ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/2014 от 29.12.2014 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Бадулина Ю.С.                        Дело № 5-676/2014                                      № 12-92/2014

 29 декабря 2014 года                                                                          г. Магадан

 МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Р Е Ш Е Н И Е

 Судья Магаданского областного суда Бобылев С.В.,

 при секретаре               Баль Т.В.,

 с участием: должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» п. Палатка ФИО1, представителя Министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО2,

 рассмотрев в судебном заседании жалобу <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №... п. Палатка ФИО1 на постановление судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2014 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3                   статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 постановлением судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2014 года <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа               №...» п. Палатка ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

 Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Магаданский областной суд с жалобой, в которой просит об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, а также ввиду отсутствия его события.

 Указывает, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, судье были представлены документы, свидетельствующие об устранении муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №...» п. Палатка нарушений, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, однако указанное обстоятельство не было принято во внимание при рассмотрении дела по существу.

 Считает, что судьей необоснованно не были учтены доводы образовательного учреждения о невозможности разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы, так как законодателем на федеральном уровне не приняты соответствующие федеральные государственные общеобразовательные стандарты для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также примерная адаптированная основная общеобразовательная программа VIII вида, на основе которых учреждение могло бы разработать и утвердить свою школьную адаптированную программу.

 Утверждает, что в школе №... п. Палатка обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья с 5 по 9 классы, переход на обучение по федеральным государственным общеобразовательным стандартам основного общего образования будет осуществлен лишь в сентябре 2015 года; тогда же будет введена основная образовательная программа основного общего образования.

 Обращает внимание, что Министерством образования и молодежной политики Магаданской области нарушена установленная статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процедура привлечения к административной ответственности подконтрольных им лиц.

 Полагает, что размер суммы административного штрафа, присужденного к взысканию судьей, чрезмерно высок.

 В возражениях на жалобу, административный орган - Министерство образования и молодежной политики Магаданской области выражает несогласие с доводами жалобы, указывает на их необоснованность. Считает постановление судьи Хасынского районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

 Ознакомившись с доводами жалобы и представленных относительно нее возражений, изучив материалы дела, выслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа          №...» п. Палатка ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения относительно жалобы представителя Министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО2, оснований к удовлетворению жалобы должностного лица не нахожу.

 Частью 3 статьи 19.20 КоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 В соответствии с примечанием к названной статье, понятие грубого нарушения, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

 В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение).

 В соответствии с пунктом 3 Положения образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

 Подпунктом «г» пункта 6 Положения предусмотрено, что одним из обязательных лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые определяют содержание образования.

 Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г.                     № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

 Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в силу статьи 79 названного Федерального закона, определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

 К грубым нарушениям лицензионных требований и условий, в силу подпункта «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 названного Положения.

 Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с пунктом 2.9 Устава муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа                №...» п. Палатка осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование), а также специальное (коррекционное) образование по программам VII и VIII видов (нормативный срок освоения             9 лет).

 Учреждение реализует основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы специальной (коррекционной) школы VII и VIII видов (пункт 2.2) (т. 1, л.д. 35-84).

 На основании приказа Министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 01.10.2014 г. № 833 проведена плановая выездная проверка выполнения лицензионных требований и соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» п. Палатка (т.1, л.д. 27-28).

 В ходе проверки выявлено, что образовательным учреждением, <.......> которого является ФИО1, осуществлялась образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья с грубым нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании, что зафиксировано в акте проверки №... от 31 октября 2014 года                           (т. 1, л.д. 11-26).

 31 октября 2014 года должностным лицом Министерства образования и молодежной политики Магаданской области в отношении должностного лица - <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» п. Палатка ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, согласно которому,                      13-31 октября 2014 года в ходе планового мероприятия по контролю установлено, что образовательным учреждением образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с грубым нарушением лицензионного требования, выразившегося в отсутствии разработанной и утвержденной администрацией школы адаптированной основной образовательной программы VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении                (т.1, л.д. 3-9), копией приказа о проведении проверки от 01 октября 2014 г.         №... (т.1, л.д. 27-31), копией уведомления о проведении плановой выездной проверки (т. 1, л.д. 34), копией акта проверки от 31 октября 2014 года №... (т.1, л.д. 11-26), копией Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа                     №...» <адрес> (т.1, л.д. 35-80), копией лицензии на осуществление образовательной деятельности от 09 декабря 2012 года (т.1., л.д. 85, 86-87), копией распоряжения о приеме ФИО1 на работу (т.1., л.д. 98), должностной инструкцией <.......> образовательного учреждения                    (т. 2, л.д. 208-210), а также другими документами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

 Установив, что ФИО1 является должностным лицом, осуществляющим <.......>, судья Хасынского районного суда Магаданской области, учитывая приведенные выше обстоятельства, пришла к правомерному выводу о том, что бездействие должностного лица образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

 Приведенные в жалобе доводы об устранении нарушений, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, правильности сделанных судьей выводов не опровергают, и не могут служить основанием к отмене законного судебного постановления, поскольку привлечением к административной ответственности должностного лица послужил факт осуществления образовательным учреждением деятельности с грубым нарушением лицензионного требования, установленный на момент проведения проверки.

 Довод жалобы о непринятии законодателем на федеральном уровне федеральных государственных общеобразовательных стандартов для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также примерной адаптированной основной общеобразовательной программы VIII вида, для квалификации деяния должностного лица по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ правового значения не имеет, поскольку указанное обстоятельство не освобождает образовательное учреждение и непосредственно его <.......> от выполнения установленных действующим законодательством лицензионных требований.

 По этому же мотиву подлежит отклонению и довод жалобы о том, что в школе №... п. Палатка обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья с 5 по 9 классы, переход на обучение по федеральным государственным общеобразовательным стандартам основного общего образования которых, будет осуществлен в сентябре 2015 года.

 Ссылку в жалобе на нарушение Министерством образования и молодежной политики Магаданской области установленной статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процедуры привлечения к административной ответственности, нельзя признать обоснованной, поскольку данной статьей регламентирован порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования включающий в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, под которым понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании. Вместе с тем, должностным лицом допущено нарушение действующего законодательства о лицензировании.

 Доводы жалобы не опровергают установленных судьей обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.

 Постановление о привлечении <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа               №...» п. Палатка ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного              частью 3 статьи 19.20 КоАП, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного             статьей 4.5 КоАП для данной категории дел.

 Административное наказание назначено должностному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда

 Р Е Ш И Л:

 постановление судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2014 года, вынесенное в отношении <.......> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» п. Палатка ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3                    статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Судья Магаданского

 областного суда         подпись

 Копия верна:

 Судья Магаданского обл. суда                                 С.В. Бобылев