Кандалакшский районный суд Мурманской области
Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Курасова, д. 8
РЕШЕНИЕ
г. Кандалакша 09 ноября 2018 года
Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Русаков Е.В.,
с участием представителя территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного МУГАДН (г. Мурманск) Соколова Ю.В.,
рассмотрев жалобу и.о. генерального директора ПАО «Мурманскавтотранс» Ушакова О.В. на постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного МУГАДН (г. Мурманск) Соколова Ю.В. от 13.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
13.04.2018 постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного МУГАДН (г. Мурманск) Соколова Ю.В. № 004771/155 юридическое лицо – публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс», <номер>, зарегистрированное по адресу: <адрес> (далее по тексту – ПАО «Мурманскавтотранс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Согласно постановлению об административном правонарушении 21.02.2018 в 11 часов 39 минут при проведении оперативно-профилактической операции «Автобус» в районе д. 9 на ул. Ленина в н.п. Африканда Полярнозоринского р-на Мурманской обл. у водителя ФИО1, управлявшего автобусом марки «<данные изъяты>» (<номер>), принадлежащим ПАО «Мурманскавтотранс», и осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров по маршруту № 122 г. Полярные Зори - н.п. Африканда, выявлено нарушение в ведении путевой документации. А именно: ПАО «Мурманскавтотранс» обязано обеспечить каждого водителя, выезжающего на линию правильно оформленной путевой документацией. Тем самым юридическим лицом ПАО «Мурманскавтотранс» были нарушены требования ст. 20 ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; п. 5 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов»; п. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
24.10.2018 в Кандалакшский районный суд Мурманской области из Мурманского областного суда поступила жалоба и.о. генерального директора ПАО «Мурманскавтотранс» Ушакова О.В., который просит отменить данное постановление, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что в постановлении должностного лица отсутствует описание совершённого правонарушения; не указано, в чём именно выразилось нарушение требований обеспечения безопасности и неправильность оформления путевой документации, какие именно положения Приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7 нарушены Обществом. Путевой лист, выданный водителю, содержал все необходимые реквизиты. Автобус <данные изъяты>,» <номер>, и маршрут № 122 «Полярные Зори - Африканда» эксплуатируются и обслуживаются филиалом ПАО «Мурманскавтотранс» в г. Кандалакша – Автоколонной № 1443, ответственным за автомобильные перевозки является начальник филиала ФИО2 ПАО «Мурманскавтотранс» является управляющей организацией, расположенной в г. Мурманске и физически не может осуществлять контроль за оформлением путевых листов по каждому из автобусов во всех своих территориально удаленных филиалах (г. Североморск, г. Апатиты, г. Кандалакша, г. Мончегорск).
Представитель ПАО «Мурманскавтотранс» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участие не принимал.
Представитель Северного МУГАДН (г. Мурманск) Соколов Ю.В. не согласился с доводами жалобы, полагая обжалуемое постановление достаточно мотивированным и не подлежащим отмене. Отвечая на вопросы суда, пояснил, что в путевом листе, предъявленном при проверке водителем ФИО1, отсутствовал лишь один из нескольких, предусмотренных п. 5 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов», реквизитов – основной государственный регистрационный номер юридического лица. В остальном путевой лист был оформлен надлежащим образом. Тот факт, что в обжалуемом постановлении данное обстоятельство (отсуствие основного государственного регистрационного номера юридического лица) не конкретизировано, а имеется лишь ссылка на нарушение указанной нормы закона, по его мнению, не является достаточным для отмены обжалуемого постановления, т.к. в путевом листе должны имеется все необходимые реквизиты.
Изучив жалобу генерального директора ПАО «Мурманскавтотранс», выслушав участника судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ признается осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей.
Исходя из диспозиции указанной статьи, правонарушение по указанной норме закона может быть совершено только в форме действия.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 3 и 4 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Согласно положений, предусмотренных п. 2.2 Приложения № 2 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, к перечню мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проверка наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 62 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовки работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя, в том числе, путевым листом.
В соответствии с п. 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
Согласно п. 5 названного приказа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства для юридического лица включают в числе прочего, основной государственный регистрационный номер юридического лица.
Постановлением № 004771/155 об административном правонарушении от 13.04.2018 старшим государственным инспектором территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Мурманской области ПАО «Мурманскавтотранс» привлечено к административной ответственности в связи с неправильным оформлением путевой документации, выданной водителю автобуса <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <номер>. Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, ссылается на то, что в путевом листе в нарушение п. 5 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов» не указаны сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.
Согласно материалам дела ПАО «Мурманскавтотранс» является юридическим лицом, поставленным на учёт в налоговом органе 25.12.1992. Основным видом деятельности юридического лица, согласно Общероссийского классификатора, является деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код по ОКВЭД 49.31.2).
Юридическое лицо имеет 6 филиалов, в том числе филиал Автоколонна 1443, расположенный по адресу Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Полярная, д.19, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 23.01.2009.
Путевой лист, предъявленный водителем ФИО1, управлявшим автобусом, оформлен на основе типовой межотраслевой формы № 6, утверждённой Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. В левом верхнем углу листа имеет оттиск штампа: «Открытое акционерное общество Филиал ОАО «Мурманскавтотранс» Автоколонна № 1443 184046 г. Кандалакша Мурманской области, улица Полярная, дом 19 Тел. 8(815 33)9-10-00».
Вместе с тем, в указанном документе отсутствует основной государственный регистрационный номер юридического лица, а также некорректно указано наименование юридического лица - ОАО «Мурманскавтотранс», тогда как, в настоящее время указанное юридическое лицо наименуется ПАО «Мурманскавтотранс».
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ внесены изменения в гл. 4 ч. 1 ГК РФ.
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Юридическое лицо «Мурманскавтотранс» до внесения изменений в ГК РФ имело организационно-правовую форму «открытое акционерное общество». В связи с приведением наименования общества в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ форма юридического лица изменилась в «публичное акционерное общество». Изменение наименования общества в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ не требовало внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в путевые листы, печати и штампы.
В силу п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ филиалом юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Собственником или владельцем транспортного средства может являться само юридическое лицо либо его представительство или филиал, наделенные этим имуществом на основании п. 3 ст. 55 ГК РФ.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства от <дата><номер> автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <номер>, зарегистрирован за собственником (владельцем) ОАО «Мурманскавтотранс», филиал Автоколонна 1443. Регистрация осуществлена в соответствии с действующим на момент регистрации Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (в ред. Приказа МВД России от 20.01.2011 № 28).
Законодателем установлено, что в путевом листе могут содержаться как сведения о собственнике, так и о владельце транспортного средства.
Таким образом, путевой лист, предъявленный водителем автобуса <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <номер>, содержит, предусмотренные п. 5 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов», реквизиты владельца транспортного средства – филиала ПАО «Мурманскавтотранс» Автоколонна 1443, за исключением указания основного государственного регистрационного номера юридического лица, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Доводы ПАО «Мурманскавтотранс» о том, что к административной ответственности не может быть привлечено юридическое лицо, так как правонарушение вытекает из деятельности его филиала, основывается на неправильном понимании норм права.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, согласно ст. 2.10 КоАП РФ, является юридическое лицо, филиалы и представительства юридических лиц не указаны. В этой связи, даже если филиалом или представительством юридического лица будет совершено правонарушение, предусмотренное нормами КоАП РФ, ответственность возлагается на само юридическое лицо, поскольку ни филиал, ни представительство не обладают правоспособностью, кроме того, правом собственности над имеющимся у них имуществом.
В связи с изложенным, доводы заявителя, указанные в жалобе, являются ошибочными и не находят объективного подтверждения.
Нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении со стороны должностного лица, составившего протокол и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, и влекущих отмену данного постановления, не имеется.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, жалоба и.о. генерального директора ПАО «Мурманскавтотранс» по всем ее доводам не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из дела усматривается, что инкриминируемое ПАО «Мурманскавтотранс» правонарушение малозначительно, хотя формально действия юридического лица, привлеченного к административной ответственности, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
В силу ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах правонарушение, совершенное ПАО «Мурманскавтотранс», следует признать малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, освободить ПАО «Мурманскавтотранс» от административной ответственности, ограничиться устным замечанием. Производство по делу прекратить на основании ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление должностного лица – старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного МУГАДН (г. Мурманск) Соколова Ю.В. от 13.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ПАО «Мурманскавтотранс», отменить.
Признать правонарушение, совершенное ПАО «Мурманскавтотранс», малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения.
Жалобу ПАО «Мурманскавтотранс» на указанное постановление оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения его копии.
Судья Е.В. Русаков