Дело №12-929/21
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
28 октября 2021 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу директора ООО «Лидер» ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление и.о. заместителя председателя комитета государственного строительства надзора Правительства Хабаровского края ФИО2 №Д 336-1/21 от 24.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 24.08.2021 директор ООО «Лидер» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе на постановление защитник Курашкина О.Г. указала, что уведомление о составлении протокола, протокол об АП и иные материалы не содержат сведений об основаниях и поводах к возбуждению дела; копия заключения №1 от 11.06.2021 является внутренним документом, не результатом проверки в соответствии с требованиями Федерального Закона №294-ФЗ; материалы дела не содержат сведений и данных о той информации, которая была размещена застройщиком на отчетную дату; доказательства вины не установлены; государственный орган не использовал доступных способов извещения лица о составлении протокола; не мотивирован отказ в признании правонарушения малозначительным.
В отзыве на жалобу и.о. председателя комитета ФИО2 указал, что органом, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Хабаровского края, является Комитет государственного строительного надзора; согласно п.6 части 6 ст.23 Федерального Закона от 30.12.2004 №214 - ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Комитет ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Приказом Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр утверждены форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности. ООО «Лидер» осуществляет функции застройщика в соответствии с разрешением; срок действия до 16.09.2019 (продлен до 16.09.2021); до настоящего времени объект не завершен, разрешение на ввод в эксплуатацию не получено, на конец отчетного периода по состоянию на 30.09.2020 имелись неисполненные обязательства по договорам долевого участия в количестве 331 шт. на сумму 1328,1 млн. рублей; при анализе Комитетом проведена сверка показателей отчетов и иных документов и сведений, в том числе проектной декларации №27-000157 от 08.06.2021, и выявлены нарушения. Учитывая, что подача ежеквартальной отчетности предусмотрена посредством электронного документооборота, выявление недостоверных сведений в отчетности производится при непосредственном рассмотрении направленной отчетности и размещенной в личном кабинете застройщика информации, в том числе проектной декларации. Комитетом приняты возможные и достаточные меры для извещения лица в целях реализации его права на защиту; правонарушение не может быть признано малозначительным; основания для замены штрафа на предупреждение отсутствуют. ФИО1 систематически нарушаются требования Порядка предоставления отчетности. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся в установленном порядке; согласно данным телефонограммы, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Должностное лицо Комитета ФИО3 полагает обоснованным привлечение к ответственности ФИО1
Защитник Курашкина О.Г. поддержала доводы жалобы, дала пояснения по их существу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав должностное лицо, защитника, судья приходит к следующему.
Частью 3 статьи 14.28 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
На территории Хабаровского края органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, является Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (п.3 Положения «О комитете государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края», утв. постановлением Правительства Хабаровского края №543-пр от 28.12.2017).
В силу п.6 ч.6 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Комитет ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» утверждены формы отчетности, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам и сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также порядок предоставления застройщиками отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Порядка, отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной Приказом №656; к отчетности прилагается бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В силу требований, установленных пунктами 11 и 12 Порядка, при наличии в отчете информации о неисполненных, просроченных обязательствах по договорам предоставляется справка, с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств, а при указании в графе 12.4 раздела II отчетности суммы денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению, застройщиком к отчетности прилагается справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ.
Отчетность представляется в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (п.3 Порядка).
Пунктом 5 Порядка установлены сроки предоставления отчетности в уполномоченный орган - не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства; датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС (п.п.7,9 Порядка).
Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением № RU 27-23-277/16 от 16.09.2016, выданным администрацией г.Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования (первоначальный срок действия разрешения - 16.09.2019, продлен до 16.09.2021) ООО «Лидер» осуществляет функции застройщика по комплексу работ, связанных со строительством объекта «Комплекс жилых домов со встроенными административными помещениями, подземной автостоянкой и гостиница по ул.Ленинградской в г.Хабаровске. 1 очередь строительства», расположенного по адресу: <...>. Земельный участок, в границах которого расположен возводимый Объект, имеет кадастровый номер 27:23:0030207:1580.
ООО «Лидер» представило в Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за 3 квартал 2020 года не в полном объеме и содержащую недостоверные сведения.
27.10.2020 ООО «Лидер» разместило отчетность за 3 квартал 2020 года в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС, с последующей корректировкой показателей от 13.11.2020 и 18.03.2020.
При проведении Комитетом анализа представленной отчетности и корректировочных отчетностей на соответствие составу, формам и достоверности указанных в них сведений, установлено, что отчетность ООО «Лидер» представлена не в полном объеме и содержит недостоверные сведения, а именно:
-раздел 9 проектной декларации ООО «Лидер» в ЕИСЖС заполнен отдельно в отношении 3 этапов строительства : объект 1 – блок-секция №1, подземная автостоянка; Объект 2 – блок –секция №2; объект 3 – гостиница;
-по объекту блок-секция №1, подземная автостоянка: в строке 4.5 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства» отсутствует информация о продлении срока действия разрешения на строительство (16.09.2020); общая сумма площади нежилых помещений (строка 5.2) и машино-мест (строка 5.3) в размере 5105,7 кв.м. противоречит сведениям, отраженным в разделе 9.3 и 15.3 проектной декларации №27-000157 от 08.06.2021, в соответствии с которой сумма общей площади всех нежилых помещений составляет 5094,18 кв.м.; общий объем заемных средств (строка 11.6) в размере 47,7 млн. рублей не соответствует сумме привлеченных средств по договору займа, которая отражена в разделе 20.1 ПД, и составляет 76,696 млн. рублей; общая сумма обязательств по ДДУ (строка 13.8), общий размер суммы дебиторской задолженности участников долевого строительства по оплате договоров (строка 13.9) и сумма денежных средств, привлеченных застройщиком от участников долевого строительства (строка 13.10), а также общая сумма неисполненных обязательств по ДДУ (строка 14.3) составляет 449 мл. рублей, при этом цена договоров, отраженная в разделе 19.7 ПД, составляет 449,667 млн. рублей;
-по объекту блок-секция №2, общая сумма фактически понесенных застройщиком затрат на строительство в размере 685,5 млн. рублей (строка 10.1-10.4) на 160 млн. рублей меньше объема денежных средств участников долевого строительства, использованных застройщиком по целевому назначению -846 млн. рублей (строка 12.4-12.5); при этом по объекту блок-секция №1, подземная автостоянка сумма фактически понесенных затрат на строительство на 150,5 млн. рублей больше суммы денежных средств участников долевого строительства, использованных застройщиком по целевому назначению;
-общий объем заемных средств (строка 11.6) в размере 12,1 млн. рублей не соответствует сумме привлеченных средств по договору займа, отраженной в разделе 20.1 ПД – 76,696 млн. рублей;
-общая сумма обязательств по ДДУ (строка 13.8), общий размер суммы дебиторской задолженности участников долевого строительства по оплате договоров долевого участия (строка 13.9) и сумма денежных средств, привлеченных застройщиком от участников долевого строительства (строка 13.10), а также общая сумма неисполненных обязательств по ДДУ (строка 14.3) -878,8 млн. рублей не соответствуют цене договоров – 874,17 млн. рублей, указанной в разделе 19.7 ПД;
В разделе 4 «График реализации проекта строительства и обязательств по договорам» в строке 12 по объекту блок-секция №1, подземная автостоянка не отражен срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, предусмотренный дополнительными соглашениями, первоначальный срок передачи объектов, предусмотренный договорами16.01.2020, истек.
В связи с выявленными нарушениями 09.08.2021 должностным лицом Комитета государственного строительного надзора в отношении директора ООО «Лидер» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении ч.3 ст.14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт административного правонарушения и вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, среди которых разрешение на строительство от 16.09.2016, выкипировки отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за 3 квартал 2020 года от 27.10.2020, от 13.11.2020, от 18.03.2021, протоколом об административном правонарушении от 09.08.2021, «Административный регламент осуществления комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», утв. приказом Правительством Хабаровского края 322П от 30.04.2019.
Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Являясь директором ООО «Лидер», обладая организационно-распорядительными функциями, ФИО1 не обеспечил соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности ФИО1 не допущено.
ФИО1 заблаговременно, 21.07.2021 уведомлялся о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 09.08.2021, по месту нахождения юридического лица, что подтверждает представленный реестр отправителя. Направленное уведомление возвращено обратно отправителю 01.08.2021 за истечением срока хранения в связи с его неполучением ФИО1.
Кроме того, указанный протокол, а также определение о времени и месте рассмотрения дела направлены посредством заказной корреспонденции по месту осуществления деятельности, месту жительства, а также на адрес электронной почты, указанной ФИО1
Уведомление, направленное на адрес электронной почты, получено 11.08.2021, по месту жительства привлекаемого лица - возвращено 23.08.2021 с отметкой об истечении срока хранения.
Между тем, последний на рассмотрение дела не явился, кроме того, не реализовал гарантированное Кодексом право на участие защитника. В связи с чем, соответствующие доводы автора жалобы признаются несостоятельными.
Непосредственное представление административным органом в судебное заседание доказательств, в том числе выписок из проектной декларации застройщика, отчетности за 3 квартал 2020 года, нормами КоАП РФ не запрещено.
Представленное заключение №1 от 11.06.2021 по результатам анализа ежеквартальной отчетности, составленное специалистом отдела контроля в области долевого строительства, наряду с другими имеющимися по делу доказательствами в совокупности подтверждают вину ФИО1
Поскольку данные указанного заключения соответствуют представленным должностным лицом административного органа выпискам из размещенной проектной декларации №27-000157, доводы, касающиеся отсутствия сведений о размещенной застройщиком информации на отчетную дату, отклоняются судом.
Согласно ст.2 Федерального Закона №294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
«Административный регламент осуществления комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» утвержден приказом Правительством Хабаровского края №22П от 30.04.2019.
В соответствии с п.1.5.2 Административного регламента, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства направлен на предупреждение, выявление и пресечение обязательных требований посредством организации и проведения проверок проверяемых лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемыми лицами, принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется также путем систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.
На основании п.1.8 Административного регламента, одним из результатов осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства является составление протокола об административном правонарушении.
Не отражение в протоколе об административном правонарушении по настоящему делу прилагаемых к нему документов не указывает на незаконность данного процессуального документа и привлечения к ответственности должностного лица.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.
В силу п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица органа, суда.
По настоящему делу существенная угроза общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Обязанность представления застройщиками отчетности установлена в целях осуществления уполномоченным органом надзорных полномочий, в том числе, в сфере строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Представление отчетности с недостоверными сведениями лишает уполномоченный орган возможности реализовать свои полномочия по контролю, что влечет существенную угрозу охраняемым правоотношениям. ФИО1, будучи руководителем, не предпринял достаточных мер для соблюдения положений Закона N 214-ФЗ, предусматривающих защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Назначенное наказание соответствует требованиям ст.4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах санкции части 3 ст.14.28 Кодекса, и является справедливым.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. председателя комитета государственного строительства надзора Правительства Хабаровского края ФИО2 №Д 336-1/21 от 24.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Лидер» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Ткаченко Е.С.