ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-928/2021 от 15.09.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2021 года судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Войнов А.А., при секретаре Шориной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – <данные изъяты> Нестерова ПА на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды <адрес> управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от 10 июня 2021 года должностное лицо <данные изъяты> Нестеров П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Нестеров П.А., оспаривая свою виновность в совершении правонарушения, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что отсутствует событие административного правонарушения. Материалами дела его вина не доказана. В данном случае отсутствуют признаки осуществления деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (более подробно доводы заявителя изложены в жалобе).

В судебное заседание Нестеров П.А. не явился, извещен о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании защитник Нестерова П.А. доводы жалобы поддержал, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании возражал против доводов жалобы, в удовлетворении просит отказать. Считает постановление законным и обоснованным, материалами дела вина должностного лица доказана. Доводы изложенные в жалобе опровергаются проектной документацией.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, судья находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды <адрес> управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от 10 июня 2021 года должностное лицо <данные изъяты> Нестеров П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (п.1) Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Материалами дела установлено, что в период с 12.04.2021 года по 17.05.2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения <данные изъяты> требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

<данные изъяты> получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта строительства (реконструкции) полигона не утилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов <данные изъяты> (утверждено Приказом Руководителя Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес> от 15.09.2003).

Полигон промышленных отходов <данные изъяты> включен в ГРОНВОС приказов Минприроды от 03.10.2016 (номер объекта: ).

На Полигоне промышленных отходов подлежат размещению отходы производства и потребления <данные изъяты> а также осуществляется прием отходов от сторонних организаций.

Вместе с тем, эксплуатация объекта П (Полигон промышленных отходов) проводится с отступлением от проектной документации строительства (реконструкции) полигона не утилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов, а именно:

1. Согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, полигон захоронения промышленных отходов ОАО «ГАЗ» предназначен для централизованного приема и захоронения промышленных отходов на расчетный срок эксплуатации в течение 25 лет с соблюдением всех экологических требований по минимизации их воздействия на окружающую среду.

Территория земельного участка расположена <адрес> на расстоянии <данные изъяты> км к югу от <адрес> и <данные изъяты> км от площадки основного предприятия <данные изъяты>.

В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ (р.2.7, р.4.2 т.1 «Общая пояснительная записка. Технологические, общестроительные и энергетические решения»), в объеме работ предусматривается ограждение из колючей проволоки высотой 2,3 м по ж/бетонным столбам с «насадкой» высотой 0,5 м по периметру полигона.

В ходе визуального осмотра и обследования объекта 22.04.2021 установлено, что у территории полигона промышленных отходов <данные изъяты> отсутствует ограждение по всему периметру (Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 22.04.2021 № б/н).

2. Согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, территория полигона разделена на 2 зоны - производственную и вспомогательную (р. 2.4, р. 3.3 т.1 «Общая пояснительная записка. Технологические, общестроительные и энергетические решения»).

В производственной зоне располагаются:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Во вспомогательной зоне размещаются:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с экспликацией зданий и сооружений (<данные изъяты>), в I очередь строительства должен быть организован 1 контрольно-регулирующий пруд, всего -2 шт., Строительство пруда-накопителя (испарителя) дождевых вод I очередь строительства не предусмотрено, всего предусмотрен 1 пруд-накопитель.

Также в соответствии с составом зданий и сооружений в I - й очереди с учетом технических решений, принятых при рабочем проектировании, по рабочей документации предусмотрен 1 контрольно-регулирующий пруд, по утвержденному проекту - 2; предусмотрен 1 пруд накопитель, по рабочей документации - 0.

Согласно примечаниям к <данные изъяты> состав и объемы сооружений I - й очереди строительства скорректированы с учетом технических решений, принятых при рабочем проектировании.

В соответствии с заключением ГЭЭ (раздел «Водоотведение дождевых и талых вод») проектом в I очередь строительства планируется строительство пруда-накопителя. Дно и откосы пруда-накопителя выполняются водонепроницаемыми из одного слоя полимерной пленки, стабилизированной сажей (р. 4.3.7 т.1 «Общая пояснительная записка. Технологические, общестроительные и энергетические решения»).

Контрольно-регулирующие пруды решены железобетонными, размерами в плане 4x4 и глубиной 1,6 м каждой секции. Внутренняя поверхность бетона запроектирована устройством гидроизоляции составом «<данные изъяты>» (р. 4.3.6 т.1 «Общая пояснительная записка. Технологические, общестроительные и энергетические решения»).

В составе Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 06.04.2012 года отсутствует пруд-накопитель. Указанным разрешением введен в эксплуатацию контрольно-регулирующий пруд.

В ходе проверки специалистами испытательной лаборатории по <адрес> лаборатории ФГБУ «<данные изъяты>» 21.04.2021 произведен отбор проб жидкого отхода из контрольно-регулирующего пруда.

В акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 22.04.2021 № б/н указано на наличие на территории полигона одного контрольно-регулирующего пруда.

В соответствии с чертежами (контрольно-регулирующий пруд в разрезе 1-1 (М 1:100) и ведомостью объемов работ <данные изъяты>, устройство контрольно-регулирующего пруда осуществлялось следующим образом:

1<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, фактически <данные изъяты> выполнено устройство пруда – накопителя, днище и откосы которого выполнены водонепроницаемым из одного слоя полимерной пленки, стабилизированной сажей. Однако разрешение на ввод в эксплуатацию пруда – накопителя отсутствует.

На полигоне отсутствуют контрольно-регулирующие пруды, в виде железобетонной 2-х секционной конструкции размерами в плане <данные изъяты> и глубиной <данные изъяты> м каждой секции с устройством гидроизоляции составом «<данные изъяты>, предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ.

3. В соответствии с гл. I т. IV программы ведения мониторинга геологической среды на территории полигона не утилизируемых промышленных отходов <данные изъяты> основными задачами проведения мониторинга в пределах данного участка, в т.ч. и на территории полигона промотходов <данные изъяты> является:

- оценка природной защищенности геологической среды;

- изучение загрязнения природных сред;

- разработка мероприятий по снижению или предотвращению негативного воздействия полигона на окружающую среду;

- оценка степени влияния на подземные воды и другие компоненты геологической среды каждого техногенного объекта в отдельности.

Программой ведения мониторинга геологической среды на территории полигона не утилизируемых промышленных отходов <данные изъяты> предусматривается расширение режимной наблюдательной сети, преимущественно ниже по потоку подземных вод от полигона <данные изъяты>

В соответствии с томом IV проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ «Программа ведения мониторинга геологической среды на территории полигона не утилизируемых промышленных отходов <данные изъяты>, в Центральной геолого-геофизической экспедицией ВГГП «<данные изъяты>» в районе существующей свалки промотходов <данные изъяты> организована режимная наблюдательная сеть, состоящая из 8-ми скважин. В ТЦМН с целью получения информации о состоянии подземных вод была выполнена прокачка скважин до полного осветления воды с отбором проб воды на различные виды анализов.

По результатам выполненного опробования по существующей наблюдательной сети скважин невозможно однозначно оценить влияние полигона <данные изъяты> на состояние подземных вод.

Учитывая расположение вблизи полигона действующей свалки ТБО <адрес>, а также довольно значительную удаленность существующих наблюдательных скважин, ориентированных относительно полигона вниз по потоку подземных вод, режимная наблюдательная сеть скважин должна быть значительно расширена. Дополнительно к существующей наблюдательной сети предусматривается бурение еще 5 кустов скважин (). В каждом кусте намечается по две скважины: одной - на верхнюю часть, другой - на нижнюю часть водоносного средне-верхнечетвертичного аллювиального горизонта.

Кусты размещаются с восточной стороны полигона, т.е. вниз по потоку подземных вод от него. При этом кусты должны находиться в непосредственной близости (в 10-50 м) от существующего места складирования, куст - у вновь проектируемой части полигона. Соответственно располагаются и кусты , только вверх по потоку подземных вод от существующего и проектируемого участков складирования. Последние кусты, кроме того, дадут возможность оценить влияние полигона ТБО <адрес> на подземные воды и разграничить степень воздействия каждого техногенного объекта в отдельности. В первую очередь бурению подлежат кусты обязательно бурятся до начала эксплуатации проектируемой части полигона (том IV проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ «Программа ведения мониторинга геологической среды на территории полигона не утилизируемых промышленных отходов <данные изъяты>» - схема размещения полигона <данные изъяты> в <адрес> с нанесением пунктов наблюдений за объектами геологической среды).

Кроме проектируемых наблюдательных скважин для режимных наблюдений за подземными водами должны быть привлечены все существующие близ полигона промотходов наблюдательные скважины (), находящиеся в ведении <данные изъяты>. Необходим контроль качества, уровень и температура подземных вод.

Рекомендуемая режимная наблюдательная сеть на I этапе организации мониторинга за компонентами природной среды в районе полигона промотходов <данные изъяты> должна состоять из 8 существующих наблюдательных скважин и 10 проектируемых наблюдательных скважин.

С учетом потока фунтовых вод куст ) оценки влияния свалки ТБО <адрес>.

Ввиду того, что скв. является фоновой, а также в связи с тем, что оголовки скв. срезаны и местоположение указанных скважин в настоящее время <данные изъяты> неизвестно, при сложившихся условиях существующая сеть наблюдательных скважин не позволяет достоверно оценить влияние действующей карты полигона <данные изъяты> на состояние подземных вод, поскольку не проведено расширение режимной наблюдательной сети, которое позволило бы исключить влияние объектов негативного воздействия, расположенных выше по потоку грунтовых вод.

4. В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ (р.1.2 т.1 «Общая пояснительная записка. Технологические, общестроительные и энергетические решения») в таблице «Перечень промышленных отходов, направляемых на захоронение в емкостные сооружения» указаны наименования отходов III и IV классов опасности, направляемые на захоронение в емкостные сооружения.

В ходе осмотра территории Полигона промышленных отходов <данные изъяты> 21.04.2021 года было зафиксировано захоронение отхода пленки, загрязненной ЛКМ, входящая в состав шлама гидрофильтров окрасочных камер с водяной завесой IV класса опасности в емкостных сооружениях.

Таким образом, отход - пленка, загрязненная ЛКМ, входящая в состав шлама гидрофильтров окрасочных камер с водяной завесой IV класса опасности, не входит в перечень промышленных отходов, направляемых на захоронение в емкостные сооружения» указанный в проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ.

Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.1 1.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, юридическим лицом - <данные изъяты> эксплуатация объекта (<данные изъяты>) проводится с отступлением от проектной документации строительства (реконструкции) полигона не утилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности Промышленных отходов <данные изъяты>, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденного Приказом Руководителя Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес> от 15.09.2003.

Должностным лицом, ответственным за данное нарушение, является <данные изъяты> - Нестеров П.А., который в соответствии с приказом от 23.03.2021 «О назначении ответственного по охране окружающей среды» является ответственным за организацию и оценку выполнения задач по охране окружающей среды, в своей работе в соответствии с настоящим приказом обязан руководствоваться требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации, а также обязан обеспечить выполнение требований природоохранного законодательства Российской Федерации на объектах <данные изъяты>. Таким образом, установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что, должностным лицом не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды.

В отношении Нестерова П.А. 01.06.2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.4 КоАП РФ.

Вина Нестерова П.А. полностью доказана материалами дела, подтверждается исследованными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 01.06.2021 года, приказами о возложении ответственности по охране окружающей среды на предприятии, трудовым договором, должностной инструкцией, актом проверки, приказом о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, заключениями экспертной комиссии, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий, протоколами отбора, актами отбора проб отходов, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий, объяснениями представителя административного органа, данными в судебном заседании. Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 7 ст. 30 ФЗ от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об Экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объективную сторону административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, образуют деяния (действия или бездействие), направленные на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.

Судом установлено, что должностное лицо - <данные изъяты> Нестеров П.А. допустил осуществление деятельности, не соответствующей документации, нарушив требования законодательства об экологической экспертизе.

Доводы жалобы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, материалами дела вина Нестерова П.А. не доказана, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела. Кроме того, данные доводы по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, однако оснований к этому не имеется. Выводы, должностного лица, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным должностным лицом на основании представленных доказательств, которым дана соответствующая оценка.

Доводы жалобы о том, что все документы представленные в дело не могут являться доказательствами по делу об административном правонарушении, суд не принимает во внимание, поскольку находит, что протокол об административном правонарушении представленный в материалы дела соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а также все документы представленные в материалы дела, соответствуют требованиям КоАП РФ, кроме того, в силу ст. 26.2 КоАП РФ перечень доказательств не является исчерпывающим, представленные в материалы дела документы, относятся к данным, которые позволяют установить обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем могут быть приняты судом в качестве доказательств.

Кроме того, в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.4 КоАП РФ (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Постановление вынесено должностным лицом административного органа законно, обоснованно, и в пределах своих полномочий.

При таких обстоятельствах, административный орган правомерно пришел к выводу о совершении должностным лицом – <данные изъяты> Нестеровым П.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что постановление в отношении Нестерова П.А. должно быть отменено, производство по делу прекращено, не могут быть приняты судом пересматривающим дело во внимание, поскольку по мнению суда данные доводы надуманы, не согласуются с объективно установленными доказательствами и направлены по мнению суда на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение.

Принимая во внимание исследованные и оцененные по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в судебном заседании доказательства, представленные административным органом, суд полагает, что бездействие лица привлекаемого к административной ответственности правильно квалифицированы административным органом.

При назначении вида административного наказания административный орган учел характер совершенного правонарушения, назначено минимальное наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, при рассмотрении административного дела не установлено.

Нахожу, что правильно и обоснованно должностным лицом применены нормы и санкции действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 8.4, ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды <адрес> управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от 10 июня 2021 года о назначении административного наказания должностному лицу – <данные изъяты> Нестерову ПА в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Нестерова П.А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его постановления через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья п/п А.А. Войнов

Копия верна

Судья -