Дело № 12-92/2021
42RS0019-01-2021-001349-89
РЕШЕНИЕ
г. Новокузнецк 15 апреля 2021 г.
Судья Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Данилова О. Н., рассмотрев жалобу должностного лица - директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Льва Юдовича на постановление начальника Инспекции ФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Инспекции ФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 декабря 2020 г. должностное лицо директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Считая постановление начальника Инспекции ФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 декабря 2020 г. незаконным, Индык Л. Ю. обратился в суд с жалобой, просит постановление по делу об административном правонарушении от 24.12.2020 о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что заявитель был лишен возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об АП, так как уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 18.11.2020 он не получал. Учитывая, что одновременно велось производство в отношении ООО «Кузнецкие металлоконструкции», генеральным директором которого он является, для инспекции не составляло труда выяснить причину неявки руководителя ООО «Кузнецкие металлоконструкции». Кроме того, должностным лицом ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка, не дана оценка тому факту, что Распоряжением Губернатора Кемеровской области «О дополнительных мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции» №145-рг от 14.09.2020 на территории Кузбасса для граждан в возрасте 65 лет и старше введен режим изоляции. Начиная с 17.09.2020 он находился на самоизоляции, получая пособие по нетрудоспособности в соответствии с листком нетрудоспособности № от 17.09.2020. Также, указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Должностным лицом не установлен надлежащий субъект административного правонарушения. В ООО «Кузнецкие металлоконструкции» имеется подразделение – бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером Б.С.Т., что подтверждается приказом генерального директора Общества № от 28.07.2019, а также пунктом 1.3 Трудового договора заключенного с Б.С.Т. от 01.07.2016. На главного бухглтера ООО «Кузнецкие металлоконструкции» руководством Общества возложены функции по контролю за проведением валютных операций и обеспечению расчетов по заработной плате, что подтверждается пунктами 5 и 14 раздела III «Положения о бухгалтерии ООО «Кузнецкие металлоконструкции»» от 2011 года. В соответствии с пунктом 2.10 Должностной инструкции главного бухгалтера ООО «Кузнецкие металлоконструкции» в ее должностные обязанности помимо прочего входит осуществление контроля за организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников Общества и ведением валютных операций и расчетов по ним. Все платежные ведомости по выплатам заработной платы подписаны и проверены именно главным бухгалтером ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Б.С.Т. и исполнительным директором П.А.И. Подписей и прочих отметок его, как генерального директора, на данных платежных ведомостях нет. Кроме того, п. 4.2 должностной инструкции главного бухгалтера Б.С.Т. предусматривает ответственность главного бухгалтера за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах определенных действующим законодательством. Считает, что исполнил свои должностные обязанности по организации в Обществе внутрихозяйственного валютного контроля, возложив соответствующие функции на бухгалтерию, контроль за работой которой, осуществляет главный бухгалтер Б.С.Т. Вместе с тем, указывает, что проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективном стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП. Валютная операция по выдаче российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации наличными денежными средствами не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Кроме того, порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального валютного счета при ее совершении законодательством не установлены. Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме. Таким образом, открытие банковского счёта является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена. В силу ч. 1 ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором. В рассматриваемом случае действия по выдаче заработной платы иностранным гражданам - работникам в наличной денежной форме хотя и являются формально валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработанную плату работникам, не зависимо от наличия у работников банковских счетов, в силу императивных норм трудового законодательства Российской Федерации. Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, не запрещена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервирование она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП. Трудовыми договорами Общества не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работников в уполномоченном банке, а законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата ООО "Кузнецкие металлоконструкции"" его иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП. Кроме того, по тем же основаниям должностным лицом ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка вынесены постановления о назначении административных наказаний в отношении ООО «Кузнецкие металлоконструкции».
Заявитель Индык Л. Ю. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Евсикова И. И., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, указав, что в случае признания генерального директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. субъектом административного правонарушения, просит учесть, что ранее он к административной ответственности не привлекался, в связи с чем, считает возможным применить положения ст. 2.9 Кодекса РФ об АП, и признать административное правонарушение малозначительным.
Представитель ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка К.О.И., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения доводов жалобы, пояснив, что при производстве по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. соблюдены требования Кодекса РФ об АП. Протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении составлены в отсутствие Индыка Л. Ю., надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. В ходе проведения производства по делу об административном правонарушении при решении вопроса о наличии в действиях должностного лица - директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП, было установлено, что должностным лицом, ответственным за соблюдение требований валютного законодательства, в проверяемом периоде являлся директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. В представленной должностной инструкции главного бухгалтера ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Б.С.Т. отсутствует пункт, вменяющий в ей обязанности осуществление валютных операций, расчетов по ним и контроль за их проведением. Указывает, что должностная инструкция главного бухгалтера от 04.12.2020, приказ генерального директора № от 28.07.2009, трудовой договор с Б.С.Т. от 01.07.2016 при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Индыка Л. Ю. представлена не были, а следовательно, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности не исследовались. Генеральный директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП. Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. ООО «Кузнецкие металлоконструкции», являясь резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в банке. Поскольку возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит, то заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией. Данные ограничения связаны с необходимостью учета проведения валютных сделок, совершенных иностранными гражданами, а также для легального вывоза денежных средств с территории Российской Федерации. Таким образом, единственным законным способом оплаты по выплате заработной платы является безналичный расчет через уполномоченные банки расположенные на территории Российской Федерации. Таким образом, поскольку работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ, а локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном заседании предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела правильно ли применен закон, не оставалось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об АП об делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодекса РФ об АП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об АП, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 части 1 статьи 1 и подпункта "б" пункта 7 части 1 указанной статьи Закона о валютном регулировании, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", являются резидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях" - нерезидентами.
Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании).
Так, при рассмотрении дела было установлено, что 07 ноября 2019 г. между ООО «Кузнецкие металлоконструкции» в лице исполнительного директора П.А.И. и <адрес>С.М.Е. заключен трудовой договор, по условиям которого, иностранный гражданин – работник С.М.Е. принят на должность чистильщика 3 разряда в ООО «Кузнецкие металлоконструкции» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 Договора работнику устанавливается часовая тарифная ставка в размере 55,43 руб. в час и сдельная оплата труда, при которой оплачивается то количество работ (услуг), которое он произвел.
Дополнительными соглашениями срок действия трудового договора продлен.
Также, 27 августа 2019 г. между ООО «Кузнецкие металлоконструкции» в лице исполнительного директора П.А.И. и <адрес>П.С.Е. заключен трудовой договор. По условиям договора иностранный гражданин – работник П.С.Е. принят на должность чистильщика 3 разряда в ООО «Кузнецкие металлоконструкции» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Работнику установлена часовая тарифная ставка в размере 55,43 руб. в час. и сдельная оплата труда, при которой оплачивается то количество работ (услуг), которое он произвел.
Дополнительными соглашениями срок действия трудового договора продлен.
23 ноября 2017 г. между ООО «Кузнецкие металлоконструкции» в лице начальника отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями) К.Л.Ю. и <адрес>П.С.Ё. заключен трудовой договор, по условиям которого, иностранный гражданин – работник П.С.Ё. принят на должность чистильщика 3 разряда в ООО «Кузнецкие металлоконструкции» на период с 24.11.2017. Работнику установлена часовая тарифная ставка в размере 43,54 руб. в час. и сдельная оплата труда, при которой оплачивается то количество работ (услуг), которое он произвел.
Дополнительным соглашением от 22.07.2019 к трудовому договору от 23.11.2017 работнику увеличен должностной оклад в размере 55,43 руб.
Из платежных ведомостей следует, что ООО «Кузнецкие металлоконструкции» осуществило выплаты заработной платы в наличной форме из кассы организации иностранным гражданам-работникам П.С.Ё., П.С.Е., С.М.Е. в общей сумме 125 064,48 рублей, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 18 744,02 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 5000 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 15 891,70 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 4 533,29 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16 439,77 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 4 533,29 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 13 509,74 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 3 966,83 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16 176,34 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 4 502,21 рубль, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 2 200,08 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 14 459,84 рубля.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Статьей 6 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 ТК РФ форма оплаты труда подлежит согласованию при заключении трудового договора в силу положений законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, императивные требования которого обязаны соблюдать нерезиденты, находящиеся на территории действия Закона N 173-ФЗ.
В нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», ООО «Кузнецкие металлоконструкции» в лице директора Индык Л. Ю. осуществило выплаты заработной платы в наличной форме из кассы организации иностранным гражданам-работникам П.С.Ё., П.С.Ё., С.М.Е..
Поскольку работники П.С.Е.П.С.Е.С.М.Е. являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона №173-Ф3.
При выдаче ООО «Кузнецкие металлоконструкции» иностранному работнику заработной платы, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках.
Отсутствие письменного согласия работника на перечисление заработной платы в кредитную организацию не может служить основанием для неисполнения Обществом обязанности, императивно установленной Законом N 173-ФЗ, и не является условием освобождения работодателя (резидента) от административной ответственности.
В случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, поэтому реализация в отношении него норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением Закона N 173-ФЗ независимо от волеизъявления работника - нерезидента.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18.11.2020, справкой о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства от 07.10.2020, актом от 07.10.2020, трудовыми договорами, заключенными ООО «Кузнецкие металлоконструкции» и иностранными гражданами, ведомостями начисления заработной платы за 2018, 2019 гг., платежными ведомостями на выдачу зарплаты и авансов, ведомостями выплаты заработной платы на банковские счета, постановлением о назначении административного наказания от 24.12.2020, <данные изъяты> о постановке на учет и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости и достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об АП.
Совокупность установленных административным органом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Довод заявителя о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка с нарушением требований 29.7 Кодекса РФ об АП подлежат отклонению.
Статья 25.15 Кодекса РФ об АП предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Уведомлением № от 06.10.2020 должностное лицо - директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 18.11.2020. Указанное уведомление было направлено по месту регистрации должностного лица – <адрес> заказным письмом с уведомлением о вручении, конверт с уведомлением возвращен отправителю, в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
18 ноября 2020 г. должностное лицо – директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. на составление протокола об административном правонарушении не явился, ходатайств об отложении не представил. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии должностного лица Индыка Л. Ю.
19 ноября 2020 г. протокол об административном правонарушении направлен Индыку Л. Ю. по месту регистрации - <адрес> заказным письмом с уведомлением о вручении, конверт с уведомлением возвращен отправителю, в связи с истечением срока хранения.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № от 19.11.2020 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП в отношении директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. 26 ноября 2020 г. в 10 час. 00 мин. в помещении Инспекции ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка по адресу: г. Новокузнецк, пр. Бардина, 14 каб. 410. 23 ноября 2020 г. указанное определение было направлено Индыку Л. Ю. по месту его регистрации.
Определением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области – Кузбассу от 26 ноября 2020 г. продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю., рассмотрение дела отложено на 24 декабря 2020 г. в 10 час. 00 мин. Данное определение направлено должностному лицу по месту его регистрации заказным почтовым отправлением, которое было возвращено в связи с истечением срока хранения.
Извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении Индыку Л. Ю. направлялось по месту его регистрации, иных данных о месте жительства привлекаемого лица у Инспекции не имелось.
Таким образом, нарушений прав и законных интересов Индыка Л. Ю. со стороны должностного лица ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка в части его ненадлежащего извещения, допущено не было.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.09.2020 N 145-рг (ред. от 16.02.2021) "О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" для граждан в возрасте 65 лет и старше введен режим изоляции в домашних условиях (далее также - самоизоляция) с 17.09.2020 по 30.09.2020, с 01.10.2020 по 14.10.2020, с 15.10.2020 по 28.10.2020, с 29.10.2020 по 11.11.2020, с 12.11.2020 по 25.11.2020, с 26.11.2020 по 09.12.2020, с 10.12.2020 по 23.12.2020, с 24.12.2020 по 06.01.2021, с 07.01.2021 по 20.01.2021, с 21.01.2021 по 03.02.2021, с 04.02.2021 по 17.02.2021 за исключением: случаев посещения медицинских организаций; случаев, связанных с бытовыми нуждами, в том числе посещение аптек и аптечных пунктов, салонов оптики, торговых объектов; случаев посещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории Кемеровской области - Кузбасса; случаев, связанных с семейными нуждами, в том числе посещение образовательных организаций, оказание помощи родственникам; иных экстренных случаев, носящих неотложный характер.
Режим изоляции в домашних условиях может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования.
В связи с чем, соблюдение мер предосторожности и личной безопасности не могло повлиять на реализацию директором ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыком Л. Ю. прав и гарантий, предусмотренных Кодексом РФ об АП.
Доводы жалобы о том, что заявитель не является лицом, осуществлявшем незаконные валютные операции, поэтому не является субъектом вмененного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, так как из материалов дела следует иное.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Статус должностного лица, установленный в ст. 2.4 Кодекса РФ об АП, распространяется на выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с организациями.
Должностным лицом, ответственным за соблюдение требований валютного законодательства, в проверяемом периоде являлся директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю.
Правовая обязанность должностного лица - Индык Л.Ю. как лица, ответственного за выполнение возложенных валютным законодательством обязанностей в ООО «Кузнецкие металлоконструкции», вытекает из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечить их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для ее выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанности лица (чрезвычайных, непредвиденных).
Директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. не предпринял необходимых мер к соблюдению требований валютного законодательства. При заключении трудовых договоров Индык Л. Ю. располагал информацией о том, что физические лица являются нерезидентами, таким образом имел реальную возможность соблюсти требования законодательства, но не предпринял соответствующих мер.
Представленная, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении Должностной инструкции главного бухгалтера от 2002 г., не содержала пункт, вменяющий в обязанности главного бухгалтера Б.С.Т. осуществление валютных операций, расчетов по ним и контроль за их проведением.
В этой связи, довод жалобы, относительно неправильной квалификации действий Индыка Л. Ю., основан на неверном толковании норма права, поскольку приведенный в жалобе состав правонарушения, выражающийся в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета резидента в уполномоченных банках, или в банках за пределами территории Российской Федерации, относится к запрещенным валютным операциям с наличной валютой.
Должностным лицом, ответственным за соблюдение требований валютного законодательства, в проверяемом периоде являлся в ООО «Кузнецкие металлоконструкции» являлся директор Индык Л. Ю.
Таким образом, в данном случае осуществление валютной операции в виде передачи наличных денежных средств в валюте Российской Федерации не через банковский счет в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об АП, и свидетельствует о наличии в действиях директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. признаков объективной стороны указанного нарушения требований ч. 2 ст. 14 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Директор ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индык Л. Ю. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании. Вывод должностного лица о совершении им указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы о том, что валютная операция по выдаче российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации наличными денежными средствами не отнесена действующим законодательством к запрещенным операциям, подлежит отклонению.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об АП.
Доводы заявителя о том, что в трудовом договоре не установлена обязанность работодателя выплачивать заработную плату только путем перечисления на банковский счет работника, а законодательством не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента, в то время как за невыплату заработной платы установлена административная и уголовная ответственность, подлежат отклонению, поскольку указанное не свидетельствует о невозможности получения указанными лицами средств с соответствующего счета Общества открытого в уполномоченном банке.
Таким образом, поскольку работники П.С.Е.П.С.Е.С.М.Е. являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ не должны противоречить требованиям указанного закона.
Доводы защитника о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кроме того, применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное Индыком Л. Ю. административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного законодательства РФ. Исходя из положений Закона №173-Ф3, объектом охраны являются интересы государства в реализации данной государственной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Возможность неисполнения заявителем данной обязанности, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством. Общество в лице директора Индыка Л. Ю. неоднократно совершало незаконные валютные операции, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично- правовых обязанностей участника валютной операции.
Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного Индыком Л. Ю. правонарушения, его общественную значимость, суд приходит к выводу, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об АП.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Индыка Ю. Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об АП, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств однозначно, достоверно и объективно подтверждает наличие в действиях должностного лица – директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП, наказание назначено в соответствии с требованиями закона.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об АП, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Постановление о привлечении Индыка Ю. Л. к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП для данной категории дел.
Административное наказание назначено Индыку Л. Ю. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об АП.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для отмены постановления начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области –Кузбассу от 24 декабря 2020 г. о привлечении директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об АП, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области –Кузбасса от 24 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Льва Юдовича о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об АП – оставить без изменения, жалобу должностного лица - директора ООО «Кузнецкие металлоконструкции» Индыка Л. Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья: О. Н. Данилова