФ. Ходатайство об объединении дел в одно производство оставлено без удовлетворения, хотя в данном случае выявлено несколько однородных нарушений одних и тех же правил, подпадающих под квалификацию одной статьи КоАП РФ.
Вмененные Шушкину А.А. предоставление в Департамент социальной защиты населения Ивановской области заведомо недостоверных сведений о реализации мероприятий государственной программы за 2016 год не подпадает под действие ст.15.15.6 КоАП РФ. Направленный отчет о ходе реализации программы не может рассматриваться как информация, необходимая для составления проектов бюджета и исполнения бюджетов, так как подготовлена не в соответствии с установленными требованиями и не уполномоченным лицом.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области не является администратором и ответственным исполнителем по подпрограмме «Реализация государственной политики в интересах семьи и детей» государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области». Обязанность по составлению отчета о ходе реализации программы возложена на администратора программ.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержится изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, но обоснования и мотивировки принятого решения не имеется.
Административным органом не исследовался вопрос о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Из положений ст.2.4 КоАП РФ следует, что должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Шушкин А.А. осуществлял общее руководство Департаментом, сам не готовил сведения для предоставления в Департамент социальной защиты населения Ивановской области. Исполнителем является работник Департамента ФИО3, Шушкин А.А. только подписал сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ. При отсутствии указания на все элементы состава административного правонарушения признание Шушкина А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, является, по мнению защитника, незаконным и не обоснованным, а постановление подлежит отмене в связи с наличием существенного нарушения процессуальных требований с прекращением производства по делу.
В судебное заседание Шушкин А.А., будучи надлежащим образом уведомленным о дате и месте и времени рассмотрения дела, не явился, его интересы в судебном заседании представляет защитник. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало ни от Шушкина А.А., ни от его защитника, в связи с чем, руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Шушкина А.А.
Защитник Суслов П.Г. поддержал доводы жалобы, дополнив, что к обязанностям начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области отнесены общие полномочия по организации работы Департамента, он не готовил сведения для предоставления в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, он только подписал сопроводительное письмо. Исполнителем, подготовившим информацию, является работник Департамента ФИО3 Констатации факта обнаружения нарушений в документе без установления вины недостаточно для привлечения лица к административной ответственности. В диспозиции ст.15.15.6 КоАП РФ обязательно наличие признака заведомости, что указывает на возможность предоставления недостоверной отчетности только с прямым или косвенным умыслом. Шушкин А.А. не знал о достоверности информации, так как не готовил её, поэтому в его действиях отсутствует умысел на совершение правонарушения. Диспозицией ст.15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за предоставление заведомо недостоверной информации. В деле нет доказательств, что информация была реально предоставлена (получена) Департаментом социальной защиты населения Ивановской области. Время и место совершения правонарушения определяется местом и временем представления годового отчета получателю, а не местом, где его подписал Шушкин А.А. В материалах присутствует реестр отчетов, изготовленный административным органом, но данных, подтверждающих аутентичность данной информации, не имеется.
Кроме того, защитник Суслов П.Г. возражал против участия в судебном разбирательстве представителей Службы государственного финансового контроля Ивановской области, считая, что они не имеют права высказывать доводы по существу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вправе представлять в суд дополнительные доказательства в обоснование своей позиции. Суд должен устанавливать не событие и состав правонарушения, а правильность их установления административным органом.
Начальник отдела контроля за использованием средств областного бюджета органами власти службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4, составлявшая протокол об административном правонарушении, пояснила, что нарушений КоАП РФ допущено не было. Шушкин А.А. был извещён о времени составления протокола надлежащим образом. Прибывшему защитнику были разъяснены права. С протоколом защитник ознакомился, замечаний у него не было. Предоставленные им документы приобщены к делу. Препятствий для ознакомления с материалами дела после составления протокола у защитника не было, он этим правом не пользовался. Неуказание в протоколе на участие защитника, непредоставление протокола для подписания защитнику не свидетельствует о нарушении норм КоАП РФ. Право Шушкина А.А. на защиту не нарушалось, протокол является допустимым доказательством. Жалоба на действия при составлении протокола приобщена к материалам дела, указанным обстоятельствам в ходе рассмотрения дела дана юридическая оценка. Дата и место совершения административного правонарушения в протоколе указаны верно. В ходе проверки было выявлено несколько правонарушений, оснований для их соединения не имелось. Дела возбуждены по фактам нарушений при реализации разных государственных программ Ивановской области, в разное время. Доводы об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права. Направленный Шушкиным А.А. отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» за 2016 год администратору программы – Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, содержащий данные о степени достижения планируемых значений целевых индикаторов, подготовленный в рамках бюджетных полномочий Департамента, предусмотренных ч.1 ст.154, пп.4 п.1 ст.158 БК РФ, относится к сведениям, необходимым для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, на основании которых принимается решение о необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение программы.
Представители Службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4 и ФИО5 отметили, что все подлежащие выяснению обстоятельства были установлены. Виновность Шушкина А.А. подтверждается имеющимися доказательствами. Шушкин А.А. является должностным лицом Департамента, несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач. Осуществляя свои полномочия, он своим сопроводительным письмом предоставил заведомо недостоверные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Наличие исполнителя, готовившего документы, не снимает с Шушкина А.А. как должностного лица ответственности за предоставление недостоверной информации. Информацию Шушкин А.А. направил, она была получена и включена в отчет о реализации государственной программы Ивановской области. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст.15.15.6 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. В данном случае они считали, что имеет место неосторожность.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы, заслушав стороны, прихожу к следующим выводам:
Согласно ст. 30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований считать, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением закона, влекущем его недопустимость как доказательства, не имеется. Положения ст.28.2 КоАП РФ соблюдены. Протокол составлен после надлежащего уведомления Шушкина А.А., в присутствии защитника, которому разъяснены его права, приобщены предоставленные им документы. С протоколом защитник был ознакомлен. Доказательств, что ему препятствовали в реализации его права на ознакомление с материалами дела, предоставление объяснений или замечаний не имеется. Письменные возражения защитника по существу вменяемого Шушкину А.А. правонарушения приобщены к рассматриваемому делу. При этом процедура составления протокола об административном правонарушении не ставится КоАП РФ в зависимость от предварительной реализации права защитника на ознакомление с делом. Данное право может быть реализовано на любой стадии.
Отсутствие указания в протоколе об административном правонарушении на участие защитника, отсутствие его подписи в протоколе не является основанием для признания протокола недопустимым доказательством. Факт участия защитника в указанной процедуре подтвержден иными доказательствами.
Оценка исследованных при рассмотрении дела доказательств указывает на правильность выводов начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2 о совершении Шушкиным А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст.15.15.6 КоАП РФ, представление заведомо недостоверных иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям из многодетных семей с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника за 2015-2016-истекший период 2017 года проведено в соответствии с действующим законодательством, на основании соответствующего распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ. Фактов превышения полномочий со стороны службы государственного финансового контроля Ивановской области в ходе рассмотрения жалобы не выявлено. Проведение такой проверки предусмотрено п.7 Порядка возмещения перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 570-п.
Препятствий для участия в рассмотрении жалобы представителей службы государственного финансового контроля не усматриваю. Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5, при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, а также должностных лица, вынесших постановление по делу об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов. КоАП РФ не содержит ограничений для данных лиц на предоставление в суд дополнительных сведений, доказательств после вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Виновность Шушкина А.А. в совершении правонарушения подтверждается следующим:
В деле об административном правонарушении имеется акт контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям из многодетных семей с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника от ДД.ММ.ГГГГ; отчет о ходе реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан Ивановской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год), направленный за подписью Шушкина А.А. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент социальной защиты населения Ивановской области; отчет о реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» за 2016 год в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на 2016 год, включающий сведения предоставленные Шушкиным А.А.; распоряжение о назначении Шушкина А.А. на должность начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, его контракт и должностной регламент.
Дополнительно к делу приобщены должностной регламент консультанта управления организации перевозок и транспортного обслуживания Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области ФИО3, Положение об управлении, где работала ФИО3, сведения, что ФИО3 находится в отпуске по уходу за ребенком.
Считаю, что данные доказательства являются достаточными для правовой оценки действий Шушкина А.А. Приобщение к делу об административном правонарушении очень большой по объему первичной документации является излишним. Сводные данные, содержащиеся в акте проверки и приложении к протоколу об административном правонарушении, защитой не оспаривались.
Постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области утвердило государственную программу Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области".
В рамках реализации подпрограммы "Реализация государственной политики в интересах семьи и детей" запланированы основные мероприятия, в том числе "Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям". Реализация основного мероприятия достигается путем проведения ряда мероприятий, в том числе "Предоставление бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта в Ивановской области детям из многодетных семей". Исполнитель мероприятия - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 570-п "Об утверждении Порядка возмещения перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника" средства на возмещение перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям льготных категорий с использованием транспортного приложения карты, перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на распорядительный лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета - Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Само название постановления Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п указывает на то, что бюджет области формируется на основе государственных программ. Отчеты об исполнении государственных программ имеют важное значение для составления и рассмотрения проекта бюджета Ивановской области, который входит в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с п.5.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п, для проведения мониторинга реализации Программы исполнители представляют по запросам ответственного исполнителя в установленные им сроки сведения о ходе реализации основных мероприятий (мероприятий), в том числе сведения, подтверждающие реализацию отдельных мероприятий, в порядке, установленном Методическими указаниями.
В соответствии с Методическими указаниями, в целях проведения мониторинга реализации Программы в течение текущего года ежеквартально формируется информация о реализации Программы в разрезе подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий. Указанная информация представляется ежеквартально нарастающим итогом с начала текущего года по состоянию на отчетную дату. Под отчетной датой понимается первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, указание службы государственного финансового контроля Ивановской области, что информация о реализации Программы относится к сведениям, необходимым для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обоснованно, соответствует системе действующих правовых актов.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, являясь исполнителем одного из мероприятий государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", был обязан направлять информацию о реализации Программы в Департамент социальной защиты населения в Ивановской области.
Согласно имеющимся материалам, данная информация была подготовлена и направлена по форме, предусмотренной Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Ивановской области. Утверждение защитника о том, что направленный документ не имеет отношения к реализации Программы, противоречит форме и содержанию отчета.
В соответствии с Порядком возмещения перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области получает сведения для отчета от Департамента развития информационного общества Ивановской области ежемесячно, в течение первых трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем.
Соответственно, к 27.01.2017 года Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области получил все сведения, необходимые для составления отчета за четыре квартала 2016 года. В ходе контрольного мероприятия служба государственного финансового контроля Ивановской области основывалась только на документах, находившихся в распоряжении Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.
Сверка этих данных с отчетом, направленным 27.01.2017 года за подписью Шушкина А.А., выявила значительное расхождение (почти 10%), что нельзя отнести к арифметической ошибке. Отчеты перевозчиков предоставлены путем указания количества транспортных услуг в штуках, разница измеряется в сотнях тысяч поездок. Учитывая наличие аналогичных фактов в 2015 году и в 2017 году, случайность расхождения отчета и данных о фактически оказанных услугах судом исключается. Шушкиным А.А. допущены системные ошибки при организации работы с отчетами перевозчиков.
Указание защиты, что Шушкин А.А. не готовил указанный отчет и не несет ответственность за достоверность внесенных в отчет сведений, не соответствует должностному положению Шушкина А.А. Исполнитель ФИО3 не является должностным лицом, который отвечает за выполнение возложенных на Департамент обязанностей и может нести ответственность по ст.15.15.6 КоАП РФ. В соответствии с должностным регламентом, Шушкин А.А. как начальник Департамента обязан обеспечивать осуществление полномочий, возложенных на Департамент, обеспечивать предоставление статистической, бюджетной и иной отчетности, подписывать статистическую информацию Департамента на правах первой подписи. Согласно имеющихся материалов, именно он подписал документы о предоставлении информации о реализации мероприятий государственной программы Ивановской области за 2016 год. Иному должностному лицу Департамента Шушкин А.А. указанные функции не передавал.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Считаю установленным, что Шушкин А.А. ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности, не обеспечил надлежащий контроль за достоверностью направляемых им сведений. Он подписал и направил документы, указав, что в них содержатся итоговые данные за 2016 год (по состоянию на 01.01.2017 года), как того требуют Методические указания по разработке и реализации государственных программ Ивановской области, утвержденные Приказ Департамента экономического развития и торговли Ивановской области от 19.09.2013 N 334-п.
Но содержание отчета не соответствовало этому указанию. В частности, объем кассовых расходов указан на конец третьего квартала (01.10.2016 года). В кратком описании текущего состояния процесса реализации мероприятия неоднократно отмечено «Плановое значение показателя предполагается достигнуть к концу года». Подобные формулировки невозможны при предоставлении итоговой годовой отчетности. Это указывает на то, что Шушкин А.А. заведомо направлял недостоверную отчетность, не содержащую необходимые сведения за год в полном объёме. Считаю, что вина Шушкина А.А. в совершении указанных действий установлена в постановлении верно.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области отчет, направленный Шушкиным А.А., получил и включил в отчет о реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» за 2016 год в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на 2016 год.
С учетом того, что Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области почти на 10% занизил количество поездок, совершенных детьми из многодетных семей, сделан необоснованный вывод об уменьшении количества детей, пользующихся бесплатным проездом, хотя в реальности фактическое количество поездок превысило плановый показатель. Это негативно отразилось на правильности формирования бюджета на следующий год.
Место и время совершения административного правонарушения установлены службой государственного финансового контроля Ивановской области верно исходя из места и времени подписания Шушкиным А.А. документов, содержащих недостоверные сведения.
Оснований для объединения данного дела об административном правонарушении с делом, по которому вынесено постановление № 03-12-4/2018 года от 15.03.2018 года не усматриваю. Постановления вынесены по разным фактам нарушений порядка представления бюджетной отчетности. Наличие одинаковой квалификации выявленных нарушений не является основанием рассматривать их как единое нарушение.
В связи с этим, считаю доказанным, что Шушкин А.А. предоставил заведомо недостоверные сведения о реализации государственной программы, так как эти сведения не отражают данные на конец 2016 года, и отличаются от сведений, полученных от перевозчиков.
Начальником отдела контроля за использованием средств областного бюджета органами власти службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4 исследованы и оценены все доказательства, полученные при рассмотрении дела об административном правонарушении. Результаты оценки доказательств по делу нашли свое отражение в обжалуемом постановлении. Оснований для переоценки доказательств не имеется. Требование полноты, всесторонности и объективности рассмотрения дела не нарушены. Новых сведений, указывающих на ошибочность позиции должностного лица, в ходе рассмотрения жалобы не получено.
Назначенное Шушкину А.А. наказание является минимальным, предусмотренным санкцией ст.15.15.6 КоАП РФ, и не может быть признано излишне суровым.
Оснований для отмены или изменения постановления начальника отдела контроля за использованием средств областного бюджета органами власти службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела контроля за использованием средств областного бюджета органами власти службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым Шушкин Андрей Анатольевич за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей, оставить без изменения.
Жалобу Шушкина А.А. оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: А.А. Иванов