38RS0032-01-2022-001252-98
РЕШЕНИЕ
30 марта 2023 года г. Иркутск
Судья Ленинского районного суда г.Иркутска Заблоцкая М.Н., с участием защитника Лычагиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБПОУ ИО ИТТРИС ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО4 от 25.02.2022 о привлечении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
25 февраля 2022 года старшим государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ГБПОУ ИО ИТТРИС, согласно которого учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГБПОУ ИО ИТТРИС ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что штраф может быть заменен предупреждением по следующим основаниям: при проведении проверки инспектором не проверялось наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом, техникум обеспечивает постоянное наличие твердого мыла, жидкого мыла в дозаторах в санитарно-бытовых помещениях; административное правонарушение совершено впервые; умысел на совершение административного правонарушения отсутствует; отсутствует причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей; отсутствует имущественный ущерб; выявленные нарушения техникумом устранены. Просила суд постановление должностного лица отменить, заменить штраф на предупреждение либо назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель жалобы – ФИО1, директор Иркутского техникума транспорта и строительства суду пояснила, что у техникума имеется два корпуса на ул.П.Красильникова, 54А и на ул.Багратиона, 45Б, г.Иркутска. Проверяющие приехали в корпус на ул.Багратиона, 45Б, где и проводилась проверка. В корпусе на ул.П.Красильникова, 54А проверка не проводилась. При проверке корпуса она не присутствовала. Поверяющих сопровождала специалист по охране труда. Не согласна с тем, что в акте проверки указано, что работники не обеспечиваются мылом и антисептическими средствами. Мыло сотрудникам выдается, крем для сотрудников приобрели. В туалетах и умывальных комнатах мыло раскладывается. За наличием мыла постоянно следит как завхоз, так и специалист по охране труда, которые поверяют наличие мыла в санитарных комнатах.
В корпусах как на ул.П.Красильникова так и на ул.Багратиона есть административный персонал. В каждом корпусе есть склад, кладовщики в каждом корпусе выдают работникам необходимые средства. В техникуме постоянно проводятся проверки и при этом, всегда указывается адрес проверки.
Защитник Лычагина Н.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в ней, суду пояснила, что в Акте проверки не указано место совершения правонарушения, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения. Привлечение к административной ответственности возможно только по 2 классу опасности, т.е. за смывающие средства. Умывальные комнаты не являются санитарно-бытовыми комнатами. Также указала, что проверка проводилась не по юридическому адресу – по ул.П.Красильникова, а в корпусе по ул.Багратиона. Просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что отсутствует объективная сторона правонарушения.
Свидетель ФИО4, ст.госинспектор труда Государственной инспекции в Иркутской области, пояснила, что была проведена проверка Иркутского техникума транспорта и строительства согласно плана проверки, утвержденного Прокуратурой Иркутской области. Проверка проводилась в корпусе по адресу: <...>, по карточкам, из которых видно, что выдавалось работникам. Проверялись помещение столовой и классы, где имеются умывальники. Акт проверки всегда составляется по юридическому адресу организации. В корпусе на ул.П.Красильникова проверка не осуществлялась. В Акте проверки был указан юридический адрес организации, местом составления также указан юридический адрес организации, поскольку адрес корпуса - <...> не фигурирует в документах, административный персонал находится на ул.Багратиона.
В ЕГРЮЛ адрес техникума указан как ул.П.Красильникова, г.Иркутска. Улица Багратиона не указана ни как адрес филиала, ни как обособленного подразделения, поэтому в Акте проверки указан адрес корпуса, находящегося по ул.П.Красильникова, г.Иркутска. Акт проверки фактически составлялся на ул.Багратиона, однако, в Акте проверке местом его составления и местом совершения указана улица П.Красильникова, как юридический адрес организации. Кроме того, в плане проверок указывается юридический адрес организации, если есть филиалы, подразделения, они должны указываться. В данном случае в документах проходит только корпус по ул.П.Красильникова, указание на корпус по ул.Багратиона нигде в документах не было.
При проверке были осмотрены столовая, учебные классы, где есть умывальники. Также указала, что к санитарно-бытовым помещениям относятся комната для приема пищи, комната для отдыха, в том числе помещение для столовой, участок технического обслуживания. Учебные классы и столовая не относятся к санитарно-бытовым помещениям. Конкретно где были выявлены нарушения, не могла сказать, так как осматривала личные карточки учета выдачи смывающих средств. Выдача смывающих или обезвреживающих средств фиксируется в личных карточках работников, которые были запрошены у работодателя, и по которым можно увидеть учет и выдачу работникам смывающих средств. Местом составления акта указана улица П.Красильникова, так как это юридический адрес техникума, проверка же осуществлялась на ул.Багратиона. С корпуса по ул.П.Красильникова запрашивала документы, поскольку подтвердить выдачу смывающих средств можно по личным карточкам выдачи СИЗ (далее средства индивидуальной защиты), не выезжая в корпус на ул.П.Красильникова. В личных карточках отсутствовали отметки о выдачи смывающих средств, не были и представлены договоры на покупку указанных средств.
При проверке карточек не было зафиксировано, что работодателем выдавались данные средства. Наличие мыла в дозаторах можно посмотреть в санитарно-бытовых комнатах, однако, остальные СИЗы для каждого работника индивидуальны и не могут быть использованы при общем пользовании. По каждой профессии прописано, какие СИЗы должны выдаваться. Работникам кроме, смывающих средств должны выдаваться гидрофобные, восстанавливающие и регенерирующие средства. Учет смывающих средств, средств индивидуальной защиты должен вестись работодателем, данные средства должны выдаваться каждому работнику, о чем в личных карточках учета это должно отражаться. Все СИЗы, в том числе дерматологические и смывающие средства относят ко второму классу в соответствии с Техническим регламентом.
Суд, выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в полном объеме, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В силу ч. 2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Под средствами индивидуальной защиты понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядка, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах, с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ч. 1,3 ст. 221 Трудового кодекса РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства индивидуальной защиты призваны предотвратить или уменьшить воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также защитить от загрязнения.
Смывающие средства согласно Типовым нормам бесплатной выдачи работника смывающих и (или) обезвреживающих средств выдаются один раз в месяц в количестве, которое зависит от вида выполняемых работ и производственных факторов. (Стандарт безопасности, Письмо Минтруда России от 29.04.2016 № 15-2/ООГ-1698).
Приобретение смывающих средств производится за счет собственных средств работодателя ( ч. 3 ст.214 ТК РФ, п.3 Стандарта безопасности). Указанные средства должны пройти подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании.
Работодатель за свой счет обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н. (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной зашиты). В силу п. 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (п.34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1 -122н, установлена норма выдачи следующих средств:
-гидрофильного действия (впитывающие влагу, сушащие кожу) при выполнении работ с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви на одного работника в месяц в объеме 100 мл (пункт 2);
- для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; при выполнении работ с бактериально-опасными средствами; в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве на одного работника в месяц - в объеме 100 мл (пункт 5);
- мыло и жидкие моющие средства, в том числе, для мытья рук при выполнении работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениям - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах) (п. 7);
- регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии при выполнении работ с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, стекольной и другими), мазутом, СОЖ на водной и масляной основе, с водой и водными растворами (предусмотренные технологией), дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими рабочими материалами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов: негативное влияние окружающей среды - в объеме 100 мл (пункт 101).
В соответствии с пунктом 24 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного вышеуказанным Приказом Минздравсоцразвития России, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. При этом, выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в п. 7 (мыло или жидкие моющие средства) типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Согласно ФГИС «Единый реестр проверок» в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» (далее ГБПОУ ИО ИТТРИС) в январе 2022 Прокуратурой Иркутской области была запланирована проверка государственной инспекцией труда в Иркутской области.
На основании решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда Иркутской области – заместителя главного государственного инспектора труда в Иркутской области ФИО5 от 13.01.2022 № 38/12-147-И/2018-11 в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства на основании п.2 ч.1 ст.57 ФЗ от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в связи с исполнением плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2022 год, утвержденного Врио руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО6 принято решение о проведении выездной проверки в отношении ГБОУ Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства». В соответствии с п.7 указанного решения проверка должна быть проведена по адресу: <...> (юридический адрес).
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки от 28.01.2022, согласно которого, проверка проводилась с 17.01.2022 по 28.01.2022, по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что работодатель не обеспечил выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств, следующим работникам: дворнику ФИО7 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии -100 мл; уборщику служебных помещений ФИО8 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; дворнику ФИО9 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; столяру ФИО10 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; повару ФИО11 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО12 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО13 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл. (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО14 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), что является нарушением требований пунктов 2, 5, 7 и 10 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28 января 2022 г. и явились основанием для составления 22 февраля 2022 г. в отношении ГБПОУ ИО ИТТриС протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного протокола, старшим государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО4 25 февраля 2022 г. вынесено постановление № 38/12-2205-И/2018-11 о привлечении ГБПОУ ИО ИТТриС к административной ответственности и назначении юридическому лицу административного наказания виде штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, директор техникума подала жалобу на указанное постановление.
В соответствии со ст.21 ФЗ от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» при проведении выездной проверки принимается решение о проведении выездной проверки.
Допрошенная в судебном заседании ст.государственный инспектор ФИО4 пояснила, что проверка проводилась во втором корпусе по адресу: <...>. Проверка в корпусе по адресу: <...> не проводилась.
При этом, в п.8 Акта выездной проверки от 28.01.2022 отсутствует указание на адрес места установления нарушений, которые послужили основанием для привлечения ГБПОУ ИО ИТТриС к административной ответственности.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав заявителя жалобы, свидетеля ФИО4, суд приходит к выводу, что решение о проведении проверки по адресу: <...> должностным лицом не принималось, в связи с чем у должностного лица отсутствовали законные основания для проведения проверки по указанному адресу.
Рассматривая доводы инспектора ФИО4 о том, что фактически в решении о проверке и Акте проверки указывался юридический адрес техникума, об адресе корпуса по ул.Багратиона, 45Б нигде в документах не было указано, не колеблют решение суда об отсутствии оснований для проведения проверки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании достоверно установлено, что местом проведения проверки был корпус, расположенный по адресу: <...>, а не корпус техникума, расположенный по адресу: <...>, в котором должна была быть проведена проверка, как указано в решении о проведении выездной проверки.
Кроме того, как в протоколе об административном правонарушении от 22.02.2022, так и в постановлении о назначении административного наказания от 25.02.2022 указано, что местом совершения правонарушения является : <...>.
Рассматривая довод жалобы о том, что инспектором ФИО4 не осуществлялась проверка наличия в санитарно-бытовых помещениях мыла и дозаторов с жидким смывающим веществом, суд исходит из следующего.
Так, согласно показаний свидетеля ФИО4, проверка осуществлялась в отношении помещений столовой и учебных классов, где были умывальники.
Согласно пункту 5.4. «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87, утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. № 782 в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды, сушки волос (феновые).
С учетом указанных положений, суд приходит к выводу, что фактически должностным лицом санитарно-бытовые помещения согласно вышеуказанного СНиПа не проверялись.
Учитывая, что санитарно-бытовые комнаты не проверялись, то и установить наличие смывающих средств в указанных помещениях должностное лицо не могло. Как указала ст.инспектор ФИО4 выдачу СИЗ она проверяла по личным карточкам работников. При этом, силу п.20 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих (или) обезвреживающих средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н, на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.
Учитывая отсутствие решения о проведении выездной проверки ГБПОУ ИО ИТТРИС по адресу: - <...>, что является нарушением требований ст.21 ФЗ от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а потому отсутствовали законные основания для проверки, то суд приходит к выводу, что в действиях ГБПОУ ИО ИТТРИС отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление ст.государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО4 от 25.02.2022 подлежит отмене, производство по делу прекращению в соответствии с п.п.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» ФИО2 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО4 от 25.02.2022 о привлечении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.п.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня получения.
Судья М.Н. Заблоцкая