ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/19 от 25.07.2019 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Решение вступило в законную силу: 25.07.2019

Дело № 12-92/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 июня 2019 года г. Облучье

Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области

Полежаева Ю.С.,

с участием:

защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - ФИО1, действующей на основании доверенности,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании по жалобе юридического лица дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Еврейской автономной области № 6 от 11.04.2019,

установил:

Постановлением № 6 от 11.04.2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Еврейской автономной области Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО» (далее ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО) привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На данное постановление ФКУ «ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО» подана жалоба с требованием о признании его незаконным и отмене, либо прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности правонарушения в случае признания постановления законным и обоснованным. В основание жалобы указано, что в нарушение статьи 4.2 КоАП РФ государственным инспектором при назначении наказания не учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства привлечение юридического лица к административной ответственности впервые, не исследовано и не было принято во внимание имущественное положение юридического лица, финансирующегося из федерального бюджета, отсутствие вредных последствий. На момент проверки действовал приказ Минприроды России о воздействии на окружающую среду от 11.10.2018 № 509, однако нормативный документ, регламентирующий форму, вид, содержание и порядок составления расчетов нормативов допустимых выбросов отсутствовал, что делало невозможным составление декларации. Назначенное ФКУ ЛИУ-2 административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.5 КоАП РФ, несоразмерно степени общественной опасности совершенного административного правонарушения. Учитывая привлечение ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО к административной ответственности впервые, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие нормативно – правовой базы и целевого финансирования на данный вид расходов, отсутствие денежных средств на уплату административного штрафа, отсутствие негативных последствий, отсутствие вреда, причиненного окружающей среде, полагают возможным признать вмененное правонарушение малозначительным.

В судебном заседании защитника юридического лица ФИО1 доводы жалобы поддержала. В дополнение указала, что ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Имевшееся у ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО разрешение на выброс в атмосферный воздух было выдано 29.08.2018 со сроком его действия только до 15.01.2019. Юридическому лицу было известно о возможности оформления нового разрешения на выброс в атмосферный воздух до конца 2018 года, либо в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ о необходимости предоставления в Управление Росприроднадзора по ЕАО декларации о воздействии на окружающую среду не позднее 15.01.2019. В отсутствие денежных средств ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО не имело возможности оформить разрешение до конца 2018 года, а в виду отсутствия нормативного документа, на основании которого должны проводится расчеты нормативов допустимых выбросов, являющихся обязательным приложением (разделом) декларации, по истечению срока действия разрешения ими не могла быть предоставлена декларация. ФКУ ЛИУ-2 обращалось за оформлением проекта декларации в ООО «ЭкоПроф» в марте 2019 года, однако по вышеприведенным причинам им было отказано. 05.06.2019 ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО заключен государственный контракт № 63 на оформление пакета документов для предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, исполнение которого начнется после оплаты по договору. Полагает, что при таких обстоятельствах, отсутствии у юридического лица возможности предоставить декларацию в установленный срок по независящим от них причинам, постановление о назначении административного наказания незаконно и подлежит отмене. В случае несогласия с доводами юридического лица, допущенное нарушение является малозначительным, поскольку не повлекло причинения существенного вреда охраняемым законом интересам.

В письменном отзыве и дополнениях к нему, Управление Росприроднадзора по ЕАО просило оставить постановление без изменения, жалобу юридического лица без удовлетворения, мотивируя результатами плановой проверки ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, проведенной в период с 26.02.2019 по 26.03.2019. В ходе проверки контрольным органом было установлено, что юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, имеющей 29 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: 24 неорганизованных (общий склад угля; склад шлака (ДОЦ); работа погрузчика (ДОН); склад шлака (МОБ); работа погрузчика (МОБ); гаражный бокс (3 шт.); открытая стоянка; сварочный пост; металлообрабатывающий цех; деревообрабатывающий цех; хлебопекарня; внутренний проезд (11 шт.); 5 организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: (ДЭС аварийная (2 шт.); котельная (ДОЦ); котельная (МОБ); кузнечный цех. Всего в атмосферу выбрасывается 23 загрязняющих вещества, в том числе: твердых -11; газообразных/жидких - 12. Приказом Управления Росприроднадзора по ЕАО № 10 от 16.01.2014 были утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ, ВСВ) для ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО на период с 16.01.2014 по 15.01.2019 и 29.08.2018 выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №13/18 сроком действия по 15.01.2019. В период с 16.01.2019 по 26.03.2019 ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО не предоставило в Управление Росприроднадзора по ЕАО декларацию о воздействии на окружающую среду в связи с истечением срока действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО осуществляет свою деятельность на объекте II категории, имеет стационарные источники выбросов, осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух, таким образом должно представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей природной среды ФИО2 в судебном заседании просила в жалобе отказать, принятое ею постановление оставить без изменения. Поддержав в полном объеме доводы, изложенные в письменном отзыве Управления Росприроднадзора по ЕАО, в дополнение указала, что ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО при получении в августе 2018 года разрешения на выброс со сроком его действия до 15.01.2019 было информировано о внесенных изменениях в природоохранное законодательство, вступающих в силу с января 2019 года и в соответствии с которым владельцы стационарных источников выбросов, осуществляющих деятельность на объектах второй категории, должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду. Пунктом 4 статьи 3.2 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено единовременное с подачей декларации предоставление расчетов нормативов допустимых выбросов. В этой связи, учитывая непродолжительный срок действия разрешения, представителю юридического лица при оформлении последнего было рекомендовано заблаговременно обратиться с документами в Управление Росприроднадзора, в том числе разъяснена возможность получения нового разрешения, без последующего оформления декларации при обращении до конца 2018 года. Между тем, ФКУ ЛИУ-2 за оформлением нового разрешения, а также за разъяснениями по порядку оформления декларации в Управление Росприроднадзора не обращалось. Отсутствие нового нормативного документа, определяющего порядок расчета нормативов допустимых выбросов, являющегося обязательным приложением к декларации, в связи с вступившими с января 2019 года изменениями, не лишало юридическое лицо возможности своевременной подачи декларации, поскольку последняя могла быть принята уполномоченным органом с замечаниями, а при своевременной консультации по порядку ее оформления и без таковых. При этом, действующий закон и подготовленные в рамках его реализации подзаконные акты не содержат конкретных требований к форме предоставления результатов расчетов нормативов допустимых выбросов. В то же время, Управление Росприроднадзора по ЕАО располагало методическими рекомендациями Минприроды России по данному вопросу. Доводы ООО «ЭкоПроф», оказывающего организациям услуги по подготовке экологической (природоохранной) документации, так же не обращавшегося в уполномоченный орган за разъяснением относительно порядка расчетов нормативов допустимых выбросов, не обоснованы. Само по себе непринятие нового нормативного акта, определяющего порядок расчета допустимых выбросов, не исключало возможность их расчета по ранее действующим методикам, которые не были отменены и продолжали действовать. При этом, для расчета выбросов, изменение их формулировки – с «предельно допустимых» на «допустимые», определяющего значения не имело. Таким образом, ФКУ ЛИУ-2 несанкционированно, то есть в отсутствие соответствующего разрешения, а в связи с истечением срока ранее выданного разрешения, без предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данное юридическое лицо к административной ответственности по главе 8 привлекается не впервые, при этом, учитывая порядок финансирования организации, что было учтено при назначении наказания, учреждению назначено минимальный в пределах санкции статьи размер административного штрафа.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы административного производства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по статье 8.5 КоАП РФ наступает в случае сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Совершение перечисленных выше действий (бездействия), либо одного из них, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати до восьмидесяти тысяч рублей.

Исследованием материалов административного дела установлено, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по ЕАО № 28 от 07.02.2019 в период с 26 февраля 2019 по 26 марта 2019 в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО была проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства.

Согласно акту проверки от 26.03.2019 № 27 ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО осуществляет хозяйственную деятельность на одной производственной площадке по адресу: ЕАО, <...>, на которой расположены 29 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в числе которых 24 неорганизованные и 5 организованных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Всего в атмосферу выбрасывается 23 загрязняющих вещества, в том числе 11 твердых и 12 газообразных, жидких.

Объект ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО поставлен на государственный учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением ему второй категории воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно части 1 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», действующего в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ…, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 приведенной статьи закона разрешений и документов (часть 1.2. статьи 11 ФЗ № 219-ФЗ).

Таким образом, с учетом действующих требований природоохранного законодательства, ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, являющегося объектом воздействия на окружающую среду второй категории, надлежало предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее 15 января 2019 года.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании защитником юридического лица, ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО до 15.01.2019 и после указанной даты по 26.03.2019 не предоставило в Управление Росприроднадзора по ЕАО декларацию о воздействии на окружающую среду в связи с истечением срока действия (до 15.01.2019) разрешения № 13/18 от 29.08.2018 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Анализируя установленные обстоятельства в совокупности с положениями Федерального закона, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Доводы защитника юридического лица об отсутствии возможности предоставления декларации в установленные сроки суд признает необоснованными и опровергнутыми в судебном заседании как пояснениями должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, так и письменными разъяснениями Минприроды РФ. Суд так же учитывает, что по вопросу оформления декларации и порядка составления расчетов нормативов допустимых выбросов юридическое лицо в уполномоченный орган не обращалось. Кроме того, отсутствие приложенных к декларации расчетов, принимая во внимание пояснения уполномоченного должностного лица, фактически не препятствовало ее предоставлению в Управление Росприроднадзора РФ в определенный законом срок по имеющимся в учреждении данным с последующим предоставлением требуемых расчетов. Ссылка юридического лица на отказ организации в оказании услуги по оформлению декларации и к которой ФКУ ЛИУ-2 обратилось только спустя два месяца по истечении срока действия разрешения, так же не исключает административную ответственность учреждения, поскольку не является объективным фактором, препятствующим своевременному предоставлению декларации. При этом, причины, по которым ООО «ЭкоПроф» отказано в оформлении документов суд расценивает как личное мнение специалистов организации, не являющихся представителями уполномоченного органа в сфере природопользования.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФКУ ЛИУ-2, не предоставив в установленный законом срок декларацию о воздействии на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по ЕАО, виновно бездействовало и, соответственно, о наличии в действиях (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО судом не установлено.

Иные доводы жалобы о признании правонарушения в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным, поскольку ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО вреда окружающей среде не причинило, суд также находит несостоятельными.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

То есть, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как установлено судом, декларация о воздействии на окружающую среду учреждением в уполномоченный орган до настоящего времени не предоставлена.

При изложенных обстоятельствах, учитывая характер правонарушения и его объект, оно представляет нарушение охраняемых общественных правоотношений и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения в виде негативного воздействия на окружающую среду, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в связи с чем не может быть признано малозначительным.

Имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.

Доводы о невозможности оформления разрешения на выброс ввиду отсутствия финансирования из федерального бюджета на указанные цели не влияют на выводы суда относительно наличия в действиях Учреждения состава административного правонарушения, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость возможность привлечения к административной ответственности по названной статье юридических лиц от их источника финансирования.

Наказание ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО назначено в минимальном размере штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией статьи 8.5 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. При этом, признание обстоятельством, смягчающим административную ответственность, совершение лицом правонарушения впервые, является правом, а не обязанностью административного органа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.4 - 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Еврейской автономной области от 11.04.2019 № 6 по делу об административном правонарушении в отношении Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО» о привлечении к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.

Судья Ю.С. Полежаева