ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-921/2022 от 01.06.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-921/2022

РЕШЕНИЕ

1 июня 2022 года г. Кызыл

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Донгак А.А., рассмотрев жалобу представителя акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» ФИО7. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 г. Кызыла от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Кызылская ТЭЦ»,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» (далее – АО «Кызылская ТЭЦ») в лице представителя по доверенности ФИО8. подал жалобу на постановление мирового судьи судебного участка №8 г. Кызыла от 27 января 2022 года о признании АО «Кызылская ТЭЦ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. В обоснование указав, что Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора 4 августа 2021 года по результатам внеплановой выездной проверки по исполнению ранее выданного предписания в отношении АО «Кызылская ТЭЦ» было выдано предписание (пункты №№ 1, 2) от 4 августа 2021 года № РТ-ВР-561в, где пунктом №2: сброс сточных вод по Выпуску №1 и Выпуску №2 в р. Малый Енисей осуществляется с превышением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водные объекты. При проверке не было установлено превышение норматива допустимого сброса, единицами измерения которого являются граммы в час, тонны в год, указано лишь на превышение значений допустимых концентраций, установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду, определенных исходя из норматива качества воды водных объектов рыб хозяйственного значения, что исключает к обществу гражданско-правовой ответственности. Росприродназдором совместно с ЦЛАТИ по Енисейскому региону 25 ноября 2021 года были не верно выбраны точки отбора сточных вод, результаты лабораторных исследований специалистов ЦЛАТИ по Енисейскому региону, привлеченных в качестве экспертов не дает возможность объективной оценки приведенных лабораторных исследований проб сточных вод. Просит отменить постановление.

В судебном заседании представитель АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО9., выступающая по доверенности, поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям, дав соответствующие пояснения о том, что предписание ими оспорено, в настоящее время рассматривается в суде.

Представитель Росприроднадзора Куулар Х.С., выступающая по доверенности, с жалобой не согласилась, просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок обжалования не пропущен.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Часть 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает право должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370" (далее - Положение о Росприроднадзоре) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор; уполномоченным государственным органом Российской Федерации по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Пункт 1 Положения о Росприроднадзоре, устанавливает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела, 4 августа 2021 года Управлением Росприроднадзора в адрес АО «Кызылская ТЭЦ» внесено предписание № РТ-ВР-561в об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в пункте 2 которого указано об устранении нарушений п.4 ст.35, п.6 ст.56 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, п.1 ст.39 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в срок до 1 ноября 2021 года.

Предписание получено генеральным директором АО «Кызылская ТЭЦ» Троцаном А.А. 4 августа 2021 года.

На основании решения руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Любченко М.В. от 18 ноября 2021 года № 1095-р/п в отношении АО «Кызылская ТЭЦ» проведена внеплановая выездная проверка в целях проверки выполнения пункта 2 предписания от 4 августа 2021 года о проведении которой АО «Кызылская ТЭЦ» уведомлено 19 ноября 2021 года и по результатам которой 7 декабря 2021 года составлен акт внеплановой выездной проверки № РТ-В-1095в.

8 декабря 2021года государственным инспектором Росприроднадзора в отношении АО «Кызылская ТЭЦ» по результатам внеплановой проверки составлен протокол об административном правонарушении № РТ-В-1095в по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которому в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что АО «Кызылская ТЭЦ» не выполнено в установленный срок пункт №2 предписания №РТ-ВР-561в от 4 августа 2021 года, сроком исполнения до 1 ноября 2021 года, а именно, АО «Кызылская ТЭЦ» сброс сточных вод по выпуску №1 и выпуску №2 в р. М. Енисей осуществляется с превышением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водные объекты (Декларация о воздействии на окружающую среду), что оказывает негативное влияние на р. М. Енисей (наличие концентрации загрязняющих веществ меди в природной воде), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Принимая решение о привлечении АО «Кызылская ТЭЦ» к административной ответственности, мировой судья исходил из законности требования пункта 2 предписания Росприроднадзора 4 августа 2021 года № РТ-ВР-561в и факта не устранения АО «Кызылская ТЭЦ» нарушений обязательных требований.

С выводами мирового судьи следует согласиться по следующим основаниям.

Согласно п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, государственный надзор в области обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Пункт 6.6. Положения предусматривает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованием части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса.

Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 ВК РФ).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 ВК РФ).

Приказом Минприроды России от 04.12.2014 №536 утверждены Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее – приказ № 536).

В результате государственного экологического контроля (Протоколы испытаний ФГБУ ЦЛАТИ по СФО» по Енисейскому региону от 02.08.2021 №№ РХ 83г-В, РХ 84г-В, РТ 4г-В), в сточных водах по Выпуску № 1 СБО (КУ-100) и Выпуску № 2 (нормативно-чистый) установлено наличие превышений загрязняющих веществ (медь, цинк, фосфат-ион), разрешенных к сбросу в р. М. Енисей, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду, а также в природной воде (контрольная точка) установлено наличие превышений концентрации загрязняющих веществ (цинк) относительно фоновых концентраций в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод по Выпускам № 1 СБО (КУ-100) и № 2 (БЛ) в связи несоблюдением АО «Кызылская ТЭЦ» утвержденных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Таким образом, вывод административного органа по настоящему делу об административном правонарушении, в частности, о неисполнении АО «Кызылская ТЭЦ» пункта 2 предписания от 4 августа 2021 года № РТ-ВР-561в следует признать обоснованным, поэтому в действиях АО «Кызылская ТЭЦ» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что АО «Кызылская ТЭЦ» не выполнило в установленный срок предписание административного органа об устранении нарушений обязательных требований в сфере отходов производства и потребления, также не представило доказательств о направлении сведений об их устранении, принимаемых мерах в установленный срок.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, АО «Кызылская ТЭЦ» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований статьи 14 Закона № 89-ФЗ и Правил № 712.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных обстоятельств основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Доводы жалобы о том, что были неверно выбраны точки отбора сточных вод не принимаются, поскольку при отборе проб присутствовал уполномоченный представитель АО «Кызылская ТЭЦ», точки отбора оборудованы АО «Кызылская ТЭЦ» и собственная санитарная промышленная лаборатория АО «Кызслкая ТЭЦ» производит отбор сточных вод в указанных точках.

Доводы жалобы о том, что в ходе проверки не установлено превышение нормативов допустимого сброса (НДС), указано лишь на превышение значений допустимых концентраций, установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду несостоятельны в виду того, что результаты лабораторных исследований подтвердили превышение загрязняющих веществ, разрешённых к сбросу в реку м.Енисей, указанных в Декларации АО «Кызыслкая ТЭЦ».

Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены вынесенного по делу законного и обоснованного постановления.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 8 г. Кызыла от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья А.А. Донгак