ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/2014 от 03.09.2014 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

  Дело № 12-92/2014

 Решение

 г. Звенигово 03 сентября 2014 года

 Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием: законного представителя юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Звениговский завод строительного гипса» ФИО1, защитников Столярова А.П., Надеждина А.В., представителей Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл К.Ю.Н. ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Звениговский завод строительного гипса» на постановление по делу об административном правонарушении № 99 от 27 июня 2014 года, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,

 установил:

 постановлением старшего государственного инспектора – начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл № от <дата> юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Звениговский завод строительного гипса» (далее – ООО «Звениговский завод строительного гипса», Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ (за использование прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

 Не согласившись с принятым решением, ООО «Звениговский завод строительного гипса» обратилось с жалобой в суд, указав, что оно вынесено незаконно, с нарушением норм материального и процессуального права, полагает в рассматриваемом случае отсутствует состав вмененного правонарушения, решение о привлечении завода к административной ответственности принято по истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности, просит по этим основаниям постановление отменить, производство по делу прекратить.

 Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.

 В судебном заседании законный представитель ООО «Звениговский завод строительного гипса» К.Р.Р., защитники Столяров А.П., Надеждин А.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, сообщили, что отгрузка, хранение, погрузка и транспортировка гипсового камня в прибрежной полосе реки Волга проведены без нарушений экологических требований, в специально оборудованном для этих целей месте – на грузовом причале <адрес>, которое было заранее согласовано как с администраций МО «Звениговский муниципальный район», так и с Федеральным агентством водных ресурсов, привели доводы о том, что в материалах дела не имеется доказательств тому, что гипсовый камень относится к размываемым грунтам.

 Представители У. Р. по <адрес> Эл К.Ю.Н,, М.В.Е. с жалобой не согласились, поскольку ООО «Звениговский завод строительного гипса» при осуществлении хозяйственной деятельности - отгрузке, хранении и погрузке гипсового камня в прибрежной полосе реки Волга допущены грубейшие нарушения Водного кодекса Российской Федерации, находят доводы К.Р.Р., Столярова А.П. и Надеждина А.В. необоснованными, так как грузовой причал <адрес> фактически таковым не является, поскольку не отвечает предъявляемым к такому рода гидротехническим сооружениям требованиям.

 Проверив доводы жалобы, изучив приобщенные к ней документы, исследовав материалы административного дела, выслушав мнение участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Как следует из материалов административного дела, ООО «Звениговский завод строительного гипса» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН <***>, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ, одним из предметов его деятельности является производство гипса и изделий из гипса.

 <дата> на территории береговой полосы, прибрежной защитной полосы водоохраной зоны реки Волга в городе Звенигово Республики Марий Эл в точке с координатами № за левой кромкой судового хода реки Волга на 1233,5-1233,8 км по Атласу ЕГС ЕЧ РФ 2006 года специалистами Департамента экологической безопасности природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, администрации МО «Звениговский муниципальный район» и Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, которые выразились в размещении ООО «Звениговский завод строительного гипса» отвалов размываемого грунта – гипсового камня, объемом около 15 тысяч тонн в 2 м от береговой линии, то есть в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны реки Волга, а также в погрузке и вывозе на данном участке гипсового камня большегрузным автомобильным транспортом в месте, не имеющем твердого покрытия.

 По данному факту в отношении юридического лица – ООО «Звениговский завод строительного гипса» <дата> возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, проведено административное расследование.

 <дата> на территории береговой полосы прибрежной защитной полосы водоохраной зоны реки Волга в городе Звенигово Республики Марий Эл в точке с координатами № за левой кромкой судового хода реки Волга на 1233,5-1233,8 км по Атласу ЕГС ЕЧ РФ 2006 года Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл вновь установлено наличие размываемого грунта – гипсового камня в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны реки Волга, установлена погрузка и вывоз данного гипсового камня большегрузным автомобильным транспортом в месте, не имеющем твердого покрытия.

 <дата> по результатам административного расследования вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Звениговский завод строительного гипса» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.

 Согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

 Объективная сторона данного правонарушения состоит в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

 Согласно частям 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

 Требованиями пунктов 1, 2, 3 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров – в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров; от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

 В соответствии с п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

 В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).

 Требованиями п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

 Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании при рассмотрении жалобы, 20 марта, <дата> при проведении Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл обследования береговой полосы прибрежной защитной полосы водоохранной зоны реки Волга на территории <адрес> Республики Марий Эл в точке с координатами №, Е 048°02,365 за левой кромкой судового хода реки Волга на 1233,5-1233,8 км по Атласу ЕГС ЕЧ РФ установлено размещение ООО «Звениговский завод строительного гипса» отвалов размываемого грунта – гипсового камня в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны реки Волга (в непосредственной близости от уреза воды и в воде), а также проведение Обществом работ по погрузке и вывозу гипсового камня большегрузным автомобильным транспортом (в том числе, его стоянка, стоянка экскаватора) в месте, не имеющем твердого покрытия в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны реки Волга, которая для данного участка реки составляет 200 метров.

 Указанные действия ООО «Звениговский завод строительного гипса» не соответствуют требованиям п. 4 ч. 15, п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, поэтому образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, как правильно квалифицировано должностным лицом.

 Обстоятельства совершенного ООО «Звениговский завод строительного гипса» правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в административном деле доказательств:

 - актами осмотра от 20 марта и <дата> с приобщенными к ним фототаблицами, из которых следует, что на береговой полосе прибрежной защитной полосы водоохранной зоны реки Волга на территории <адрес> ООО «Звениговский завод строительного гипса» разместило отвалы размываемого грунта – гипсового камня в непосредственной близости от уреза воды, а также в самой воде, установлено проведение Обществом работ по погрузке и вывозу гипсового камня большегрузным автомобильным транспортом, зафиксирована стоянка и движение автомобильного транспорта в месте, не имеющем твердого покрытия;

 - товарными накладными № от <дата>, №№ № от <дата>, № от <дата>, №№ № от <дата>, №№ № от <дата>, № от <дата>, №№ № от <дата>, согласно которым ООО «Звениговский завод строительного гипса» приобрело у ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» гипсовый камень фракцией 60-300 мм;

 - актами о выгрузке гипсового камня на берегу реки Волги в городе Звенигово: № от <дата> (выгружено 1760 тонн), № от <дата> (выгружено 1170 тонн), № от <дата> (выгружено 1760 тонн), № от <дата> (выгружено 1170 тонн), от <дата> (выгружено 1170 тонн), от <дата> (выгружено 1760 тонн), от <дата> (выгружено 1170 тонн), № от <дата> (выгружено 1170 тонн), от <дата> (выгружено 1830 тонн), № от <дата> (выгружено 1760 тонн), № от <дата> (выгружено 1170 тонн);

 - протоколом об административном правонарушении № от <дата>, составленным в отношении ООО «Звениговский завод строительного гипса» по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в связи с нарушением экологического законодательства.

 Оснований сомневаться в досто­верности, относимости и допустимости приведенных доказательств не имеется, поскольку все они последовательны, непротиворечивы, получены с соблюдением требова­ний КоАП РФ.

 Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения в связи с осуществлением Обществом хозяйственной деятельности при выгрузке, хранении, погрузке и транспортировке гипсового камня на грузовом причале, а также доводы жалобы о том, что гипсовый камень не относится к размываемым грунтам не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, поэтому не могут быть приняты во внимание при принятии решения по жалобе.

 Как было указано выше, в соответствии с п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

 Согласно ГОСТ 25100 "Грунты. Классификация" грунт - это любые горные породы, почвы, осадки и техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека. Размываемый грунт представляет собой совокупность мономинеральных частиц шарообразной формы, во взаимосвязях которых отсутствуют силы сцепления. Под размываемостью грунтов понимают их способность отдавать агрегаты и элементарные частицы движущейся воде, воздействующей на поверхность грунтовой толщи.

 В соответствии с ГОСТ 4013-82 гипсовый камень – это продукт измельчения горной породы осадочного происхождения, состоящая из природных минералов гипса или смеси гипса и ангидрита.

 Таким образом, гипсовый камень является именно размываемым грунтом.

 Согласно ГОСТ 17.5.1.01.-83 отвальный грунт – горные породы, составляющие отвал, разрыхленные и более или менее перемешанные в процессе их выемки, транспортирования и отвалования.

 По способу образования отвалы грунтов подразделяются на намытые гидромеханическим способом, отсыпанные с откосом на всю высоту, отсыпанные слоями и беспорядочную отсыпку.

 Поэтому, выгруженный Обществом в границах прибрежной защитной полосы гипсовый камень представляет собой отвал размываемого грунта, что, согласно требованиям ст. 65 Водного кодекса РФ, недопустимо.

 В соответствии с генеральным планом <адрес> на территории <адрес> Республики Марий Эл в месте с координатами <адрес> за левой кромкой судового хода реки Волга на 1233,5-1233,8 км по Атласу ЕГС ЕЧ РФ предусмотрен грузовой причал.

 Согласно абзацу 12 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ причал – гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

 Требованиями ч. 1 ст. 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства для определения массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ от <дата> "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

 Согласно нормам технологического проектирования портов на внутренних водных путях, устанавливающим нормы и технические требования на проектирование речных портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской Федерации, технологические решения по причалам должны обеспечивать защиту окружающей среды от загрязнения. Они должны обеспечивать перегрузку заданного объема груза, базироваться на применении высокопроизводительного оборудования и передовых методов производства перегрузочных работ, обеспечивающих сокращение количества ручных операций и соответствовать требованиям технических условий погрузки, выгрузки и размещения грузов в судах, вагонах, автомобилях и на складах. Территория причала должна иметь твердое покрытие.

 Прибрежная полоса, обозначенная на генеральном плане <адрес> как грузовой причал, указанным выше требованиям не отвечает и ее использование для размещения отвалов размываемого грунта противоречит требованиям Водного кодекса РФ.

 Доводы заявителя о том, что место размещения гипсового камня было предварительно согласовано с Федеральным агентством водных ресурсов, не свидетельствует о законности его действий, поскольку согласно письму Федерального агентства водных ресурсов № 02-13/625а от <дата> место размещения гипсового камня Обществу согласовано только при условии соблюдения им требований Водного кодекса РФ, в том числе в части запрета движения и стоянки транспортных средств вне твердого покрытия, запрета размещения отвалов размываемого грунта в границах водоохранных зон и защитных полос.

 Вопреки доводам жалобы, каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество было извещено надлежащим образом, у него имелось достаточно времени обеспечить явку своего представителя для составления протокола в его присутствие, копия протокола в установленный срок была направлена лицу, в отношении которого он составлен.

 Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

 Иные доводы жалобы не опровергают выводов административного органа, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.

 Разрешая вопрос о наличии либо отсутствии малозначительности совершенного правонарушения, суд исходит из следующего.

 В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

 Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере охраны окружающей среды, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку данные требования направлены на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, сохранение природных богатств, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации

 Кроме того следует учитывать, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, является формальным, следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.

 Совершенное Обществом правонарушение посягает на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, поэтому с учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

 Наказание Обществу назначено компетентным должностным лицом, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, является минимальным.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены решения административного органа и удовлетворения жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

 решил:

 постановление старшего государственного инспектора – начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл № от <дата> о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Звениговский завод строительного гипса» административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии

 Судья А.В. Смирнов