ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-91/2022 от 25.05.2022 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-91/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

25 мая 2022 года г.Волгоград

Судья Красноармейского районного суда города Волгограда

Джумагалиева И.Н.,

с участием: защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Саликова Д.А.,

представителя МРУ пробирной палаты России по ЮФО Доценко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде жалобу Баранова О.А. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Баранов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Баранов О.А. в лице представителя Саликова Д.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит прекратить производство по делу об административном правонарушении , возбужденному в отношении специального должностного лица АО «КАУСТИК» Баранова О.А. по части 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что МРУ ФПП по ЮФО ошибочно отнесло АО «КАУСТИК» к субъектам, подчиняющимся регулированию ФЗ № 115-ФЗ, так как использование АО «КАУСТИК» драгоценных металлов осуществляется исключительно в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно – технического назначения, что подтверждается содержанием договоров с контрагентами. В проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало семь гражданско – правовых договоров, в рамках которых АО «КАУСТИК» осуществляло хозяйственные операции с драгоценными металлами, которые заключены для приобретения изделий производственно – технического назначения или получения услуг в отношении изделий производственно – технического назначения для использования в производственной деятельности предприятия либо.

В ходе проверки установлено что АО «КАУСТИК» при постановке на специальный учёт указаны соответствующие виды деятельности. Вместе с тем, как следует из буквального содержания статьи 5 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ, требования к правилам внутреннего контроля, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, правила внутреннего контроля разрабатываются только организациями и индивидуальными предпринимателями, которые фактически осуществляют указанные виды деятельности.

Распоряжение о проведении плановой документарной проверки не содержит сведений о включении АО «КАУСТИК в план проверок по МРУ ФПП по ЮФО на 2021 года.

Акт проверки содержит информацию о том, что общая продолжительность проверки АО «КАУСТИК» составляет 39 дней, что противоречит фактическим обстоятельствам дела. ДД.ММ.ГГГГ АО «КАУСТИК» получило распоряжение о назначении плановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и запрос о предоставлении документов. Согласно распоряжению , срок проверки составлял 10 дней, определялся периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, в адрес АО «КАУСТИК» были направлены распоряжения о продлении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания проверки - ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отсутствие каких-либо документов, свидетельствующих о приостановлении проверки МРУ ФПП по ЮФО, период проведения проверки должен определяться сроками, указанными в вышеназванных документах, а именно периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сведения при проведении МРУ ФПП по ЮФО о продолжительности проверки, не согласуются с фактическим периодом ее проведения.

При проведении документарной проверки допущены грубые нарушения осуществления федерального государственного пробирного надзора. Как следует из акта проверки, по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ проверка начата ДД.ММ.ГГГГ, фактически начата ДД.ММ.ГГГГ и окончена ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок проверки составил 61 календарный день со дня, указанного в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ. Срок, исчисляемый со дня издания распоряжения , составил 78 календарных дней. Грубым нарушением требований к контролируемому лицу или лицензиату и осуществлению государственного контроля (надзора) является нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Таким образом, результаты проверки, отражённые в акте от ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию недействительными и не могут являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

Результаты проверки, содержащиеся в акте от ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться основанием для возбуждения дела об административном производстве и привлечения АО «КАУСТИК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Материалами не подтверждено, административным органам не доказано наличие в действиях (бездействии) общества признаков нарушения положений закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ, а, следовательно, события и состава административного правонарушения, предусмотрено ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Баранов О.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, в заявлении адресованном суду просил рассмотреть жалобу с участием его представителя Саликова Д.А.

Представитель заявителя – должностного лица, привлеченного к административной ответственности Баранова О.А. – Саликов Д.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что требования закона АО «КАУСТИК» исполняет в полном объеме. Считает, что в действиях Баранова О.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, просил постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи ст. 15.27 КоАП РФ.

Представитель Межрегионального Управления Федеральной Пробирной палаты по ЮФО в судебном заседании просил постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что в соответствии с Положением о МРУ Пробирная палата России по ЮФО, утвержденном приказом Федеральной пробирной палаты от ДД.ММ.ГГГГ, помимо прочего, МРУ Пробирной палаты России по ЮФО осуществляет полномочия в сфере государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценны камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные намни и медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

В целях реализации данных полномочий в соответствии утвержденным планом проверок на 2021 год МРУ Пробирной палаты России по ЮФО организована и проведена плановая документарная проверка деятельности АО «Каустик» на предмет соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ.

Плановой документарной проверкой установлено следующее.

АО «Каустик» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1023404355666, состоит на специальном учёте в ГИИС ДМДК. Номер постановки на специальный учет: ЮЛ3404011906. Дата постановки на специальный учет: ДД.ММ.ГГГГ.

В ГИИС ДМДК при постановке на специальный учет заявлены следующие виды деятельности:

20.13 Производство прочих основных неорганических химических веществ (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов (далее- ДМ) в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из драгоценных металлов) (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ);

20.14 Производство прочих основных органических химических веществ (с использованием драгоценных металлов для производства продукции согласно технологии);

72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);

71.20.9 Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);

46.77 Торговля оптовая отходами и ломом (сбор и первичная обработка собственного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы с целью продажи для дальнейшей переработки);

33.12 Ремонт машин и оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);

43.99.7 Работы по сборке и монтажу сборных конструкций (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);

33.14 Ремонт электрического оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);

43.21 Производство электромонтажных работ (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ).

В соответствии с требованиями пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1052, постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), за исключением:

а) кредитных организаций (банков);

б) организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов;

в) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;

г) образовательных организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;

д) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;

е) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;

ж) медицинских организаций, осуществляющих армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления. а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;

з) организаций, использующих машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;

и) организаций, использующих для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующик устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;

к) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использующих в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы;

л) Центрального банка Российской Федерации;

м) органов государственной власти;

н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.

Таким образом, законодателем приведен исчерпывающий перечень исключений для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами, которые не подлежат постановке на специальный учёт. Постановка на специальный учёт носит заявительный характер. АО «Каустик» самостоятельно подало заявление о постановке на специальный учёт, следовательно, АО «Каустик» не относит себя к указанным исключениям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организации, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

Проверкой установлено, что АО «Каустик» в проверяемом периоде осуществляло деятельности по покупке драгоценных металлов в виде: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08%, ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твёрдая, ПРОВОЛОКА ПСР-45, ПРОВОЛОКА СР-99,99 - 4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014.

Проволока серебряная является длинномерным изделием с поперечным сечением постоянных размеров, изготовляемое волочением, свернутое в моток или намотанное на катушку, применяемым для образования неразъемного соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, их смачивания припоем, затекания припоя в зазор и последующей его кристаллизации (пайка), и образования на поверхности материала металлического слоя путем плавления припоя, смачивания припоем поверхности и последующей его кристаллизации (лужение). То есть, при пайке или лужении происходит изменение физического состояния или содержания драгоценны металлов.

Проверкой установлено, что в деятельности АО «Каустик» приобретенные драгоценные металлы использовались:

- Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08°/о - для нанесения на поверхность титановых анодов и токоподводов;

- ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твёрдая - режется на пластины, которые серебряным припоем ПСР-45 припаиваются к медной основе контактов электролизеров;

- ПРОВОЛОКА ПСР-45 - используется для припоя серебряных пластин;

- ПРОВОЛОКА СР-99,99 (4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014) - для изготовления серебряных прокладок.

- ПРОВОЛОКА ПСР-45 является изделием из драгоценных металлов, используемым для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценны камнях», драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, а также установлено, что к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относится, в том числе изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.

Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.

Аналогичная позиция содержится в информационном письме Росфинмониторинга от 20 сентября 2021 года № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю- продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельны норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» согласно которой, организация осуществляющая куплю-продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, признается организацией осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом и является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ.

Приобретенные драгоценные металлы используются не в составе готового оборудования и приборов, а для производства изделий, содержащих драгоценные металлы, путем изменения физического состояния драгоценного металла.

Законодатель устанавливает исключение для использующих драгоценные металлы в составе инструментов, приборов, оборудования (ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ), а не использующих драгоценные металлы в производстве оборудования (изделий).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что АО «Каустик» не подпадает под исключения, установленные статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ и является организацией, осуществляющий скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Доводы защитника Баранова О.А. о том, что АО «Каустик» не относится н субъектам статьи 5 Федерального закона № 115-Ф3, несостоятельны, опровергаются материалами проверки.

Поскольку АО «Каустик» является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-Ф3, на него распространяются требования данного Федерального закона.

В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона N 115-Ф3 к мерам, направленным на ПОД/ФТ, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе клиенту в приеме на обслуживание, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Согласно положений ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ:

- внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

- организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в там числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законам № 115-ФЗ случаях целевых правил внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который регламентирует организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя, работников организации и индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемые юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанных требований постановления Правительства Российской Федерации № 667, руководитель организации должен обеспечивать контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 2 указанных требований постановления Правительства Российской Федерации № 667, правила внутреннего контроля должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 требований постановления Правительства Российской Федерации № 667 установлен перечень программ осуществления внутреннего контроля, которые должны включаться в правила внутреннего контроля, и утверждены наименования данных программ.

В ходе проверке АО «Каустик» предоставлены правила внутреннего контроля, утвержденные 24 марта 2006 года, из которых следует, что в нарушение пунктов 1.1, 2, 4 требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 АО «Каустик» в проверяемый период в деятельности использовались правила внутреннего контроля не соответствующие законодательству Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, руководителем общества не обеспечен контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации, специальным должностным лицом не разработаны правила внутреннего контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с пунктом 32 требований постановления Правительства Российской Федерации № 667 в программе «проверки осуществления внутреннего контроля» правил внутреннего контроля, должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

- проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;

- представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2015 года № 9342)

- принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.

Установлено, что в проверяемом периоде АО «Каустик» не проводило не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых шов, а следовательно, не соблюдало нормы пункта 32 требований постановления Правительства Российской Федерации № 667. Также, не приняты внутренние организационные меры для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения во исполнение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 115-Ф3 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях ПОД/ФТ.

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 492, требования в подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществ, устанавливается Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Согласно пункту 10 положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03 августа 2010 года № 203, однократно обучение в форме целевого инструктажа должен пройти: в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей либо с даты вступления в силу положения № 203, руководитель организации (индивидуальный предприниматель), главный бухгалтер, либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); до начала осуществления возложенных должностных функций - специальное должностное лицо.

Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего положения.

На основании протокола очередного собрания участников ООО «Никохим» ДД.ММ.ГГГГ и приказа ООО «НИКОХИМ» от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Каустик» назначен Азизов Э.Э.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ обязанности главного бухгалтера АО «Каустик» возложены на Самойленко И.В.

Согласно приказу отДД.ММ.ГГГГ обязанности руководителя юридического подразделения возложены на Потехина Л.М.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в АО «Каустик» назначен начальник второго отдела Баранов О.А.

Установлено, что в нарушение подпункта «б» пункта 1 постановления и пункта 10 положения специальным должностным лицом Барановым О.А. не пройдено обучение в форме целевого инструктажа и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации. В нарушение пункта 10 положения у руководителя организации Азизова Э.Э., у главного бухгалтера Самойленко И.В., у руководителя правового департамента Потехина Л.М. отсутствует обучение в форме целевого инструктажа.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о П0Д/ФТ в части организации внутреннего контроля.

Требованиями пункта 2 Положения установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.

Требованиями пункта 6 Положения установлено, что обучение необходимо проходить в форме вводного инструктажа, и согласно пункту 7 положения вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом в следующих случаях: при приеме на работу на должности, либо на выполнение функций, указанных в пунктах 3,4 Положения; при переводе (временном переводе) на должности, либо для выполнения функций, указанных в пунктах 3,4 положения.

Требованиями пункта 6 положения установлено, что обучение необходимо проходить в форме дополнительного инструктажа, и согласно пункту 8 положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области ПОД/ФТ недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Требованиями пункта 14 главы 3 положения установлено, что организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Согласно пункту 19 Положения № 203, факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

АО «Каустик» представлен список материально ответственных лиц, имеющих договор на работу с драгоценными металлами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что в проверяемом периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были приняты на работу (переведены на должности) 17 работников.

В нарушение пунктов 2, 6, 7, 8, 14, 19 положения № 203 АО «Каустик» не утверждён перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, отсутствует утвержденная программа подготовки и обучения кадров организации в целях ПОД/ФТ, специальным должностным лицом не проводилось обучение в форме вводного и дополнительного инструктажа, отсутствует фиксация фактов проведения с сотрудниками организации инструктажей и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 порядка доступа к личному кабинету и его использования, утвержденного приказам Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 года № 175 «Об утверждении порядка ведения личного кабинета, также Порядка доступа к личному кабинету и его использования» (далее — Порядок), пользователями личного кабинета (далее - пользователь), под которыми в настоящем Порядке в соответствии с абзацем двадцать третьим статьи 3 Федерального закона № 115-Ф3 понимается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https:www.fedsfm.гu (далее - официальный сайт), являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в части первой статьи 5 Федерального закона № 115-Ф3.

В соответствии с требованиями пункта 11 личный кабинет используется: пользователями, указанными в подпунктах 1.1 Порядка для получения: информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении корректировок в содержащиеся в названном перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах; информации о решении об удовлетворении международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 2.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, исключении организаций и (или) физически лиц из названного перечня, внесении изменений в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в названном перечне; информации об удовлетворении органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ; электронного образа выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и списка лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества; перечня иностранных государств и (или) административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью, на территории которых зарегистрированы иностранные банки, эмитировавшие платежные карты, операции с использованием которых подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; запросов Росфинмониторинга, указанных в пунктах 10 и 16 положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года №; постановлений Росфинмониторинга о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 и пункте 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-Ф3; решений суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенных в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ; доклада о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операции (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; разъяснений Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 11.1.2, личный кабинет используется для направления: информации, указанной в пунктах 3 и 6 положения; информации, указанной в пунктах 10 - 13 и 16 положения о представлении информации, по запросам Росфинмониторинга.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверить наличие среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (Блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Установлено, что у АО «Каустик» отсутствует регистрация личного кабинета организации на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, что подтверждено сведениями из Личного кабинета надзорного органа.

В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ АО «Каустик» проверка не проводилась и информация не направлялась в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ в установленные сроки.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

Ответственность за данные правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Нарушения допущены специальным должностным лицом - Барановым О.А.

В соответствии с пунктом 15 части 3.1 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля - контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

В силу пункта 4 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ.

Таким образом, у административного органа отсутствует обязанность согласования плана проверок с органами прокуратуры, по размещению плана проверок в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а соответственно указание ссылки на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.

Как указывалось выше, проведение проверочных мероприятий по ПОД/ФТ не связано с требованиями по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, применяемыми при других видов контроля, в том числе и приостановление. Сроки исчисления проведения проверки исчисляются с даты получения документов ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу о том, что проведение проверки в отношении АО «Каустик» осуществлено в рамках государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организации, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно- технического назначения законодательства о ПОД/ФТ, а не в рамках федерального государственного пробирного надзора.

Административный орган не связан требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ, Федеральным законом №248-ФЗ, в том числе и сроками установленными данными законами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

МРУ Пробирной палаты России по ЮФО сроки проведения проверки не нарушены.

Федеральный закон № 115-ФЗ направлен на обеспечение финансовой безопасности государства и общества в целом, находится под особым контролем государства.

Как установлено проверкой, АО «Каустик» относиться к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ и на него распространяются требования, установленные данным законом.

Учитывая все материалы проверки, специальным должностным лицом Барановым О.А. нарушены требования законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшие представление названных сведении в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, что и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

АО «Каустик» ненадлежаще исполняет публично-правовые обязанности в сфере ПОД/ФТ.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Барановы О.А. приняты все исчерпывающие меры по соблюдению положений действующего законодательства в области ПОД/ФТ. АО «Каустик» не были приняты меры, направленные на ПОД/ФТ, в части организации и осуществление внутреннего контроля, что влечет угрозу безопасности государства и обществу в целом в области ПОД/ФТ.

Факт совершения Барановым О.А. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, подтверждается распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сообщениями АО «Каустик» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, мотивированными представлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями об открытых банковских счетах, выпиской из ЕГРЮЛ, пояснительной запиской от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской о движении денежных средств за проверяемый период, договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ год, договором подряда -, договором поставки соединений драгоценных металлов от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ, правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма АО «Каустик», приказом АО «Каустик» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, ответом АО «Каустик» от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Допустимость и достоверность принятых административным органом во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо иных обстоятельств, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях Баранова О.А. состава вмененного административного правонарушения и не были предметом рассмотрения административным органом, автор жалобы не приводит. Фактически все доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и фактических обстоятельств правонарушения.

При рассмотрении дела все фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении, следовательно, оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела не имеется. Все предъявленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Баранова О.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, примечанию к ней должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Как установлено в судебном заседании, Баранов О.А. является специальным должностным лицом, является ответственным лицом за разработку и реализацию правил внутреннего контроля АО «Каустик».

В связи с изложенными обстоятельствами в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на Общество и его должностных лиц распространяются все обязанности, установленные ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Таким образом, действия Баранова О.А. должностным лицом верно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ – как неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Изложенные в жалобе доводы не влекут изменения или отмену назначенного Баранову О.А. административного наказания, поскольку оно назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, совершение правонарушения подобного рода впервые, степени общественной опасности правонарушения и возможности создания существенной угрозы охраняемым общественным отношениями, данных о личности Баранова О.А., характера совершенного им правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Наказание является справедливым.

Каких-либо данных, свидетельствующих о необходимости назначения Баранову О.А. административного наказания в виде предупреждения не представлено и не выявлено.

Согласно статье 1 Федерального закона № 115-ФЗ, названный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также то, что у Баранова О.А. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при назначении наказания должностным лицом обоснованно назначена штрафная санкция по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Назначенное наказание соответствуют принципу справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования административного органа, не опровергают установленных должностным лицом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу акта.

Суд не усматривает каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления должностного лица.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые постановление должностного лица являются законными и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении Баранова О.А. - оставить без изменения, а жалобу Баранова О.А. – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья: И.Н.Джумагалиева