ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-926/2022 от 24.08.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-926/2022

УИД 75RS0001-02-2022-003879-63

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 24 августа 2022 года

Судья Центрального районного суда города Красноярска Шаравин С.Г.

с участием представителя Центрального банка РФ в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ ФИО3 от 30.03.2022 года по делу об административном правонарушении № , предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего Кредитного потребительского кооператива «» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ ФИО3 от 30.03.2022 года, конкурсный управляющий Кредитного потребительского кооператива «» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что административным органом не учтено, что Кредитный потребительский кооператив «» решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2018г. по делу признан несостоятельным (банкротом), в отношении кооператива введена процедура конкурсного производства, являющаяся процедурой ликвидации. При этом конкурсный управляющий является лицом, которое назначено судом для реализации процедуры конкурсного производства, а не для осуществления уставной деятельности кооператива. Так же, административным органом не учтено, что находясь в процедуре конкурсного производства кооператив не вправе осуществлять свою уставную деятельность, предусматривающую привлечение денежных средств граждан (пайщиков) или выдачу займов.

Определением Центрального районного суда от 21.04.2022г. указанная жалоба ФИО2 направлена по подсудности в Центральный районный суд г. Красноярска, для рассмотрения.

В судебное заседание ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, какие-либо ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие или об отложении слушания дела в суд не поступало. При указанных обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, при имеющейся явке.

Представитель административного органа ФИО1, полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению. Поддержав отзыв на жалобу, направленный в адрес суда ранее.

Изучив доводы жалобы, отзыв на жалобы, выслушав представителя административного органа, проверив представленные материалы дела, дополнительные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные кооперативы отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. На указанные организации Федеральным законом №115-ФЗ возложена обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно статье 3 Федерального закона №115-ФЗ под организацией внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, понимается совокупность принимаемых такими организациями мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля для кредитных кооперативов разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно пункту 1.6 Положения № 445-П правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются комплексным документом некредитной финансовой организации, в том числе кредитного кооператива, или комплектом документов, определяемым НФО. регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых НФО мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 445-П правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ разрабатываются НФО в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, Положением № 445-П и иными нормативными актами Банка России.

Требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и НФО в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения установлены Указанием Банка России от 22.02.2019 № 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Согласно пункту 1 Указания № 5075-У правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФРОМУ являются составной частью комплексного документа, определяющего организацию внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в финансовой организации, в том числе кредитном кооперативе, или комплекта документов, определяющих организацию внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в финансовой организации, в том числе кредитном кооперативе.

В рамках реализации надзорных функций в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ Банком России в лице Отделения Красноярск Кооперативу, в связи с нарушениями требований Положения № 445-П, пункта 5 Указания № 5075-У, допущенными при разработке Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных конкурсным управляющим Кооператива 01.06.2021, было вынесено предписание от 12.11.2021 .

В ответ на предписание Кооперативом, в числе прочих документов и информации (исх.№ б/н от 13.12.2021, исх.№ б/н от 30.12.2021), представлены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденные конкурсным управляющим Кооператива 01.12.2021. Правила являются комплексным документом (пункт 1.2 ПВК от 01.12.2021).

По результатам рассмотрения Правил от 01.12.2021 установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 1.4 Положения № 445-П Правила от 01.12.2021 разработаны Кооперативом без учета требований, установленных подпунктом 14 пункта 4 статьи 6, пунктом 8 статьи 7.5, абзацем 2 пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, пунктом 8.1.1 Положения № 445-П, абзацами 9, 10 пункта 3 Указания № 5075-У, а именно:

1) В Правилах от 01.12.2021 отсутствуют отдельные порядки и положения (в программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и проведение проверки в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ не включены):

- положение о продолжительности проведения проверки (абзац девятый пункта 3 Указания № 5075-У);

- порядок доведения до лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информации о выявленных в ходе проведения проверки клиентах, в отношении денежных средств или иного имущества которых не были применены меры по их замораживанию (блокированию), подлежавшие применению в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (абзац десятый пункта 3 Указания № 5075-У).

2) Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, определенный в пункте 6.1.1 Правил от 01.12.2021 и в приложении 5 к Правилам от 01.12.2021, не соответствует перечню операций, подлежащих обязательному контролю, установленному подпунктом 14 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115 ФЗ, в части отсутствия операции, указанной в пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, а именно: «подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц. в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица».

3) В пункте 8.5.1 Правил от 01.12.2021 основания для приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом клиента определены без учета требования пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ в части отсутствия основания: «в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица».

4) В пункте 10.2 Правил от 01.12.2021 порядок рассмотрения представленных клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, обеспечивающий всестороннее, полное и объективное их рассмотрение, разработан без учета срока, установленного абзацем вторым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а именно: вместо «в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом» в Правилах определен срок «не превышающий 10 дней со дня их предоставления пайщиком» (абзац 7 пункта 8.1.1 Положения № 445-П).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 22 Федерального закона № 190-ФЗ единоличным исполнительным органом кредитного кооператива является председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива). Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кредитного кооператива, без доверенности действует от имени кредитного кооператива, в том числе издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий. В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» указанные полномочия относятся к организационно-распорядительным функциям.

Согласно пункту 2 статьи 126 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Статьей 127 Федерального закона № 127-ФЗ предусмотрено, что при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. В силу статьи 2 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий является арбитражным управляющим.

В соответствии со статьей 129 Федерального закона № 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом № 127-ФЗ.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2019г. по делу № конкурсным управляющим Кооператива утвержден ФИО2, таким образом, ФИО2 несет ответственность как должностное лицо.

Вина конкурсного управляющего Кредитного потребительского кооператива «» ФИО2 подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17.03.2022г.; ответом на предписание от 10.01.2022г.; правилами внутреннего контроля КПК «»; приложениями к правилам внутреннего контроля; предписанием от 12.11.2021г.; выпиской из ЕГРЮЛ; определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2019г.; решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2018г.; уставом КПК «» и иными документами.

Данные доказательства были исследованы при рассмотрении дела в отношении должностного лица, им дана надлежащая оценка, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Указанные доказательства соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ, объективная сторона состава административного правонарушения нашла свое подтверждение.

Доводы заявителя о необоснованном привлечении к административной ответственности и об отсутствии состава административного правонарушения, суд находит несостоятельными, поскольку, поводом для возбуждения в отношении конкурсного управляющего КПК «» ФИО2 дела об административном правонарушении послужил факт неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в части организации внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно: требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», пункта 1.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившихся в разработке Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, утвержденных конкурсным управляющим Кооператива 01.12.2021, без учета требований, установленных подпунктом 14 пункта 4 статьи 6, пунктом 8 статьи 7.5, абзацем 2 пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. пунктом 8.1.1 Положения № 445-П, абзацами 9, 10 пункта 3 Указания Банка России от 22.02.2019 № 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения». Прекращение КПК «» уставной деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», в связи с применением к КПК в деле о банкротстве процедуры конкурсного производства, не освобождает КПК от обязанности соблюдать требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в части организации внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в том числе при разработке правил внутреннего контроля.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные потребительские кооперативы. Несмотря на нахождение КПК в процедуре несостоятельности (банкротства) заявитель не утратил статус организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (ст.ст.5,7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Запреты о привлечении денежных средств пайщиков, выдача займов, не исключают совершение КПК операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в целях ПОД/ФТ.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив помимо организации финансовой взаимопомощи своих членов вправе заниматься иными видами деятельности.

В силу статьи 2 Федерального закона № 127-ФЗ кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц. работающих или работавших по трудовому договору.

Таким образом, расчеты, связанные с погашением требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Кооператива, а также расчеты в рамках взыскания дебиторской задолженности в процессе несостоятельности (банкротства), относятся к операциям, подлежащим контролю в целях ПОД/ФТ.

Административное наказание должностному лицу назначено законно и обоснованно, с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.2 КоАП РФ в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Судом не установлено оснований для отмены или изменения постановления заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ ФИО3 от 30.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица- конкурсного управляющего Кредитного потребительского кооператива «» ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ ФИО3 от 30.03.2022 года по делу об административном правонарушении № ТУ-04-ДЛ-22-1769, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении конкурсного управляющего Кредитного потребительского кооператива «» ФИО2- оставить без изменения, жалобу представителя ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.Г. Шаравин