Дело № 12-92/2020
РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении |
09 июня 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л. при секретаре Кириченко Е.А. рассмотрев жалобу Акционерного общества «Искитимцемент» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 ФИО1 по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
13.01.2020 в отношении АО «Искитимцемент» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, в связи с представлением обществом в отчете о выполнении мероприятий охране окружающей среды за 2017-2018 недостоверной информации.
На основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 АО «Искитимцемент» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Искитимцемент» обратилось в районный суд с жалобой, согласно доводам которой, у общества отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку в отчете за 2017-2018 представлена достоверная информация, а именно отражены денежные суммы, израсходованные на выполнение мероприятия, предусмотренного первым этапом плана - разработка рабочей документации. В 2017-2018 выполнялись дополнительные работы по разработке документации, направление на улучшение изначально предполагаемых проектов и исследований, также заявитель ссылается в жалобе, что предоставленная информация не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
В судебном заседании защитник Чернавина И.Н., доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Должностное лицо Росприроднадзора ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии с части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с данной нормой юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в неисполнении обязанности по своевременному сообщению полной и достоверной экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды.
Объектом правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.
Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой будет осуществляться Росприроднадзором.
В разделе 4 отражается информация о выполнении предприятием мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет всех источников финансирования, предусмотренных к завершению в отчетном году. Если в отчетном периоде респондентом выполнялась группа мероприятий, предусмотренных к завершению в следующем году, то в отчете текущего года они не включаются в раздел 4 формы, а отражаются в следующем году, при этом объем израсходованных средств предыдущего периода будет включен в графу "За прошлый год".
Если группа мероприятий, предусмотренных к завершению в отчетном году, была выполнена респондентом в указанный период в полном объеме, то средства по их внедрению будут отражены только в отчете данного года.
Из обжалуемого постановления следует, что 22.01.2019 АО «Искитимцемент» в государственный орган представлена отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2018.
В форме 2-ТП (воздух) заполнен раздел 4 «Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», согласно которому на выполнение мероприятия «Техническое перевооружение аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 с повышением эффективности отчистки до 99%» за отчетный период 2018 потрачено 3406 тыс. рублей, за прошлый год (2017) – 5283тыс. рублей и ожидается уменьшение выбросов после мероприятия на 1337, 141 тонн.
Привлекая к административной ответственности АО «Искитимцемент» должностное лицо ссылается на нарушение обществом пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» в виде предоставления искаженной и недостоверной информации в отчете о выполнении мероприятий за 2017-2018, поскольку из сведений выявленных при проверке 15.10.2019 усматривается, что в связи консервацией вращающейся печи № 9 на основании приказа 01.10.2016 № 440а АО «Искитимцемент» приостановлен срок выполнения мероприятий по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9, при этом до настоящего времени приказа о расконсервации не издан, вращающаяся печь № 9 в эксплуатацию не введена.
Заполненные АО «Исктимцемент» сведения в разделе 4 отчетности, по мнению должностного лица, указывают, что колосниковый холодильник печи № 9 находился в рабочем режиме, соответственно указанные мероприятия осуществлялись.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно утвержденного Росприроднадзором 17.06.2016 Плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в АО «Искитимцемент» предусмотрено поэтапное выполнение мероприятия по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 с повышением эффективности очистки до 99,9%, в частности согласно 1 этапа предусмотрено разработка рабочей документации, в том числе выполнение инженерно-геологических изысканий (срок выполнения 4 квартал 2015 – 4 квартал 2016), 2 этапом предусмотрен заказ оборудования, изготовление и поставка оборудования (срок выполнения - квартал 2017 – 1 квартал 2018), 3 этап – монтаж оборудования (срок выполнения 2 квартал 2018 – 3 квартал 2018) и 4 этап пуско-наладочные работы (срок выполнения 4 квартал 2018).
Приказом генерального директора АО «Искитимцемент» № 440а от 01.10.2016 остановлена и выведена с 01.10.2016 из технологического процесса на консервацию вращающаяся печь № 9, являющейся источником выбросов 0014, а также остановка и выведение на консервацию оборудования, входящего в состав технологического комплекса вращающей печи № 9.
Согласно представленным в материалы дела Актам сдачи-приемки проектных работ по договору № 283/16 от 14.10.2016 в 2017-2018 ООО «Сибниипроектцемент» сдал, а АО «Исктимцемент» принял работы по разработке проектной и рабочей документации по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 с указанием денежных сумм по оплате принимаемых работ.
Также в материалы дела представлены Акт от 04.09.2017 на выполнение ООО «СибГеоСервис» инженерно-геологических изысканий по проектируемому объекту техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 на сумму 179000 рублей.
Поскольку раздел 4 в форме отчетности 2-ТП (воздух) предусматривает заполнение сведений об использовании (освоению) средств на проведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, и такие денежные средства в 2017-2018 для проведения мероприятий в части этапа выполнения разработки рабочей документацией обществом были освоены, они обоснованно были включены в указанный раздел.
При этом, вопреки мнению должностного лица внесение обществом указанных сведений в соответствующий раздел отчетности 2-ТП (воздух) за 2018 не является безусловным доказательством того, что колосниковый холодильник вращающейся печи № 9 находился в рабочем режиме.
Каких-либо доказательств, что мероприятия по техническому перевооружению аспирации колосникового холодильника вращающейся печи № 9 АО «Искитимцемент» были в 2017-2018 завершены и представлены в искаженном виде в отчетности 2-ТП (воздух) за 2018, в материалах дела отсутствуют.
Само по себе отсутствие (выявленное должностным лицом 15.102019) сведений о выполнении мероприятий в 2017-2018 в представленной АО «Искитимцемент» информации (отчете) о выполнении завершенных этапов Плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющейся приложением к заявлению АО «Искитимцемент» от 09.04.2019 поданного в Росприроднадзор в рамках оказания государственной услуги по выдачи разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух также не влекут недостоверность и искажение сведений, представленных обществом об освоенных им средствах на проведение работ по мероприятию в 2017-2018 в разделе 4 в форме отчетности 2-ТП (воздух) за 2018.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие представление акционерным обществом в искаженном и недостоверном виде экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды.
Факт представления АО «Искитимцемент» экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды в искаженном и недостоверном виде, что составляет диспозицию административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлен.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в действиях АО «Искитимцемент» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 по делу об административном правонарушении подлежит отмене, производство по делу в отношении АО «Исктимцемент» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу 28.01.2020 ФИО1 в отношении АО «Искитимцемент» по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, удовлетворив жалобу АО «Искитимцемент».
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Л. Малахов