ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-928/20 от 11.02.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-09

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«11» февраля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении врио генерального директора акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ врио генерального директора акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» (далее – АО «СиГМА», Общество) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылался на то, что отчет по работе «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчет запасов Озерновского месторождения золота Камчатского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» требовал продолжительного времени и ввиду согласования одной из его частей в ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее – ГКЗ), а также сложной эпидемиологической обстановкой данный отчет был сдан в Камчатский ФБУ «ТФГИ по ДФО» ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указал, что должностным лицом в обжалуемом постановлении неверно указана дата совершения правонарушения, а именно: вместо ДД.ММ.ГГГГ указано ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, из протокола и постановления не следует, каким нормативно-правовым актом установлен срок сдачи отчета. Так как АО «СиГМА» не бездействовало, а предоставляло и корректировало отчетность по рекомендациям ГКЗ, полагал, что должностным лицом не полностью изучены материалы дела, в связи с чем неверно определен срок сдачи отчета. Также указал на неверную квалификацию вменяемого правонарушения, поскольку непредоставление отчета по указанной работе не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от него не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена без его участия.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 данного Кодекса.

Как следует из материалов дела, основанием привлечения врио генерального директора АО «СиГМА» ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило выявление в результате проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении Общества плановой выездной проверки нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в том, что ФИО2, являясь руководителем юридического лица, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не выполнил надлежащим образом свои обязанности, не приняв необходимых мер по обеспечению представления в Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу» в срок по ДД.ММ.ГГГГ отчета по работе «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчет запасов Озерновского месторождения золота Камчатского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (государственный регистрационный ).

Вместе с тем, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным в связи со следующим.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее – Закон о недрах) установлено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 данного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.

Под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных Законом о недрах видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах) (ч. 1 ст. 27 Закона о недрах).

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится утверждение перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее представления, порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.

При проведении разведки и добычи твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья, подземных вод, общераспространенных полезных ископаемых, использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а в отношении участков недр местного значения также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены участки недр, на бумажном и на электронном носителях подлежит интерпретированная геологическая информация о недрах, в том числе, отчеты и материалы о результатах предварительной и детальной разведки и доразведки месторождений полезных ископаемых, включая технико-экономическое обоснование кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, отчеты и материалы по разведочному бурению; материалы по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений, подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых, материалы по оперативному изменению запасов полезных ископаемых по результатам геологоразведочных работ и переоценки этих запасов (подпункт «а» пункта 3 раздела III Перечня интерпретированной геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ).

Правила представления геологической информации о недрах пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации регламентированы Порядком представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Порядок представления информации).

В силу положений п. 9 Порядка представления информации первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах представляется пользователями недр, осуществляющими проведение работ на участке недр в соответствии с лицензией на пользование недрами за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации, а в отношении участков недр местного значения - также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации в следующие сроки:

интерпретированная геологическая информация о недрах в форме геологической отчетности пользователей недр, осуществляющих геологическое изучение недр, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых - ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным;

интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном ст. 36.1 Закона о недрах, или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

По существу аналогичные положения о сроках представления геологической информации содержатся в разделе «Требования по предоставлению геологической информации и условиях ее использования» Приложения к лицензии на пользование недрами серии ПТР вид лицензии БР от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «СиГМА» (том 1 л.д. 123-131).

При этом вышеуказанный Порядок представления информации не содержит положений об иных сроках представления пользователями недр геологической информации, в том числе, требований о необходимости представления такой информации в сроки, указанные в сведениях, внесенных в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.

В силу ст. 28 закона о недрах государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

Государственные учет и ведение государственных реестров, указанных в части первой данной статьи, осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно подп. 8 п. 26 административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) заявление о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр должно содержать, в том числе, срок сдачи отчетных документов в фонды геологической информации (квартал, год).

Из указанного следует, что данные о сроке сдачи отчетных документов в фонды геологической информации при обращении пользователя недрами о внесении работы в государственный реестр работ по геологическому изучению недр вносятся на основании соответствующего заявления такого пользователя, то есть определение указанного срока носит заявительный характер и его несоблюдение однозначно само по себе не свидетельствует о нарушении срока предоставления геологической информации, предусмотренного п. 9 Порядка представления информации, и, соответственно, о нарушении, влекущем административную ответственность по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из материалов настоящего дела следует, что ФИО2 вменялось совершение административного правонарушения, выразившегося в том, что он, являясь врио генерального директора АО «СиГМА», не принял необходимых мер по обеспечению представления Обществом в Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу» отчета по работе «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчет запасов Озерновского месторождения золота Камчатского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (государственный регистрационный ), сроком сдачи отчетных документов по которой согласно данным, отраженным в государственном реестре работ, являлся четвертый квартал 2019 года, то есть последним днем указанного срока являлось ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, должностным лицом при рассмотрении дела не выяснялся и не исследовался вопрос о том, истек ли по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенное в качестве даты совершения вменяемого ФИО2 административного правонарушения, и когда, если истек, срок представления отчетных документов, предусмотренный п. 9 Порядка представления информации. Какие-либо выводы в указанной части постановление не содержит, а из представленных материалов дела об административном правонарушении объективно сделать его не представляется возможным.

Однако указанные обстоятельства с учетом вышеприведенных положений действующего правового регулирования входят в предмет доказывания по настоящему делу в соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При данных обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, поскольку вышеизложенное свидетельствует о нарушении должностным лицом при рассмотрении дела требований ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение невозможно, поскольку установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел годичный срок давности привлечения к административной ответственности, исходя из даты совершения вменяемого ФИО2 административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении врио генерального директора АО «СиГМА» ФИО2 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО3, ФИО4 и ФИО5», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8.Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении врио генерального директора акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» ФИО2 отменить, а производство по делу - прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков