ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/20 от 18.05.2020 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№12-92/2020

УИД 30RS0004-01-2020-000940-67

РЕШЕНИЕ

18 мая 2020 года г. Астрахань

Судья Трусовского районного суда г. Астрахани Мухтарова Д.Г., при секретаре Барковой Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя Министра финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица –заместителя директора по экономике и финансам МБУ <адрес> «Чистый Город» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя Министра финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам МБУ <адрес> «Чистый Город» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление признать незаконным, отменить и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения. Не соглашаясь, с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, в обоснование доводов жалобы указала, что исходя из положений ст. 15, ч. 1 ст. 140 БК РФ должностное лицо не может являться субъектом данного административного правонарушения, бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств (субвенции), а также не относятся к иным субъектам, действия которых могут быть квалифицированы в качестве бюджетных нарушений. В данном случае учреждение являлось получателем бюджетных средств выделенных в порядке предоставления субсидий по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ на финансовое обеспечение между учреждениями и Управлением по коммунальному и благоустройству администрации МО «Город Астрахань». Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ-ЧГ/2019, Учреждение обязано направлять средства субсидии (по коду ) на выплату, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения утвержденный Учредителем, на выполнение мероприятий по обращению с животными без владельцев, что учреждением и было сделано.

В судебном заседании ФИО1, её представитель по устному ходатайству ФИО2, доводы жалобы поддержали, просили, постановление признать незаконным, отменить и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.

Представители Министерства финансов Астраханской области ФИО3, ФИО4, полагали, что постановление законно и обоснованно вынесено в отношении ФИО1 в ее действиях содержится состав вмененного административного правонарушения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением).

Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 306.4. БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно Закона Астраханской области от 23.07.2013 №32/2013-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными», органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области наделяются отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев

Согласно ст.4 Закона Астраханской области от 23.07.2013 №32/2013-ОЗ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в законе Астраханкой области о бюджете Астраханской области в форме субвенции (п.1).

Объем субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с Методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления из бюджета Астраханской области для осуществления отдельных государственных полномочий Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно приложению к настоящему Закону. (п.2)

Субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных образований Астраханской области, имеют целевое назначение и направляются органами, исполняющими местные бюджеты, на финансирование расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Перечисление субвенций осуществляет служба ветеринарии Астраханской области на основании Порядка, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области. (п.3)

Порядок расходования субвенции утверждён постановлением Правительства Астраханкой области от 09.10.2013 №408-П.

Согласно п.1.3 Порядка от 09.10.2013 №408-П главным распорядителем субвенции является служба ветеринарии Астраханской области.

Пунктом 1.4 Порядка от 09.10.2013 №408-П установлено, что получателями субвенции являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Астраханской области.

Основанием для перечисления субвенции в бюджет муниципального образования является соглашение, заключенное между службой и муниципальным образованием по форме, утвержденной правовым актом службы, в течение 10 рабочих дней со дня официального опубликования закона Астраханской области о бюджете Астраханской области, но не позднее начала очередного финансового года. (п.2.1).

Как следует из материалов дела, между Службой и администрацией муниципального образования «Город Астрахань» заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Служба направляет органу местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета <адрес> по разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 05 «Сельское хозяйство и рыболовство» в форме субвенции в сумме .... тыс. руб. (с учетом сумм, предоставленных в 2019 году до момента заключения Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), из них объем средств:

- по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев .... тыс. руб.;

- на оплату труда одного специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия, с учетом начислений на выплаты по оплате труда .... тыс. руб.

Согласно п. 1.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ получателями субвенции являются: управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» и управление по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>».

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа МО «<адрес>» «Повышения уровня благоустройства и улучшение санитарного состояния города».

Исполнителями мероприятия Программы «Орган6изация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» являются Управление и ИБУ <адрес> «Чистый Город», с финансированием в размере .... руб.

В соответствии с п. 5.1 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными, казенными и автономными учреждениями, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение между Управлением и Учреждением о предоставлении субсидии из муниципального бюджета муниципальному бюджетному учреждению <адрес> «Чистый город» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ-. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ/п «Об утверждении муниципального задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы для муниципального бюджетного учреждения <адрес> «Чистый город» было утверждено муниципальное задание № ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период 2020 и 2021 годов в котором в разделе 2.1 «Организация благоустройства и озеленения, предусмотрен показатель, характеризующий содержание работы «Организация благоустройства и озеленения. Благоустройство объектов озеленения. Регулирование численности безнадзорных животных».

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ субсидия предоставляется Учреждению на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленных в муниципальном задании, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств бюджета муниципального образования «<адрес>», по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в следующем размере: в 2019 году .... тыс. руб. по КБК

С учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Учреждению предоставлена субсидия по КБК в размере .... тыс. руб., в том числе на оплату труда одного специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия, с учетом начислений на выплаты по оплате труда .... тыс. руб.

В ходе проверки целевого использования средств бюджета <адрес> установлено, что сотрудникам учреждения осуществляли начисления и выплату заработной платы за счет субвенции. Функции специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия, исполняет начальник отдела оперативного реагирования - ФИО5

Согласно карточки - справки за 9 месяцев 2019 года ФИО5 начислено .... тыс. руб. Начисления на выплаты по оплате труда составили .... тыс. руб. (....

В соответствии с абз. 3 п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ средства субвенции, выделяемые из бюджета <адрес> направляются на оплату труда одного специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия, с учетом начислений на выплаты по оплате труда, в размере .... тыс. руб.

В соответствии абз. 15 Методики расчета, объем средств на оплату труда одного специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, с учетом начислений на выплаты по оплате труда определяется по формуле: Oi = 12 х Т,

Изменениями в Порядок от 09.10.2013 № 408-П, внесенными постановлением Правительства Астраханской области от 24.04.2019 № 136-П предусмотрено расходование средств субвенции на оплату труда одного специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия, с учетом начислений на выплаты по оплате труда.

В соответствии с абз. 15 Методики расчета Службой определен объем средств на оплату труда одного специалиста, работающего на постоянной оплачиваемой основе, осуществляющего администрирование деятельности по осуществлению отдельного государственного полномочия, с учетом начислений на выплаты по оплате труда в размере 188,784 тыс. руб.

Таким образом, Учреждение направило средства субвенции, выделенные из областного бюджета и перечисленные Учреждению в виде субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, на цели, не соответствующие целям определенным Порядком от ДД.ММ.ГГГГ-П, соглашением о предоставлении субсидии из муниципального бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

В связи с указанным, должностными лицами Министерства финансов <адрес> по обеспечению контрольных функций верно установлено, что ФИО1 допущено нецелевой использование бюджетных средств в сумме .... рублей выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели не соответствующие целям определенные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, Порядком от ДД.ММ.ГГГГ-П, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении заместителя директора по экономике и финансам МБУ <адрес> «Чистый Город» ФИО1 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ/МФ/2020 и вынесения постановления о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность заместителя директора по экономике и финансам МБУ <адрес> «Чистый Город» ФИО1 подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ копией выписки из акта плановой выездной проверки по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности; копией соглашения, а также иными материалами дела.

Данные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

Вина заместителя директора по экономике и финансам МБУ города Астрахани «Чистый Город» ФИО1 во вмененном ей административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что муниципальное бюджетное учреждение города Астрахани «Чистый город» не является и не может являться получателем средств субвенции, не является участником соглашения, нарушение которого вменяется административным органом, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене постановления, в виду следующего.

В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 БК РФ определено, что государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Общие требования к государственному (муниципальному) заданию содержатся в статье 69.2 БК РФ.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 4 статьи 69.2 БК РФ, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» объем субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с Методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления из бюджета Астраханской области для осуществления отдельных государственных полномочий Астраханской области в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, согласно приложению к данному Закону.

В соответствии со статьей 140 БК РФ, пунктом 3 статьи 4 Закона Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-03 постановлением Правительства Астраханской области от 09.10.2013 № 408-П утвержден Порядок расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Постановлением Правительства Астраханской области от 24.04.2019 № 136-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 09.10.2013 № 408-п» Порядок от 09.10.2013 № 408-П был дополнен рядом положений и изменений, в том числе изменено его наименование.

В пункт 2.1 Порядка от 09.10.2013 № 408-П внесены изменения, а именно установлено, что основанием для перечисления субвенции в бюджет муниципального образования является соглашение, заключенное между службой ветеринарии Астраханской области и муниципальным образованием по форме, утвержденной правовым актом Службы.

Доводы о том, что бюджетные учреждения не являются субъектами вмененного правонарушения являются не состоятельными, поскольку согласно положениям п. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответственность за действия (бездействие), нарушающие бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения несут также лица, не являющиеся участником бюджетного процесса.

В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказов Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О поручении выполнения работы в порядке совмещения профессии» ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности директора Учреждения.

Согласно уставу МБУ город Астрахани «Чистый город» от ДД.ММ.ГГГГ/п исполнительно-распорядительным органом учреждения является директор.

Установлена обязанность директора обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств.

Таким образом, заместитель директора учреждения ФИО1 подлежит административной ответственности в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, как должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а именно нецелевым использованием средств областного бюджета Астраханской области в сумме .... рублей.

Действия заместителя директора по экономике и финансам МБУ города Астрахани «Чистый Город» ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления.

Процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы повлечь незаконность оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Порядок и срок давности привлечения заместителя директора по экономике и финансам МБУ города Астрахани «Чистый Город» ФИО1 к административной ответственности не нарушен, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

Административное наказание назначено с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, судья не находит оснований для отмены либо изменения постановления заместителя Министра финансов Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

РЕШИЛ:

Постановление заместителя Министра финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица –заместителя директора по экономике и финансам МБУ <адрес> «Чистый Город» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья подпись Д.Г.Мухтарова