ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/20 от 24.11.2020 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

№ 12-92/2020

РЕШЕНИЕ

г. Сибай 24 ноября 2020 года

Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Чернов В.С.,

при секретаре судебного заседания Акьюловой Г.Р.,

с участием защитников АО «Учалинский ГОК» Габитова Т.Р.,

представителя Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» на постановление -В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением -В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Учалинский ГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

За совершение данного правонарушения АО «БСК» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Габитов ТР подал жалобу, в которой просит вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Габитов ТР, действующий на основании доверенности, жалобу поддержал в полном объеме, мотивировав изложенными в ней доводами.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, действующий на основании доверенности, чье участие в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи, с жалобой не согласился. Просит постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве.

Ознакомившись с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, выслушав доводы участников процесса, исследовав имеющиеся по делу доказательства, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.

Согласно постановлению -В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному в отношении акционерного общества "Учалинский ГОК» по статье 8.1 КоАП РФ, Обществу вменяется не соблюдение утвержденных требований в области охраны окружающей среды, проведении мероприятий по охране от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а именно при отведении сточных вод СФ АО «Учалинский ГОК» в централизованную систему водоотведения (по договору холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ) сточные воды содержали загрязняющие вещества с превышением нормативов сточных вод, установленных для абонентов, по следующим показателям: железо общее - от 2,4 раза до 5,7 раз, медь - от 22 раз до 85 раз, марганец - от 2,4 раза до 5,3 раза, нитрит-ион - от 2,7 раза до 5 раз, сульфат-ион - от 1,9 раза до 2,8 раза, цинк - от 5,9 раза до 9,7 раз.

По данному факту Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, о чем госинспектором административного органа вынесено постановление о назначении административного наказания.

В постановлении указано на нарушение ч.1 ст.39, ч.1 ст.43.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении», Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрации ГО г. ФИО4.

В силу ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти в Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно положениям п. 2 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Из представленных материалов следует, и судом установлено, что в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-П проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Учалинский ГОК» с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении -сл от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела экологического надзора ФИО3

В результате данной проверки установлено, что юридическое лицо АО «Учалинский ГОК», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с их нарушением.

В ходе проведения административного расследования установлено, что в соответствии с договором холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Сибайводоканал» осуществляет прием сточных вод Сибайского филиала АО «Учалинский ГОК» из централизованной системы водоотведения.

В приложении договора холодного водоснабжения и водоотведения указаны сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.

В соответствии с п. «т» раздела 14 Договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ГО г. ФИО4 вынесено постановление «О продлении срока действия Постановления Администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в городскую систему канализации».

В соответствии с приложением к постановлению главы администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (продлен по ДД.ММ.ГГГГ):

№ п/п

Наименование загрязняющего вещества

Содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах (мг/л)

1.

Взвешенные частицы

100,0

2.

БПК5

150,0

3.

ХПК

200,0

4.

АПАВ

0,1

5.

Нитрит-анион

0,08

6.

Нитрат-анион

40

7.

Аммоний-ион

40

8.

Фосфаты

0,2

9.

Хлорид-анион

300

10.

Сульфат-анион

100

11.

Нефтепродукты

0,05

12.

Железо

0,1

13.

Хром+3

0,07

14.

Хром-6

0,02

15.

Медь

0,001

16.

Алюминий

0,04

17.

Марганец

0,01

18.

Сухой остаток

573

19.

Никель

0,01

20.

Свинец

0,05

21.

Кадмий

0,001

22.

Кобальт

0,01

23.

Цинк

0,01

В соответствии с п.13 Приказа Управления от 02.10.2019 №776-П Сибайским филиалом АО «Учалинский ГОК» представлены результаты анализов лабораторного исследования сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения с КНС (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). В сточной воде с КНС Сибайского филиала АО «Учалинский ГОК» установлены превышения концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонентов, по следующим показателям: железо общее - от 2,4 раза до 5,7 раз, медь - от 22 раз до 85 раз, марганец - от 2,4 раза до 5,3 раза, нитрит-ион - от 2,7 раза до 5 раз, сульфат-ион - от 1,9 раза до 2,8 раза, цинк - от 5,9 раза до 9,7 раз.

Разработанный и утвержденный в установленном порядке план снижения сбросов СФ АО «Учалинский ГОК» в рамках данной проверки не представлен.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Согласно статье 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Вина юридического лица АО «Учалинский ГОК» заключается в том, что общество не обеспечило соблюдение утвержденных требований в области охраны окружающей среды, проведении мероприятий по охране от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Указанные обстоятельства и вина АО «Учалинский ГОК» в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела:

• протоколом об административном правонарушении -В/ГТ от ДД.ММ.ГГГГ,

• актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ

• протоколом /СВ от ДД.ММ.ГГГГ,

• протоколом /СВ от ДД.ММ.ГГГГ,

• протоколом /СВ от ДД.ММ.ГГГГ,

• протоколом /СВ от ДД.ММ.ГГГГ,

• протоколом /СВ от ДД.ММ.ГГГГ,

• протоколом /СВ от ДД.ММ.ГГГГ,

• постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации ГО г. ФИО4 «О продлении срока действия постановления Администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в городскую систему канализации»,

• приложением к постановлению главы администрации ГО г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ,

• договором холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела.

Представленные доказательства признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Действия АО «Учалинский ГОК» правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо не соблюдало экологические требования при эксплуатации сооружений или иных объектов, а именно при отведении сточных вод СФ АО «Учалинский ГОК» в централизованную систему водоотведения (по договору холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ) сточные воды содержали загрязняющие вещества с превышением нормативов сточных вод, установленных для абонентов, по следующим показателям: железо общее - от 2,4 раза до 5,7 раз, медь - от 22 раз до 85 раз, марганец - от 2,4 раза до 5,3 раза, нитрит-ион - от 2,7 раза до 5 раз, сульфат-ион - от 1,9 раза до 2,8 раза, цинк - от 5,9 раза до 9,7 раз.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Таким образом, событие и вина общества установлены в полном объеме, подтверждаются материалами административного дела. Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении административного дела не представлено и не установлено (ст.2.1КоАПРФ).

В то же время резолютивная часть оспариваемого постановления должна быть изменена.

Как пояснил в судебном заседании представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, в резолютивной части обжалуемого постановления допущена техническая ошибка в части назначения штрафа АО «БСК» вместо АО «Учалинский ГОК».

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что п. 2 резолютивной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, с указанием о назначении административного штрафа АО «Учалинский ГОК», а не АО «БСК».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление -В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части пункта 2 его резолютивной части, указав о назначении административного наказания в виде административного в размере 20 000 руб. АО «Учалинский ГОК» вместо АО «БСК».

В остальной части постановление -В/ГТ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО2 о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Учалинский ГОК» Габитов ТР - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.

Председательствующий: В.С. Чернов