№ 12-91/2018
Р Е Ш Е Н И Е
26 февраля 2018 г. Судья Кировского районного суда г. Астрахани Шамшутдинова Г.К. при ведении протокола секретарем Шевченко А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № 11/01-18 от 19 января 2018 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № 11/01-18 от 19 января 2018 года первый заместитель генерального директора - главный инженер ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, заявитель обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как он является ненадлежащим привлекаемым лицом по данному делу.
В судебном заседании представитель ФИО1- ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель начальника межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Тризна И.А. с доводами жалобы не согласился.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с положениями ч.1 ст.11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 19 января 2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 25 октября 2017 года № 4558/11-рп проведена плановая выездная проверка в период с 01 ноября 2017 года по 29 ноября 2017 года ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть», по результатам которой составлен акт проверки от 29 ноября 2017 года №4558/11-А-2017 и протокол № 11/01-18 от 10 января 2018 об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого заместителя генерального директора - главного инженера ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» ФИО1.
Как следует из составленного протокола об административном правонарушении и вынесенного постановления главному инженеру ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» ФИО1 вменяется, что он не обеспечил на опасном производственном объекте «Платформа стационарная (морская) месторождение им. Ю. Корчагина, № АЗ8-03416-0012 соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
на штурвале задвижки емкости V 2603В отсутствует указатель положения «Открыто» и «Закрыто»;
персонал КЦЦПТНиГ №1, работающий с химическими веществами, не ознакомлен со свойствами и вредным воздействием химических веществ на организм человека, признаками отравления ими, мерами по оказанию доврачебной помощи пострадавшим;
в помещении хранения химических реагентов (склад №1) отсутствуют предупредительные знаки: «Огнеопасно», «Яд»;
на складе химических реагентов находятся бочки с деформированным корпусом;
не весь персонал технологической бригады КЦЦПТНиГ №1 проинструктирован о мерах предупреждения отравления химическими веществами и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при отравлении;
не весь персонал цеха ознакомлен с дополнением к технологическому регламенту № 6;
неверно оформлен журнал отказа межпромысловых трубопроводов;
переносной фонарик 442.02.19, инв. № 14 используемый при производстве работ на буровом комплексе сотрудниками БКЕ Шельф, не во взрывозащищенном исполнении;
заглушки, установленные на технологическом трубопроводе и фонтанной арматуре на скважине №109, не имеют хвостовиков с номером, маркой стали, условным диаметром и давлением, выбитым на хвостовике заглушки;
отсутствует ознакомление состава буровой бригады с возможными осложнениями и авариями при текущем ремонте скважин на месторождении им. Ю. Корчагина;
сотрудники сервисной организации Шлюмберже не ознакомлены с перечнем газоопасных мест;
аварийный запас СИЗОД соответствующих типов и марок имеющейся у сотрудников БКЕ Шельф на буровом комплексе, хранится в неустановленном порядке;
в ЦПУ КЦДПТНиГ № 1 м-е им. Ю. Корчагина не вывешена оперативная часть ПЛА;
в КЦДПТНиГ № 1 м-е им. Ю. Корчагина отсутствует распоряжение с перечнем мест расположения оперативных частей ПЛА, определенных руководителем объекта (участка);
в ходе проверки не представлена инструкция, устанавливающая предельные значения температуры наружного воздуха, скорости ветра, волнения моря, состояния ледовой обстановки в данном климатическом регионе, при которых следует прекратить работы на открытом воздухе или организовывать перерывы для обогрева работающих;
на технологическом трубопроводе в помещении насосов внешнего транспорта отсутствуют стрелки, указывающие направление движения по ним рабочей среды;
на задвижке технологического трубопровода в помещении насосов внешнего транспорта №1071 003 отсутствуют указатели положений «Открыто» и «Закрыто»;
крышки люков над спайдерной палубой не прикреплены болтами;
на станции управления лебедкой (спайдерная палуба) при ПГИ демонтирован защитный кожух:
на технологическом трубопроводе воздушного ресивера №2302 отсутствуют стрелки, указывающие направление движения по ним рабочей среды;
на задвижке технологического трубопровода воздушного ресивера №2302 отсутствуют указатели положений «Открыто» и «Закрыто»;
на задвижке технологического трубопровода гликолевого контактора С-2601 А (правый борт 24500) отсутствуют указатели положений «Открыто» и «Закрыто»;
не представлены журналы проверки газовых кранов и вентилей в химической лаборатории;
в ЦПУ не представлена копия изменений №5 к технологическому Регламенту экплутационно - технологического комплекса (ЭТК) морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) месторождения им. Ю. Корчагина. ТР-05-01-08-02-12, заверенная техническим отделом организации.
29 ноября 2017 года ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» по указанным фактам вынесено предписание, которое согласно пояснениям представителя заявителя выполнено в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом, согласно положениям ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: - осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее Правила).
В соответствии с п. 3. Правил эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица).
Пунктом 3(1) Правил предусмотрено, что положение о производственном контроле содержит: должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля; права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля; порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил установлено, что производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
Согласно приказу ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» № 331 от 12 мая 2016 года «О назначении лиц, ответственных за производственный контроль» ФИО1 назначен лицом, ответственным в обществе за организацию производственного контроля и координацию работ, направленных на обеспечение безопасного функционирования объектов общества, предупреждение аварий, обеспечение готовности к локализации аварий, финансирование системы управления промышленной безопасности.
Ответственными лицами за осуществление производственного контроля по направлениям деятельности назначены иные лица. Так, например, согласно п.2.14 данного приказа а также п.2.34 должностной инструкции ответственным за осуществление и координацию производственного контроля в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» является заместитель главного инженера - начальник отдела промышленной безопасности, охраны труда и корпоративного надзора.
Порядок организации подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37.
В соответствии с Положением аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Должностные инструкции разрабатываются в организации самостоятельно.
Согласно акту проверки ответственный за осуществление и координацию производственного контроля в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» - заместитель главного инженера - начальник отдела промышленной безопасности, охраны труда и корпоративного надзора аттестован в Ростехнадзоре по областям аттестации «А» (общие требования промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) и «Б» (требования промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах).
Кроме того,, в протоколе и постановлении ФИО1 вменяется невыполнение приказа № 1188 от 12 декабря 2017 года, в то время как данный приказ издан после проведения проверки.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных вывод должностного лица о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений п. 3 ч. 1 данной статьи, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, перечисленных в данной норме, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № 11/01-18 от 19 января 2018 года, вынесенное в отношении первого заместителя генерального директора –главного инженера ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» ФИО1, о привлечении о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья: