ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-91/2021 от 03.08.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

№ 7 - 1494/2021

№ 12 - 91/2021 Судья Сергеева Е.М.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 03 августа 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Межакове И.С., административное дело по жалобе на решение судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2021 года в отношении

ООО «АмРест», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д.18, лит. А,

пом.48-Н, коми.8,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга <...> Ю.Э. от 11.02.2021 года ООО «АмРест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 от 12.05.2010 года «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В.и.о. начальника Инспекции- главного государственного жилищного инспектора СПб <...> Ю.Э. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения судьи районного суда.

В обосновании жалобы указал, что вопреки выводам суда, Обществу вменяется незаконное размещение на фасаде элементов благоустройства, без разрешительных документов. Инженерное и техническое оборудование фасадов зданий, сооружений (включая наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции), является элементом благоустройства, а элементы благоустройства не являются объектами культурного наследия. Обществом не обеспечено исполнение требований законодательства в поддержании и сохранении архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурноградостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.

Выводы суда о том, что Общество уже было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, за те же нарушения не состоятельны, так как Общество, постановлением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14.11.2019 года было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ КГИОП за следующие нарушение «разместило дополнительное оборудование - кондиционеры, вентиляционное оборудование, решетки, выполнило перепланировку, устройство дверного проема, металлопластиковых оконных заполнений», то есть выполнено, в том числе, изменение перепланировки памятника культурного наследия, устройство дверного проема, что затрагивает структурные элементы фасада объекта культурного наследия «Дома ФИО1 (2 здания)», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д.4, лит.А.

В постановлении же по делу об административном правонарушении № 22/21 от 11.02.2021 года Обществу вменяется незаконное размещение на фасаде элементов благоустройства, разрешительная документация на рассмотрение административного дела не представлена.

Таким образом, привлечение Общества Инспекцией по статье 18 Закона является обоснованным, и не распространяются на отношения в сфере охраны объектов культурного наследия.

Законный представитель ООО «АмРест» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствии защитника Кузнецова В.М.

В судебном заседании в Санкт-Петербургском городском суде защитник возражал против удовлетворения жалобы, указал, что объект проверки (Московский пр., д. 4, лит. А) является объектом культурного наследия, в связи с чем наличие оборудования ООО «АмРест» на указанном здании не имеет фактического значения, поскольку отношения в сфере охраны объектов культурного наследия регулируются специальными нормами и находятся в сфере ответственности КГИОП Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 1.5 Правил благоустройства, их действия не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия. Нарушение правил благоустройства территории Санкт- Петербурга не могут быть применены к зданию по адресу: СПб, Московский пр., д. 4, лит. А, так как оно является объектом культурного наследия, в связи с чем действия Общества не подлежат квалификации по ст. 18 Закона об административных правоотношений в Санкт- Петербурге.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю решение судьи районного суда подлежащим отмене в связи со следующим.

Отменяя постановление должностного лица, суд указал, что здание, расположенное по адресу: СПб, Московский пр., д. 4, на котором Обществом размещено дополнительное инженерное оборудование, является выявленным объектом культурного наследия «Дома ФИО1 (2 здания), в связи с чем нарушения Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, которые вменяются Обществу, не распространяются на отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14.11.2019 года ООО «АмРест» за совершение вменяемых действий было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в производстве Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится иск КГИОП к ООО «АмРест» об устранении выявленных нарушений. Указанным обстоятельствам должностным лицом оценка в постановлении не дана.

Вместе с тем судом не учтено, что в соответствии с пунктом 1.2. Положения о государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.11.2004 года № 1849 (далее - Положение № 1849), Инспекция проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере регионального государственного жилищного надзора.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176), правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пункт 1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:

обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

Согласно пункту 2 Порядка осуществления регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 года № 1091 (далее - Порядок № 1091) предметом регионального государственного контроля является, в том числе, контроль за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных Правилами № 961.

В силу пункта 1.5 Правил № 961 действие названных Правил не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), музейные предметы.

Согласно статье 6 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (часть 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ).

Согласно Положению о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 года № 651, Комитет уполномочен выдавать задание и разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Материалами дела установлено, что здание по адресу: Санкт- Петербург, Московский пр., д. 4, лит. А, является объектом культурного наследия.

Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" от 25.12.2015 года № 891-180 фасады зданий являются объектами благоустройства.

В соответствии с пунктом 1.3. Приложения № 3 к Правилам № 961 при размещении и содержании элементов благоустройства, включая замену, ремонт, эксплуатацию, не допускается изменение их размещения, внешнего вида, цвета и иных параметров, установленных проектом благоустройства.

Из пункта 1.1. Приложения № 4 к Правилам № 961 следует, что размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

Таким образом, вопросы содержания и изменения фасадов зданий регулируются Правилами № 961.

Пунктом 1.1 Приложения № 5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, регламентировано, что уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами благоустройства, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

При осуществлении содержания фасадов обеспечивается поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства (пункт 8.2 приложения № 5).

ООО «АмРест», являясь арендатором помещения 8-Н по адресу: Санкт- Петербург, Московский пр., д. 4, лит. А, обязано согласовывать проекты благоустройства, связанные с изменением фасадов зданий, к которым относятся дополнительное инженерное оборудование, а именно внешние блоки кондиционирования, вентиляционные блоки холодильного оборудования.

При этом ООО «АмРест» устанавливая дополнительное оборудование, не проводило работы по сохранению объекта культурного наследия, указанные в Федеральном Законе от 25.06.20202 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).

Кроме того, согласно постановлению Октябрьского районного суда Санкт- Петербурга от 14 ноября 2019 года/л.д. 27-30/ ООО «АмРест» инкриминируется размещение дополнительного оборудования - кондиционеров, вентиляционного оборудования, решеток, перепланировки, устройство дверного проема, металлопластиковых оконных заполнений, то есть изменение перепланировки памятника культурного наследия, устройство дверного проема, что затрагивает структурные элементы фасада объекта культурного наследия «Дома ФИО1 (2 здания)», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д.4, лит.А.

При указанных обстоятельствах, и нормативно-правовом регулировании, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях ООО «АмРест» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 18 Закона Санкт- Петербурга № 273-70 от 12.05.2010 года «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге».

На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», в отношении ООО «АмРест»,- отменить.

Дело направить в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.

Судья Ю.Н. Русанова