ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-921/19 от 28.02.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Мировой судья Крыльцова Д.Ю. №12-921/19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград 28 февраля 2019 года

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Маначина Е.В.

при секретарях: Павлюк Е.А., Князевой А.В.,

с участием привлеченного лица ФИО1,

его представителя ФИО2 к.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинградского районного суда г. Калининграда по адресу: <...>, жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №7 Ленинградского района г. Калининграда от 9 октября 2018 года о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с указанной выше жалобой, полагая указанное постановление суда незаконным, подлежащим отмене, поскольку при определении наличия в действиях состава административного правонарушения по результатам проверки на объекте РТС «Восточная» судом не принято во внимание, что плановая проверка осуществлялась в период с февраля по октябрь 2018 года в отношении 10-ти объектов одного топливно-энергетического копмлексаМП «Калининградтеплосеть» (далееТЭК), в т.ч. и РТС «Восточная»; постановлением мирового судьи от 28 апреля 2018 года он уже привлечен по ст. 20.30 КоАП РФ к административной ответственности за аналогичные нарушения, допущенные на объекте РТС «Северная».Суд, по его мнению не учел, что данные нарушения образуют единый состав административного правонарушения, т.к. совершены одним действием (бездействием) одного должностного лица на объектах единого ТЭК, а неоднократное привлечение его к административной ответственности противоречит целям наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ; просит постановление суда от 9 октября 2018 года отменить и прекратить производство на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 к. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить и дополнили, что после получения уведомления о предстоящей проверке за некоторое время до фактического выезда на объекте РТС «Восточная» был предпринятряд мер для исполнения требований законодательства в пределах имеющегося финансирования: в т.ч. силами сотрудниковпредприятия, в июне 2018 года установлена противотаранная система, дорожные знаки на подъезде к объекту, оформлена дорожная разметка при въезде (стоп линия), установлены сигнализация на входных дверях, тревожная кнопка, 21 мая 2018 года заключен Договор с вневедомственной охраной на централизованное наблюдение, а 1 июня 2018 года – Договор на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны, отремонтирована часть заборов, установлены и раскрашены блоки для пожарного въезда, установлены: система видеонаблюдения со сроком хранения информации до 30 суток и видеодомофон на проход людей, звуковая система оповещения, частично своими силами отремонтировано освещение, приобретены технические средства досмотра транспорта (зеркала), радиостанции, проведены учения, а впоследствии в результате межведомственного взаимодействия ТЭК удалось получить финансирование около 100 млн рублей на очередной период для исполнения требований закона.

Старший инспектор группы государственного контроля Управления Росгвардии по Калининградской области ФИО3 пояснил, что протокол об административном правонарушении был составлен импо результатам проведенной в установленном порядке плановой проверки на одном из объектов ТЭК МП «Калининградтеплосеть» в отношении ФИО1 как начальника службы безопасности, исходя из должностной инструкции, согласно п. 2.2 которой он руководит и организует работу подчиненныхсотрудников в соответствии с требованиями Закона № 256-ФЗ и несет полную ответственность за осуществлённый комплекс мер.

Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Закон № 256-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 12 Закона N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Из материалов дела усматривается, что МП «Калининградтеплосеть» относится к субъектам топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Из статьи 16 Закона N 256-ФЗ следует, что финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 3 статьи 7 Закона N 256-ФЗ предусматривает, что требования обеспечения безопасности объектов в зависимости от установленной категории опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которые подлежат применению к спорным правоотношениям (далее - Правила № 458дсп).

9 октября 2018 года постановлением мирового судьи судебного участка №7 Ленинградского района г. Калининграда начальник службы безопасности ТЭК МП «Калининградтеплосеть» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Основанием для привлечения к ответственности послужили:акт проведенной Управлением Росгвардии по Калининградской области 20 июня 2018 года на объекте ТЭК МП «Калининградтеплосеть» «РТС Восточная», расположенном по адресу: <...>, плановой выездной проверки соблюдения требований Закона № 256-ФЗ, требований Правил № 458дсп, согласно которым выявлено 28 нарушений, обязательных к устранению; протокол об административном правонарушении от 20.06.2018, составленный старшим инспектором Управления З.; приказ о приеме ФИО1 на работу от 25.03.2014 на должность начальника службыбезопасности МП «Калининградтеплосеть; должностная инструкция начальника службы безопасности МП «Калининградтеплосеть»от 16.01.2017.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как видно из примечания к названной норме под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Для установления факта того, что ФИО1 является должностным лицом, совершившим административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.30 КоАП РФ, необходимо доказать, что он выполнял организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции ТЭКМП «Калининградтеплосеть», при этом не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п., т.е. полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем из должностной инструкции начальника службы безопасности МП «Калининградтеплосеть» (далее - должностная инструкция) следует, что начальник службы руководит и организует работу подчиненных сотрудников службы безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона № 256-ФЗ; организует и осуществляет комплекс мер, направленных на антитеррористическую защищенность объектов ТЭК и несет за соответствие этих мер полную ответственность; по указанию директора осуществляет служебные проверки, по результатам которых выходит с ходатайствами и предложениями по устранению выявленных недостатков; при установлении фактов слабой технической укрепленности объектов предприятия принимает меры по устранению недостатков; обеспечивает защиту объектов предприятия от террористических актов, хищений, порчи…; вносит предложения по формированию кадрового состава предприятия (раздел 2).

Кроме того, начальник службы безопасности имеет право ходатайствовать перед руководством предприятия о приеме и увольнении работников участка о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий (подпункт 2.17), издавать в пределах своих полномочий распоряжения и инструкции по вопросам организации и работы возглавляемого подразделения, несения охранной службы и осуществления пропускного режима; осуществляет проверку несения службы постами охраны, антитеррористическую защищенность объектов (подпункт 2.13).

Таким образом, указанной должностной инструкцией начальник службы безопасности МП «Калининградтеплосеть» не наделен какими-либо административно-хозяйственными функциями по управлению и распоряжению имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием, что подтверждается представленными судуконтрактами, заключенными МП «Калининградтеплосеть» в лице первого заместителя директора Д.Д.Р. с охранным предприятием ООО ОП «<данные изъяты>» от 6 марта 2018 года, с ООО «<данные изъяты>» от 15 мая 2018 года, с ООО ОП «<данные изъяты>» от 23 мая 2018 года, а также договорами на оказание услуг вневедомственной охраны объекта от 21 мая 2018 года МП «Калининградтеплосеть» в лице директора К.Э.Н. и т.п., а также Приложением № 1 к соглашению охраны объекта от ДД.ММ.ГГГГ к Договору № 628/18 по РТС «Восточная», подписанным Д.Д.Р., в котором среди ответственных за исполнение Инструкции лиц указан ФИО1; а также распоряжениями директора К.Э.Н. об утверждении плана мероприятий инвестиционной Программы на 2018-2019 по категорированным объектам ТЭК МП «Калининградтеплосеть».

Таким образом, принимая во внимание, что должностной инструкцией на не наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями для выполнения работ, позволяющих обеспечить исполнение требований Закона № 256-ФЗ, ФИО1 как начальник службы безопасности ТЭК не является субъектом вмененного ему административного правонарушения,в связи с чемпостановленное суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №7 Ленинградского района г.Калининграда от 9 октября 2018 года о привлечении начальника службы безопасности МП «Калининградтеплосеть» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, отменить; производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение вступает в силу немедленно.

Судья Е.В. Маначина