Дело № 12-92/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Амурск 17 ноября 2020
Судья Амурского городского суда Хабаровского края Л.Р. Погорелова, рассмотрев жалобу должностного лица – заведующей отдела финансирования, учета и отчетности Управления по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района ФИО на постановление мирового судьи судебного участка № 44 судебного района «г. Амурск и Амурский район Хабаровского края» от 18.09.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 44 судебного района «г. Амурск и Амурский район Хабаровского края» от 18.09.2020 должностное лицо ФИО привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, которое выразилось в том, что ФИО, являясь заведующей отдела финансирования учета и отчетности Управления по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности «Кредиторская задолженность по выплатам» и «Дебиторская задолженность по выплатам» за 2019 год, не отразила в приложении «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) к Пояснительной записке имеющуюся задолженность, а именно: по состоянию на 01 января 2019 года дебиторскую задолженность в сумме 73 166 руб. 18 коп., кредиторскую задолженность в сумме 74 034 руб. 03 коп.; по состоянию на 31 декабря 2019 года дебиторскую задолженность в сумме 71 550 руб. 32 коп., кредиторскую задолженность в сумме 72 357 руб. 65 коп., что привело к искажению показателя «Расчеты по выданным авансам» Баланса (ф. 0503130) и «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) к Пояснительной записке Баланса по состоянию на 01 января 2020 года более чем на 10 процентов.
Не согласившись с постановлением, ФИО в установленный законом срок подала на него жалобу, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указала, что акт сверки, по мнению судьи подтверждающий факт совершения правонарушения, подписан только со стороны администрации Амурского муниципального района, поэтому данный документ не может являться достоверным, поскольку вторая сторона не согласна с суммой задолженности, указанной в акте сверки.
Амурским муниципальным районом в 2019 году получено и использовано субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков в сумме 52 772 270,00 руб. В соответствии с подпунктом 2.5.3 пункта 2.5 Порядка предоставления субвенций, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 13.02.2018 № 43-пр), по итогам проверки расчета субвенции за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки. Итоги, согласно актам сверки, учитываются при финансировании расходов в текущем году. Вышеуказанные нормы были предметом рассмотрения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.08.2019. N2 58-АПА19-11 (установлена правомерность факта зачета перечисленной муниципальному образованию суммы субвенций за предыдущий год министерством на основании актов сверки, которая была зачтена в счет субвенций, подлежащих перечислению в текущем году). Аналогично, все расчеты с ресурсоснабжающими предприятиями производятся в течение финансового года и в случае выявления задолженности за предыдущий период все корректировки производятся в текущем финансовом периоде. Таким образом, отсутствие в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской задолженности в сумме 71 550,32 рублей и кредиторской задолженности в сумме 72 357,65 на 31 декабря 2019 года не создало существенной угрозы отношениям в финансово - бюджетной сфере и общественным отношениям, не повлекло негативных последствий.
Абзацы 19,21 постановления мирового судьи: «Будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению бухгалтерской отчетности, ФИО не была лишена возможности по собственной инициативе запрашивать и получать необходимые сведения, в том числе о наличии кредиторской и дебиторской задолженности, подлежащей отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности
...на момент составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (то есть на отчетную дату) дебиторская и кредиторская задолженность имелась, о данной задолженности ей было известно».
Наличие дебиторской и кредиторской задолженности выявляется по результатам произведенных за отчетный финансовый год расчетов, с использованием данных ресурсоснабжающих предприятий. Указанные расчеты осуществляет ведущий специалист по исполнению краевых полномочий, который затем передает полученные данные главному бухгалтеру для отражения в учете. Вывод мирового судьи, о том, что дебиторская и кредиторская задолженность имелась и о данной задолженности ФИО было известно не объективен, так как необходимые расчеты на момент сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год были не проведены и в бухгалтерию не представлены, дебиторская и кредиторская задолженность могла как быть, так и не быть. Вывод мирового судьи, что ФИО не была лишена возможности по собственной инициативе запрашивать и получать необходимые сведения также не объективен, поскольку данные сведения может представить только конкретный специалист - в данном случае ведущий специалист по исполнению краевых полномочий, что является его должностными обязанностями и закреплено в его должностной инструкции.
Также мировым судьей, при выявлении обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения не учтено, что ФИО с 17.10.2018г. находилась в декретном отпуске, далее - в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и вышла на работу на условиях неполного рабочего дня 04.09.2019г., т.е. фактически осуществляла трудовую деятельность в 2019 году в течение 4 месяцев. На момент выхода ФИО на работу остатки на 01 января 2019 года были сформированы и учтены в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год.
В соответствии с примечаниям 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами.
В примечании 5 к ст. 15.15.6 КоАП РФ указано, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, она (ФИО) не имела возможности включить в бухгалтерскую (финансовую) отчетность данные, не подтвержденные первичными документами (расчетами специалиста) и не может быть виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, так как вышеуказанными данными не располагала.
В ходе рассмотрения дела ФИО на удовлетворении жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности должны толковаться в пользу этого лица. В связи с отсутствием вины за совершенное правонарушение, в действиях ФИО отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Кроме того мировым судьей не были приняты во внимание смягчающие обстоятельства, а именно, что ранее к административной ответственности не привлекалась, никаких негативных последствий за собой выявленное административное правонарушение не повлекло, размер административного штрафа для нее является обременительным, т.к. она имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей и не соотносится с обстоятельствами нарушения. При вынесении постановления возможность применения ст.2.9 КоАП РФ не рассматривалась, однако возможность ее применения допускается ввиду отсутствия общественной опасности совершенного правонарушения.
Заслушав ФИО, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Грубым нарушением правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета признается в том числе искажение денежного показателя отчетности, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате - более чем на 10% (пп. 1 п. 4 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Положениями ст. 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Пунктами 3 и 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Согласно п. 202 Инструкции N 157н на счете 20600 «Расчеты по выданным авансам» учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).
Согласно п. 254 Инструкции № 157н для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам предназначен счет 30200 «Расчеты по принятым обязательствам».
Из материалов дела следует, что контрольно-счетной палатой Хабаровского края на основании приказа от 13.02.2020 № 8-п проведены контрольные мероприятия на предмет законности, результативности использования средств краевого бюджета, предоставленных в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, предоставленных бюджету Амурского муниципального района в 2019 году. В ходе проведения контрольных мероприятий выявлено, что в бюджетной (бухгалтерской) отчетности Управления по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского района об исполнении бюджета за 2019 год в нарушение пунктов 4, 202, 254 Инструкции № 157н, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не отражены сведения по счетам 020600000 «Дебиторская задолженность по выплатам», 030200000 «Кредиторская задолженность по выплатам», а именно: по состоянию на 01 января 2019 года - дебиторская задолженность в сумме 73 166 руб. 18 коп., кредиторская задолженность в сумме 74 034 руб. 03 коп.; по состоянию на 31 декабря 2019 года дебиторская задолженность в сумме 71 550 руб. 32 коп., кредиторская задолженность в сумме 72 357 руб. 65 коп., что привело к искажению показателя «Расчеты по выданным авансам» Баланса (ф. 0503130) и «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) к Пояснительной записке Баланса по состоянию на 01 января 2020 года более чем на 10 процентов.
Данные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом контрольно-счетной палаты в отношении заведующей отдела финансирования, учета и отчетности Управления по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района Хабаровского края ФИО протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом ФИО подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении, из которого следует, что по результатам исполнения Управления ОСМХ переданных полномочий края, согласно данным акта сверки и информации к акту сверки направленного Управлением ОСМХ в Министерство ЖКХ края, а так же данным оборотно-сальдовой ведомости «Расчеты с контрагентами» сформированной по коду бюджетной классификации 0502 810000П120 811 сложились задолженности:
дебиторская задолженность: на 1 января 2019 года в сумме 73 166,18 тыс. рублей; на 31 декабря 2019 года - 71 550,32 тыс. рублей;
кредиторская задолженность: на 1 января 2019 года - 74 034,03 тыс. рублей; на 31 декабря 2019 года - 72 357,65 тыс. рублей,
что соответствует кредиторской задолженности (свернутому остатку) по состоянию на 1 января 2019 года в сумме 867,85 тыс. рублей, на: 31 декабря 2019 года - 807,33 тыс. рублей отраженному в акте сверки;
- информацией о суммах начисленной и перечисленной субсидии организациям на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению по Амурскому муниципальному району за 2019 год, из которых видно, что сальдо на 01.01.2019 составляет – 867850,04 руб., сальдо на 01.01.2020 составляет -807330,19 руб.;
- балансом главного распорядителя, получателя бюджетных средств на 01.01.2020; справкой о наличии имущества и обязательств на балансовых счетах; сведениями о дебиторской и кредиторской задолженности Управления ОСМХ, из которых видно, что сведения о кредиторской задолженности по состоянию на 01.02.2019 в сумме 867850,04 руб. и задолженности на 31.12.2019 в сумме 807330,19 руб. в указанных документах не отражены.
Исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам мировым судьей дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы, что отсутствие в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности на 31.12.2019 не создало существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере и не повлекло негативных последствий не могут быть приняты во внимание, поскольку ФИО, являясь заведующей отделом финансирования, учета и отчетности Управления ОСМХ, обязана, в силу своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности Управления в соответствии с требованиями финансово-бюджетного законодательства РФ, и несет ответственность за формирование бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности.
Доводы жалобы о том, что необходимые для отчетности сведения в силу своих должностных обязанностей предоставляет ведущий специалист по исполнению краевых полномочий на основе данных, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями, основанием к отмене оспариваемого постановления не являются, поскольку обязанность по составлению полной и достоверной отчетности за предоставленные субвенции из краевого бюджета на возмещение (компенсацию) организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, возложена на Управление ОСМХ (п. 3.19 Положения об управлении по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от 15.11.2017 № 455), заведующей отделом финансирования, учета и отчетности которого является ФИО
В соответствии с должностной инструкции заведующий отделом финансирования, учета и отчетности УСМХ ФИО ведет оборотную ведомость по расчетам с контрагентами по обязательства; аналитический учет кассовых и фактических расходов в разрезе целевых статей бюджета, осуществляет контроль оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств (пункты 3.9, 3.11, 3.17 инструкции).
Должностное лицо ФИО, располагая сведениями о наличии и размере кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2019 и на 31.12.2019, что подтверждается информацией о суммах начисленной и перечисленной субсидии организациям на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению по Амурскому муниципальному району за 2019 год, актом сверки, не внесла указанные сведения в бухгалтерскую отчетность, что повлекло за собой искажение показателя «Расчеты по выданным авансам» Баланса (ф. 0503130) и «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) к Пояснительной записке Баланса по состоянию на 01 января 2020 года более чем на 10 процентов.
Довод жалобы о том, что виновность ФИО в совершении административного правонарушения отсутствует, по причине того, что при составлении бухгалтерской(финансовой) отчетности у нее не имелось первичных учетных документов, не влечет отмену вынесенного по делу постановления.
Указанный довод являлся предметом проверки и при оценке которого, мировым судьей обоснованно указано, что, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению бухгалтерской отчетности, ФИО не была лишена возможности по собственной инициативе запрашивать и получать необходимые сведения
Кроме того, в случае несвоевременной передачи первичных учетных документов, препятствующих исполнению ФИО служебных обязанностей по составлению достоверной бухгалтерской отчетности, должностному лицу надлежало соответствующим образом реагировать на подобные нарушения, информировать о том руководителя управления, в частности, путем подачи докладных записок. Однако таких сведений в ходе производства по делу не получено.
Доводы, изложенные в жалобе, основанием к отмене оспариваемого постановления не являются, поскольку в ходе контрольного мероприятия проверялась деятельность Управления ОСМХ об исполнении бюджета за 2019 год, в том числе деятельность по исполнению переданных Управлению полномочий о предоставлении организациям, поставляющим населению Амурского района тепловую энергию, средств на возмещение убытков, связанных с применением цен (тарифов) на тепловую энергию.
Сведений о том, что для отражения в документах бухгалтерской отчетности были необходимы сведения, предоставляемые специалистом по исполнению краевых полномочий, материалы дела не содержат.
В силу вышеизложенного доводы автора жалобы о необходимости применения примечания 5 к статье 15.15.6 КоАП РФ ошибочны, основаны на неверном толковании закона.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, не являются основанием для освобождения его от административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
С учетом фактических обстоятельств и характера административного правонарушения, в совершении которого признан виновной ФИО оснований для признания совершенного ею административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и своевременного представления полной и достоверной бюджетной отчетности.
Таким образом, факт совершения ФИО инкриминируемого правонарушения нахожу доказанным.
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
Мировым судьей при вынесении постановления по делу и назначении наказания указано на отсутствие по делу смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Однако из содержания настоящей жалобы, а также имеющейся в материалах дела копии приказа о выходе на работу на условиях неполного рабочего времени(л.д.37), следует, что у ФИО имеется малолетний ребенок, что в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является смягчающим обстоятельством.
Поскольку мировым судьей при вынесении постановления, данное обстоятельство не было учтено и признано смягчающим, его необходимо признать таковым при рассмотрении настоящей жалобы.
Однако внесение данного изменения не влечет снижение назначенного наказания, поскольку административное наказание назначено ФИО в минимальном размере предусмотренном санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по административному делу не имеется.
При таких обстоятельствах, имея в виду, что обстоятельства совершённого правонарушения установлены полно и правильно на основании законно полученных доказательств, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, не допущено, прихожу к выводу об отсутствии законных оснований к удовлетворению жалобы и отмене постановления мирового судьи.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ Об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 44 судебного района «г. Амурск и Амурский район Хабаровского края» от 18.09.2020 оставить без изменения, а жалобу ФИО – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу немедленно.
Судья Л.Р. Погорелова