ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/20 от 15.05.2020 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 12-92/2020

89RS0005-01-2020-001021-42

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15.05.2020 г. Ноябрьск

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Бажева Е. В.,

с участием должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, ФИО1,

представителя Акционерного Общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» - ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев жалобу представителя Акционерного Общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Акционерное Общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ от представителя Акционерного Общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» поступила жалоба на указанное постановление в которой просит постановление Отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по административному делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения ввиду отсутствия вины юридического лица, а также повторного привлечения к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

В судебном заседании должностное лицо ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, указал, что постановление вынесено на законных основаниях, вина Акционерного Общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» подтверждается собранными по делу доказательствами.

В судебном заседании представитель Акционерного Общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» - ФИО2,Ю действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила удовлетворить доводы жалобы, постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а производство по административному делу прекратить.

Выслушав должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, ФИО1, представителя Акционерного Общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В судебном заседании установлено, что на основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по выполнению ранее выданного предписания об устранении нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований , выданного на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения проверки выполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований , выданного на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено: АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение требований природоохранного законодательства, а именно прекратить сброс сточных вод на почву в районе <адрес> и провести рекультивацию загрязнённого земельного участка в месте сброса сточных вод из системы водоотведения в районе <адрес>

В рамках внеплановой документарной и выездной проверки, с целью установления факта наличия/отсутствия загрязнения и степени загрязнения почвы в сравнении с фоновыми показателями, на земельный участок, расположенный в районе <адрес>, осуществлён выезд в присутствии представителя АО «Энерго-Газ-Ноябрьск».

Осмотром установлено: обследованный (загрязнённый) земельный участок располагается приблизительно <адрес>. На указанном земельном участке располагается канализационный колодец, который имеет нарушение герметичности (скол) с одной из сторон, через который осуществляется вытекание (сброс) неочищенных сточных вод на рельеф местности. На Указанном земельном участке присутствует запах, характерный для неочищенных сточных вод. Указанный сброс образует ручей, который стекает в лесной массив вниз по склону. Указанный канализационный колодец имеет крышку, которая немного приоткрыта.

Привлечённым специалистом аккредитованной лаборатории - Центр коллективного пользования научным оборудованием федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» произведён отбор проб почв с обследованного (загрязнённого) и фонового земельных участков.

Произведёнными лабораторными исследованиями проб почвы, отобранных с вышеуказанного загрязнённого (обследованного) земельного участка и фонового земельного участка, установлено и отражено протоколами комплексного химического | анализа (КХА) почв следующее:

- протокол КХА

- протокол КХА

При анализе указанных протоколов КХА установлено, что на обследованном (загрязнённом) земельном участке содержание обменного аммония превышает фоновые показатели в ... раза; содержание хлорид-ионов (хлоридов) превышает фоновые показатели в ... раза; содержание нефтепродуктов превышает фоновые показатели в ... раза.

В границах населенного пункта <адрес> находится объект недвижимого имущества «Сети канализации поселка «...» (инв. ) протяженностью п.м., расположенные по адресу: <адрес> которые числятся в реестре муниципального имущества муниципального образования, являются собственностью муниципального образования <адрес> и входят в состав производственно-технического комплекса «Сети водоотведения ...», протяженностью п.м.

С ДД.ММ.ГГГГ сети канализации <адрес>» находились в пользовании ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время сети канализации <адрес>» переданы АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по концессионному соглашению.

АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» является субъектом естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.

Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ... устанавливает тариф на водоотведение для АО Энерго-Газ-Ноябрьск», а также долгосрочные параметры регулирования тарифов для счетов с потребителями муниципального образования город Ноябрьск.

АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» получает плату от населения.

На основании вышеуказанного АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» обязано оказывать услуги по водоотведению надлежащим образом и не допускать сброс канализационных вод в грунт (почв) с канализационных колодцев, технологически связанных с централизованными системами коммунальной инфраструктуры.

В ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки установлено, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» является лицом, допустившим загрязнение вышеуказанного земельного участка.

На период выдачи АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований , выданного на основании акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ), законодательством Российской Федерации было предусмотрено проведение рекультивации в соответствии с требованиями, установленными Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995).

В связи с указанным Акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нарушило указанные требования, что выразилось в непроведении рекультивации земельного участка, расположенного в районе <адрес> с географическими координатами: <адрес>

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиям.

Согласно ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 12 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 42 вышеназванного кодекса, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: пользовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осущесз&apos;влять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования (градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В пункте 5 вышеназванной статьи Земельного кодекса Российской Федерации указано, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.Как указано в п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п.5 указанных Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В пункте 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель указано, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с п.30 Правил проведения рекультивации и консервации земель завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

Частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождении полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Обязанность по рекультивации указанного земельного участка была установлена к определенному сроку.

В ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки установлено, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» является лицом, допустившим загрязнение вышеуказанного земельного участка.

В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть признаны любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей.

Факт совершения Акционерным Обществом «Энерго-Газ-Ноябрьск» указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно копиями документов: предписание , выданное по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписание , выданное по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказ -а от ДД.ММ.ГГГГ, акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, акт отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, акт отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание услуг по транспортировке бытовых сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание услуг по транспортировке бытовых сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, договор по выполнению работ по разработке и согласованию проекта рекультивации земель от ДД.ММ.ГГГГ,

В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих недопустимость перечисленных выше доказательств, не установлено.

Доводы жалобы о том, что надзорный орган вышел за пределы своих полномочий при проведении проверки, а также о том, что юридическое лицо дважды привлекается к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, не нашли своего подтверждения. Акционерное Общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с невыполнением в срок требований, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Акционерное общество в срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании предписания не устранило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно не прекратило сброс сточных вод на почву в районе <адрес> и не провело рекультивацию загрязненного земельного участка в месте сброса сточных вод из системы водоотведения. Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства совершения Акционерным Обществом «Энерго-Газ-Ноябрьск» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственности «Новоуренгойское управление буровых работ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан должностным лицом на основании собранных по делу доказательств в их совокупности, им дана оценка в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с указанным судья приходит к выводу о том, что Акционерное Общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» правомерно привлечено должностным лицом к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В тоже время, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 N 15-П «По делу о проверке конституционности частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой акционерного общества «РСК» части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта Российской Федерации за совершение конкретного административного правонарушения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На момент рассмотрения дела представлены доказательства заключения юридическим лицом договора по выполнению работ по разработке и согласованию проекта рекультивации земель от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора от ДД.ММ.ГГГГ и договора -ЭГН от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие привлечение ассенизаторской техники для вывоза ЖБО из резервуара сточных вод.

С учетом указанных обстоятельств, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 N 15-П и предпринятых мер, направленных на прекращение сброса сточных вод, судья находит возможным с учетом изменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и назначить административное наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу закона могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление Отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Акционерное Общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить путем смягчения наказания, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья Е. В. Бажева