№ 12-92/2020
РЕШЕНИЕ
г. Сибай 24 ноября 2020 года
Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Чернов В.С.,
при секретаре судебного заседания Акьюловой Г.Р.,
с участием защитников АО «Учалинский ГОК» Габитова Т.Р.,
представителя Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» на постановление №-В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №-В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Учалинский ГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
За совершение данного правонарушения АО «БСК» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Габитов ТР подал жалобу, в которой просит вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Габитов ТР, действующий на основании доверенности, жалобу поддержал в полном объеме, мотивировав изложенными в ней доводами.
Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, действующий на основании доверенности, чье участие в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи, с жалобой не согласился. Просит постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве.
Ознакомившись с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, выслушав доводы участников процесса, исследовав имеющиеся по делу доказательства, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.
Согласно постановлению №-В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному в отношении акционерного общества "Учалинский ГОК» по статье 8.1 КоАП РФ, Обществу вменяется не соблюдение утвержденных требований в области охраны окружающей среды, проведении мероприятий по охране от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а именно при отведении сточных вод СФ АО «Учалинский ГОК» в централизованную систему водоотведения (по договору холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ) сточные воды содержали загрязняющие вещества с превышением нормативов сточных вод, установленных для абонентов, по следующим показателям: железо общее - от 2,4 раза до 5,7 раз, медь - от 22 раз до 85 раз, марганец - от 2,4 раза до 5,3 раза, нитрит-ион - от 2,7 раза до 5 раз, сульфат-ион - от 1,9 раза до 2,8 раза, цинк - от 5,9 раза до 9,7 раз.
По данному факту Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, о чем госинспектором административного органа вынесено постановление о назначении административного наказания.
В постановлении указано на нарушение ч.1 ст.39, ч.1 ст.43.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении», Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации ГО г. ФИО4.
В силу ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти в Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно положениям п. 2 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Из представленных материалов следует, и судом установлено, что в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-П проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Учалинский ГОК» с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении №-сл от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела экологического надзора ФИО3
В результате данной проверки установлено, что юридическое лицо АО «Учалинский ГОК», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с их нарушением.
В ходе проведения административного расследования установлено, что в соответствии с договором холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Сибайводоканал» осуществляет прием сточных вод Сибайского филиала АО «Учалинский ГОК» из централизованной системы водоотведения.
В приложении № договора холодного водоснабжения и водоотведения указаны сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
В соответствии с п. «т» раздела 14 Договора холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ГО г. ФИО4 вынесено постановление № «О продлении срока действия Постановления Администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) «Об утверждении норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в городскую систему канализации».
В соответствии с приложением к постановлению главы администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ (продлен по ДД.ММ.ГГГГ):
№ п/п | Наименование загрязняющего вещества | Содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах (мг/л) |
1. | Взвешенные частицы | 100,0 |
2. | БПК5 | 150,0 |
3. | ХПК | 200,0 |
4. | АПАВ | 0,1 |
5. | Нитрит-анион | 0,08 |
6. | Нитрат-анион | 40 |
7. | Аммоний-ион | 40 |
8. | Фосфаты | 0,2 |
9. | Хлорид-анион | 300 |
10. | Сульфат-анион | 100 |
11. | Нефтепродукты | 0,05 |
12. | Железо | 0,1 |
13. | Хром+3 | 0,07 |
14. | Хром-6 | 0,02 |
15. | Медь | 0,001 |
16. | Алюминий | 0,04 |
17. | Марганец | 0,01 |
18. | Сухой остаток | 573 |
19. | Никель | 0,01 |
20. | Свинец | 0,05 |
21. | Кадмий | 0,001 |
22. | Кобальт | 0,01 |
23. | Цинк | 0,01 |
В соответствии с п.13 Приказа Управления от 02.10.2019 №776-П Сибайским филиалом АО «Учалинский ГОК» представлены результаты анализов лабораторного исследования сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения с КНС № (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). В сточной воде с КНС № Сибайского филиала АО «Учалинский ГОК» установлены превышения концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонентов, по следующим показателям: железо общее - от 2,4 раза до 5,7 раз, медь - от 22 раз до 85 раз, марганец - от 2,4 раза до 5,3 раза, нитрит-ион - от 2,7 раза до 5 раз, сульфат-ион - от 1,9 раза до 2,8 раза, цинк - от 5,9 раза до 9,7 раз.
Разработанный и утвержденный в установленном порядке план снижения сбросов СФ АО «Учалинский ГОК» в рамках данной проверки не представлен.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно статье 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Вина юридического лица АО «Учалинский ГОК» заключается в том, что общество не обеспечило соблюдение утвержденных требований в области охраны окружающей среды, проведении мероприятий по охране от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Указанные обстоятельства и вина АО «Учалинский ГОК» в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела:
• протоколом об административном правонарушении №-В/ГТ от ДД.ММ.ГГГГ,
• актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-В
• протоколом №/СВ от ДД.ММ.ГГГГ,
• протоколом №/СВ от ДД.ММ.ГГГГ,
• протоколом №/СВ от ДД.ММ.ГГГГ,
• протоколом №/СВ от ДД.ММ.ГГГГ,
• протоколом №/СВ от ДД.ММ.ГГГГ,
• протоколом №/СВ от ДД.ММ.ГГГГ,
• постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации ГО г. ФИО4 «О продлении срока действия постановления Администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) «Об утверждении норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в городскую систему канализации»,
• приложением к постановлению главы администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№,
• договором холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела.
Представленные доказательства признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия АО «Учалинский ГОК» правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо не соблюдало экологические требования при эксплуатации сооружений или иных объектов, а именно при отведении сточных вод СФ АО «Учалинский ГОК» в централизованную систему водоотведения (по договору холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ) сточные воды содержали загрязняющие вещества с превышением нормативов сточных вод, установленных для абонентов, по следующим показателям: железо общее - от 2,4 раза до 5,7 раз, медь - от 22 раз до 85 раз, марганец - от 2,4 раза до 5,3 раза, нитрит-ион - от 2,7 раза до 5 раз, сульфат-ион - от 1,9 раза до 2,8 раза, цинк - от 5,9 раза до 9,7 раз.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, событие и вина общества установлены в полном объеме, подтверждаются материалами административного дела. Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении административного дела не представлено и не установлено (ст.2.1КоАПРФ).
В то же время резолютивная часть оспариваемого постановления должна быть изменена.
Как пояснил в судебном заседании представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, в резолютивной части обжалуемого постановления допущена техническая ошибка в части назначения штрафа АО «БСК» вместо АО «Учалинский ГОК».
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что п. 2 резолютивной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, с указанием о назначении административного штрафа АО «Учалинский ГОК», а не АО «БСК».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление №-В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части пункта 2 его резолютивной части, указав о назначении административного наказания в виде административного в размере 20 000 руб. АО «Учалинский ГОК» вместо АО «БСК».
В остальной части постановление №-В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО2 о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Учалинский ГОК» Габитов ТР - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.
Председательствующий: В.С. Чернов