Судья Успанова Г.Т. Дело № 7-378/2022
№ 12-92/2022
Р Е Ш Е Н И Е
05 августа 2022 года г. Астрахань
Судья Астраханского областного суда Ковалева А.П., при секретаре Искандарян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Андросовой ФИО8, действующей в интересах генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Чистая Среда» ФИО1 ФИО7 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям №06-872/2021/1 от 23 сентября 2021 года, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Чистая среда» ФИО1 ФИО9,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № от 23 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 17 мая 2022 года, должностное лицо-генеральный директора общества с ограниченной ответственностью «Чистая среда» ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник Андросова В.Н. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении генерального директора общества ФИО1 по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу по основаниям отсутствия события административного правонарушения.
Выслушав защитника Андросову В.Н., поддержавшую жалобу, представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, прихожу к следующим выводам.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 67 Федерального закона 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1). Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию, в том числе о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений (пункт 6).Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7).
Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение №2 к Приказу).
Согласно пункту 1 Порядка отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредноговоздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, в период с 5 июля 2021 года по 16 июля 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Чистая среда» и объектов негативного воздействия на окружающую среду, в ходе которой установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Чистая среда», осуществляющее деятельность «Сбор опасных отходов» на полигоне отходов производства и потребления, расположенном по адресу: <адрес>, в 5,3 км западнее <адрес>, 10,7км южнее <адрес> и мусоросортировочном комплексе по адресу: <адрес>, в 3,7 км севернее <адрес>, в 8,5 км северо-западнее <адрес>, допустило нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в искажении экологической информации в отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за период 2020 года на объектах полигона и мусоросортировочного комплекса, предоставленных в адрес Межрегионального управления 25 марта 2021 года.
При актуализации сведений об объекте негативного воздействия Пром. площадке № 1 - полигон отходов производства и потребления, юридическое лицо допустило умышленное искажение информации, содержащейся в заявлении от 30 октября 2020 года о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поданной в Межрегиональное управление.
В разделе «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» отчета ПЭК отсутствуют сведения о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ и о методиках (методах) измерений, полученных в результате производственного экологического контроля неорганизованных стационарных источников выбросов, проводимых расчетным методом периодичностью 1 раз в год: № № 6001 производственный корпус, 6002 Мастерская, 6003 Компрессор, 6004 Сварочный участок, 6005 Окрасочный участок, 6006 Работа ДВС погрузчика, 6007, место работы шредера, а также проводимых инструментальным методом периодичностью 1 раз в год: №№0002 Труба печи, 0003 Дыхат. Патрубок резервуара, чем нарушены требования статей 62, 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Чистая среда» приказом от 25.04.2019 года назначен ФИО1
Данные обстоятельства, выявленные в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказов Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградским областям от 07 июня 2021 года, и от 06 июля 2021 года №1258, послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 31 августа 2021 года, актом проверки, составленном 12 августа 2021 года, данными учета в области обращения с отходами общества с ограниченной ответственностью «Чистая среда», оцененными в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, исключающих производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 как должностное лицо, в обязанности которого как генерального директора, входит руководство деятельностью общества, действуя от имени общества без доверенности, имел реальную возможность для соблюдения норм и правил, а также требований природоохранного законодательства, в части охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, но им не были приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, что говорит о пренебрежительном отношении к исполнению им служебных обязанностей и требований вышеуказанного законодательства.
Нарушение природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, либо несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, посягает на отношения, объектом которых являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав, что является грубым нарушением обязательных требований законодательства при эксплуатации объекта оказывающего негативное воздействие, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В ходе производства по делу установлено, что обществом в лице ФИО1, были допущены нарушения требований природоохранного законодательства, выразившееся в искажении экологической информации в отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за период 2020 года на объектах Полигон и Мусоросортивочного комплекса, предоставленных в адрес Межрегионального управления 25 марта 2021 года, а также при актуализации сведений об объекте негативного воздействия Пром.площадке, содержащееся в заявление от 30 октября 2020 года о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поданное в Межрегиональное управление.
В связи с чем, приведенные в жалобе утверждения об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.
Доводы жалобы о том, что отчет по производственному экологическому контролю состоит только из фактических результатов натурных замеров, форма отчета является установленной (электронной) и заполняется с 2020 года на сайте Росприроднадзора и не является единственным источником данных о стационарных источниках оказывающих негативное воздействие, являются несостоятельными, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, согласно которым программа ПЭК должна содержать сведения об инвентаризации выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, отходов производства и потребления и объектов их размещения.
В соответствии с частью 2 статьи 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16 октября 2018 года № 522 утверждены методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, которые предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Пунктом 7 данных методических рекомендаций установлено, что при заполнении респондентом таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы отчета рекомендуется обратить внимание на то, что таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных выбросов.
Указание на необходимость заполнения указанной таблицы лишь при осуществлении инструментального контроля за источниками выбросов, в вышеназванных методических рекомендациях отсутствует.
Таким образом, на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, возложена обязанность проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, путем проведения, как инструментальным, так и расчетным методами.
Доводы защитника Андросовой В.Н. о привлечении ФИО1 к административной ответственности за пределами установленного срока давности ошибочны, факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды выявлен должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по результатам проверки, проведенной в период с 05 июля 2021 года по 16 июля 2021 года, следовательно, на момент рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении (23 сентября 2021 года), установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек.
Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградским областям и судьей районного суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах, предусмотренных санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемых актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям №06-872/2021/1 от 23 сентября 2021 года, решение Наримановского районного суда Астраханской области от 17 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Андросовой ФИО10- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Астраханского
областного суда А.П. Ковалева