ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/20 от 09.06.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-92/2020

РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

09 июня 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л. при секретаре Кириченко Е.А. рассмотрев жалобу Акционерного общества «Искитимцемент» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 ФИО1 по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

13.01.2020 в отношении АО «Искитимцемент» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, в связи с представлением обществом в отчете о выполнении мероприятий охране окружающей среды за 2017-2018 недостоверной информации.

На основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 АО «Искитимцемент» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Искитимцемент» обратилось в районный суд с жалобой, согласно доводам которой, у общества отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку в отчете за 2017-2018 представлена достоверная информация, а именно отражены денежные суммы, израсходованные на выполнение мероприятия, предусмотренного первым этапом плана - разработка рабочей документации. В 2017-2018 выполнялись дополнительные работы по разработке документации, направление на улучшение изначально предполагаемых проектов и исследований, также заявитель ссылается в жалобе, что предоставленная информация не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

В судебном заседании защитник Чернавина И.Н., доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Должностное лицо Росприроднадзора ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.

В соответствии с части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с данной нормой юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в неисполнении обязанности по своевременному сообщению полной и достоверной экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды.

Объектом правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.

Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой будет осуществляться Росприроднадзором.

В разделе 4 отражается информация о выполнении предприятием мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет всех источников финансирования, предусмотренных к завершению в отчетном году. Если в отчетном периоде респондентом выполнялась группа мероприятий, предусмотренных к завершению в следующем году, то в отчете текущего года они не включаются в раздел 4 формы, а отражаются в следующем году, при этом объем израсходованных средств предыдущего периода будет включен в графу "За прошлый год".

Если группа мероприятий, предусмотренных к завершению в отчетном году, была выполнена респондентом в указанный период в полном объеме, то средства по их внедрению будут отражены только в отчете данного года.

Из обжалуемого постановления следует, что 22.01.2019 АО «Искитимцемент» в государственный орган представлена отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2018.

В форме 2-ТП (воздух) заполнен раздел 4 «Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», согласно которому на выполнение мероприятия «Техническое перевооружение аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 с повышением эффективности отчистки до 99%» за отчетный период 2018 потрачено 3406 тыс. рублей, за прошлый год (2017) – 5283тыс. рублей и ожидается уменьшение выбросов после мероприятия на 1337, 141 тонн.

Привлекая к административной ответственности АО «Искитимцемент» должностное лицо ссылается на нарушение обществом пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» в виде предоставления искаженной и недостоверной информации в отчете о выполнении мероприятий за 2017-2018, поскольку из сведений выявленных при проверке 15.10.2019 усматривается, что в связи консервацией вращающейся печи № 9 на основании приказа 01.10.2016 № 440а АО «Искитимцемент» приостановлен срок выполнения мероприятий по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9, при этом до настоящего времени приказа о расконсервации не издан, вращающаяся печь № 9 в эксплуатацию не введена.

Заполненные АО «Исктимцемент» сведения в разделе 4 отчетности, по мнению должностного лица, указывают, что колосниковый холодильник печи № 9 находился в рабочем режиме, соответственно указанные мероприятия осуществлялись.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно утвержденного Росприроднадзором 17.06.2016 Плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в АО «Искитимцемент» предусмотрено поэтапное выполнение мероприятия по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 с повышением эффективности очистки до 99,9%, в частности согласно 1 этапа предусмотрено разработка рабочей документации, в том числе выполнение инженерно-геологических изысканий (срок выполнения 4 квартал 2015 – 4 квартал 2016), 2 этапом предусмотрен заказ оборудования, изготовление и поставка оборудования (срок выполнения - квартал 2017 – 1 квартал 2018), 3 этап – монтаж оборудования (срок выполнения 2 квартал 2018 – 3 квартал 2018) и 4 этап пуско-наладочные работы (срок выполнения 4 квартал 2018).

Приказом генерального директора АО «Искитимцемент» № 440а от 01.10.2016 остановлена и выведена с 01.10.2016 из технологического процесса на консервацию вращающаяся печь № 9, являющейся источником выбросов 0014, а также остановка и выведение на консервацию оборудования, входящего в состав технологического комплекса вращающей печи № 9.

Согласно представленным в материалы дела Актам сдачи-приемки проектных работ по договору № 283/16 от 14.10.2016 в 2017-2018 ООО «Сибниипроектцемент» сдал, а АО «Исктимцемент» принял работы по разработке проектной и рабочей документации по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 с указанием денежных сумм по оплате принимаемых работ.

Также в материалы дела представлены Акт от 04.09.2017 на выполнение ООО «СибГеоСервис» инженерно-геологических изысканий по проектируемому объекту техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 на сумму 179000 рублей.

Поскольку раздел 4 в форме отчетности 2-ТП (воздух) предусматривает заполнение сведений об использовании (освоению) средств на проведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, и такие денежные средства в 2017-2018 для проведения мероприятий в части этапа выполнения разработки рабочей документацией обществом были освоены, они обоснованно были включены в указанный раздел.

При этом, вопреки мнению должностного лица внесение обществом указанных сведений в соответствующий раздел отчетности 2-ТП (воздух) за 2018 не является безусловным доказательством того, что колосниковый холодильник вращающейся печи № 9 находился в рабочем режиме.

Каких-либо доказательств, что мероприятия по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 АО «Искитимцемент» были в 2017-2018 завершены и представлены в искаженном виде в отчетности 2-ТП (воздух) за 2018, в материалах дела отсутствуют.

Само по себе отсутствие (выявленное должностным лицом 15.102019) сведений о выполнении мероприятий в 2017-2018 в представленной АО «Искитимцемент» информации (отчете) о выполнении завершенных этапов Плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющейся приложением к заявлению АО «Искитимцемент» от 09.04.2019 поданного в Росприроднадзор в рамках оказания государственной услуги по выдачи разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух также не влекут недостоверность и искажение сведений, представленных обществом об освоенных им средствах на проведение работ по мероприятию в 2017-2018 в разделе 4 в форме отчетности 2-ТП (воздух) за 2018.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие представление акционерным обществом в искаженном и недостоверном виде экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды.

Факт представления АО «Искитимцемент» экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды в искаженном и недостоверном виде, что составляет диспозицию административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлен.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в действиях АО «Искитимцемент» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 по делу об административном правонарушении подлежит отмене, производство по делу в отношении АО «Исктимцемент» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 ФИО1 в отношении АО «Искитимцемент» по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, удовлетворив жалобу АО «Искитимцемент».

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.Л. Малахов