ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-925/2021 от 07.09.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

УИД 86RS0001-01-2021-003421-32

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 сентября 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

с участием:

защитника ФИО3 адвоката Костина Н.Н., действующего на основании ордера, представителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление заместителя руководителя Службы – начальника управления контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО5 от 12.05.2021г. № ПП-10/2021/04-ОК, которым ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.7.2 КоАП РФ к штрафу в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

12 мая 2021 года постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО9, ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.2 КоАП РФ к штрафу в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, ФИО3 обратилась в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, мотивировав доводы жалобы тем, что Учреждение в установленный срок предоставило на запрос Службы контроля ХМАО-Югры от 10.02.2021 письменные пояснения и дополнительную информацию по договору /МК от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мастер классов в <адрес>. Вместо табеля учета рабочего времени Учреждение предоставило пояснения о том, что эксперт Учреждения ФИО6 не направлялась в командировку в <адрес>. Экспертная оценка исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертом ФИО6 на основании Положения Учреждения своими силами без выезда в командировку.

В судебное заседание ФИО3 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании защитник ФИО3 – адвокат Костин Н.Н. жалобу поддержал в полном объеме, просил обжалуемое постановление отменить.

Представитель административного органа ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласились, указав на доказанность вины ФИО3 и наличие в ее действиях состава правонарушения. Указала, что согласно запроса от 10.02.2021 были истребованы табели учета рабочего времени ФИО6, а также в случае командирования ФИО6 в указанные даты необходимо предоставить подтверждающие документы. Табели учета рабочего времени Учреждением по запросу не были предоставлены, что образует состав правонарушения. Запрос направлялся в рамках проводимой проверки.

К материалам дела приобщен письменный отзыв на жалобу, поступивший из Службы контроля ХМАО-Югры.

Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО5 от 12.05.2021 ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.2 КоАП РФ за то, что являясь директором бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», являясь должностным лицом Учреждения, действующая на основании распоряжения Правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2001 № 733-рп «О назначении на должность директора государственного учреждения культуры Ханты-Мансийского автономного округа «Окружной центр прикладного творчества и ремесел», находясь на рабочем месте по адресу: г.<адрес> и осуществляя руководство деятельностью Учреждения, расположенного по адресу: г.<адрес>, своим бездействием в период с 11.02.2021 по 15.02.2021 нарушила часть 28 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно не предоставила в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по запросу Службы контроля ХМАО-Югры от 10.02.2021 в срок до 15.02.2021 необходимые для проведения проверки выписки из табеля учета рабочего времени ФИО6 на 21.03.2020, 23.03.2020, 25.03.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 27.10.2020, 30.10.2020.

Административная ответственность по ч.1 ст.19.7.2 КоАП РФ предусмотрена за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Статьей 6 Закона № 44-ФЗ, установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Частью 28 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.

Частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно подпункта «в» пункта 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 предусмотрено, что должностные лица органа контроля имеют право при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) беспрепятственно по предъявлении документа, удостоверяющего личность (служебного удостоверения), и копии правового акта органа контроля о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 № 356-п «О Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из представленных материалов, между БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» и ИП ФИО8 был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ/МК по оказанию услуг по подготовке к проведению творческой школы, мастер классов, на сумму <данные изъяты> рублей, условиями которого топределено следующее:

- п.1.5 – срок оказания услуг в течение 2020 года, с 20 марта по ДД.ММ.ГГГГ;

- приложением к договору (техническое задание) – обеспечение необходимым оборудованием, инструментами и основными сырьевыми портфолио для проведения мастер-классов; обеспечение художественного и методического сопровождения мероприятий.

Согласно информации, представленной Учреждением от 01.02.2021г. исх. , фактически мастер классы по договору /МК проводились: 21.03.2020г., 23.03.2020г., 25.03.2020г. в г. ФИО2-Мансийске, 28.09.2020г., 29.09.2020г., 30.09.2020г., 27.10.2020г., 30.10.2020г. в <адрес>, в которых приняли участие 815 человек. Списки участников творческих мастерских Учреждением не утверждались, количественный учет участников общества осуществлялся справочно.

Экспертиза оказанных услуг по договору /МК проведена 25.12.2020г. контрактным управляющим Учреждения ФИО6, согласно которой услуги по подготовке к проведению творческой школы, мастер-классов соответствуют требованиям договора.

Письмами от 09.02.2021г., 15.02.2021г. , 09/13-80, Учреждение указало следующее:

- внутренняя экспертиза осуществлялась без выезда с учетом отчетных данных по итогам проведения мероприятий;

- условиями договора фотофиксация не предусмотрена, но Учреждение осуществляло выборочную фотосъемку проведения мероприятий.

В ходе выездной проверки, для установления проведения Учреждением экспертизы надлежащим образом по договору /МК, специалистом Службы контроля в адрес Учреждения направлен запрос от 10.02.2021г. о предоставлении информации (документов) к 15.02.2021г., а именно в том числе выписку из табеля учета рабочего времени ФИО6 (должностное лицо Учреждения (контрактный управляющий), ответственное за проведение экспертизы по договору /МК) на даты 21.03.2020, 23.03.2020, 25.03.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, ь30.09.2020, 27.10.2020, 30.10.2020.

В ответе Учреждения от 15.02.2021г. (исполнитель по письму ФИО6) выписки из табеля учета рабочего времени ФИО6 на даты 21.03.2020, 23.03.2020, 25.03.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 27.10.2020, 30.10.2020 не представлены, с указанием на то, что действующим законодательством Российской Федерации не закреплен обязательный выезд к месту проведения мероприятия для проведения внутренней экспертизы.

Таким образом, Учреждением не представлена запрашиваемая Службой контроля информация, необходимая для проведения проверки: выписки из табеля учета рабочего времени ФИО6 на даты 21.03.2020г., 23.03.2020г., 25.03.2020г., 28.09.2020г., 29.09.2020г., 30.09.2020г., 27.10.2020, 30.10.2020, указанная в запросе от10.02.2021г.

Пункт 5.2 Устава БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» предусматривает, что к компетенции директора относится решение всех вопросов деятельности Учреждения (кроме тех, решение которых настоящим уставом и законодательством отнесено к компетенции других органов), в том числе: действует без доверенности от имени Учреждения, совершает сделки от имени Учреждения, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры, выдает доверенности, осуществляет расчеты, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения, утверждает должностные инструкции работников Учреждения и положения о структурных подразделениях.

Согласно Уставу БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», Распоряжения Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2001 № 733-ри «О назначении на должность директора государственного учреждения культуры Ханты-Мансийского автономного округа «Окружной центр прикладного творчества и ремесел», ФИО3, являясь директором Учреждения, осуществляла непосредственное руководство учреждением, к компетенции которого входило решение всех вопросов деятельности учреждения, следовательно, у нее возникает ответственность за данное правонарушение.

Таким образом, в бездействии ФИО3 усматриваются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виновность ФИО3 подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 27.04.2021; приказом Службы контроля ХМАО – Югры о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных нужд, а также соблюдения условий контрактов в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» -ПР-3 от 15.01.2021г.; приказом Службы контроля ХМАО – Югры о внесении изменений в приказ Службы контроля ХМАО – Югры о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных нужд, а также соблюдения условий контрактов в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» -ПР-6 от 04.04.2021г.; актом № ВП-10/2021 от 24.03.2021г.; актом осмотра от 20.01.2021г. с фотоматериалами; актом осмотра от 29.01.2021г. с фотоматериалами; актом осмотра от 03.02.2021г. с фотоматериалами; актом осмотра от 08.02.2021г. с фотоматериалами; актом осмотра от 04.02.2021г. с фотоматериалами; актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ - 04.02.2021г. с фотоматериалами; актом осмотра от 19.02.2021г. с фотоматериалами; копией договора /МК от 20.03.2020г. с приложениями; копией экспертного заключения БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел; актом выполненных работ от 25.12.2020г. и платежным поручением от 28.12.2020г. запросом Службы контроля о предоставлении информации от 10.02.2021г.; ответом за запрос от 15.02.2021г.; копией приказа -ОД от 06.06.2014г.; копией приказа от 09.01.2018г.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм закона.

Надлежащее или ненадлежащее выполнение Учреждением требований законодательства в части проведения экспертизы не является предметом спора по рассматриваемому делу об административном правонарушении, в связи с чем доводы Учреждения относительно нецелесообразности запроса Службы от 10.02.2021 в части предоставления выписок из табеля учета рабочего времени ФИО6 на даты 23.03.2020, 25.03.2020, 28.09.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 30.10.2020 несостоятельны.

Согласно п.1 ч.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

В соответствии с ч.7 ст.94 Закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Согласно подпункта «а» п.1 ч.2 ст.41 Закона № 44-ФЗ к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены физические лица, являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

В случае осуществления приемки силами заказчика положениями Закона № 44-ФЗ не установлены требования к. лицам, включаемым в приемочную комиссию, а также ограничения на совмещение членами приемочной комиссии иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.

Формирование приемочной комиссии осуществляется заказчиком самостоятельно, членами ее могут быть в том числе контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок и иные лица, относящиеся или не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей конкретной приемке и экспертизе результатов исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ/МК оказанные Исполнителем услуги принимаются Заказчиком по акту сдачи- приемки исполнения обязательств по договору.

Как следует из жалобы и материалов проверки, приказом директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» от 14.01.2019 № 02/2-ОД утверждено положение о порядке проведения экспертизы поставленных товаров, выполненных работ и оказания услуг для Учреждения. На основании п. 2.2 Положения результаты экспертизы оформляются в виде экспертного заключения, которое подписывается экспертом. Приказом директора Учреждения от 14.01.2019 № 09/3-ОД экспертом назначена контрактный управляющий ФИО6

В связи с чем, в целях установления выполнения заказчиком требований действующего законодательства, а также для оценки правомерности действий заказчика в части привлечения в качестве эксперта работника заказчика должностным лицом Службы в адрес заказчика и были направлены соответствующие запросы.

Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 № 356-п «О Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 предусмотрено, что должностные лица органа контроля имеют право запрашивать и получать у объекта контроля на основании обоснованного запроса в письменной или устной форме информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований.

Частью 28 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.

Непредставление Учреждением запрашиваемой информации препятствует исполнению Службой контроля возложенных на неё функций.

При таких обстоятельствах действия ФИО3, выразившиеся в нарушении части 28 статьи 99 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.2 КоАП РФ

Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену вынесенного постановления, суд не усматривает.

Таким образом, постановление от 12.05.2021 в отношении ФИО3 является законным, обоснованным и мотивированным, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для его отмены, изменения суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы – начальника управления контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО5 от 12.05.2021г. № ПП-10/2021/04-ОК, которым ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.7.2 КоАП РФ к штрафу в размере 15 000 рублей, – оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1