ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/2022 от 16.05.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 12-92/2022

УИД 48МS0034-01-2022-000360-67

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 мая 2022 года город Липецк

Судья Советского районного суда города Липецка Малюженко Е.А., рассмотрев жалобу Беспяткина Э.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Советского судебного района г. Липецка от 25 марта 2022 года (резолютивная часть оглашена 23 марта 2022 года), вынесенное в отношении главного редактора сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» Беспяткина Эдуарда Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Советского судебного района города Липецка от 25 марта 2022 года (резолютивная часть оглашена 23 марта 2022 года) главный редактор сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» Беспяткин Эдуард Владимирович привлечен к административной ответственности по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей за то, что 10 января 2022 года Беспяткин Э.В., являясь главным редактором средства массовой информации - сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции», расположенного по адресу г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 73, совершил злоупотребление свободой массовой информации, нарушив требования статьи 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», а именно: в сетевом издании «Ресурсный центр в сфере миграции» по адресу: http://migrantocenter.ru/2022/01/10/российские-десантники-отправлены-в-/к, был размещен материал от 10.01.2022 года под названием «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ», в тексте которого («»Мирные протестующие в Казахстане стали от резать головы. Теперь понятно, кто их обучал: ИГИЛ, Аль-Каида и далее по списку. Это действительно внешняя интервенция. Без ОДКБ не обойдешься») содержится упоминание об организациях, включенных в опубликованный Единый федеральный список организаций, в котором в числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, «ИГИЛ» - «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское государство Ирака и Шама») и «Аль-Каида»- «База» («Аль-Каида»), в отношении которых судом приняты решения, вступившие в законную силу, о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии терроризму» и ФЗ «О борьбе с терроризмом», без указания на то, что деятельность данных организаций запрещена на территории Российской Федерации, что является нарушением требований ч. 2 ст. 4 Закона «О средствах массовой информации».

Не согласившись с данным постановлением, Беспяткин Э.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава и события административного правонарушения, в обосновании указав, что 10 января 2022 года редакция СМИ "Ресурсный центр в сфере миграции" разместила новость http://migrantocenter.ru/2022/01/10/российские-десантники-отправлены-в-/к, источником которой является информационное агентство Фонд "Русский мир", созданный Указом Президента РФ. Председателем правления Фондом назначен Никонов Вячеслав Алексеевич - Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы VIII созыва по международным делам.

Фонд "Русский мир" имеет специализированное информационное предприятие (информационный портал, в котором публикуется информация о деятельности фонда «Русский мир»), обслуживающее СМИ: журнал "РУССКИЙ MHP.RU" (свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77 - 30492); телерадиокомпания "Русский мир"(свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45271 от 01 июня 2011 года); интернет-радиоканал «Русский мир».

Также в тексте статьи, где присутствует упоминание иностранных и международных организаций, запрещенных в Российской Федерации, является дословным воспроизведением официальным выступлением должностного лица общественного объединения, текст выделен сносками с обеих сторон, после которых идет указание на Вячеслава Никонова, который является депутатом Государственной думы, председателем правления фонда «Русский мир». Дословный текст с выступлением председателя правления фонда «Русский мир» размещен на сайте фонда «Русский Мир», который является, по сути пресс-службой, государственной организацией и сомнений в достоверности информации размещенной на сайте государственной организации у нас не было.

Таким образом, данные действия, инкриминируемые АНО «Агентство добровольной помощи «Возрождение», в виде злоупотребления средствами массовой информации подпадают под действие ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации", т.к. редакция распространила сведения информационного агентства, СМИ, общественного объединения, которые содержались в материалах пресс-служб органов общественных объединений и т.д., сведения являлись дословным воспроизведением фрагмента официального выступления должностного лица общественного объединения председателя правления Фонда "Русский Мир" Никонова Вячеслава Алексеевича (информационное агентство Фонда "Русский Мир" https://russkivmir.ru/news/296578/).

Доводы суда о том, что редакция СМИ "Ресурсный центр в сфере миграции" не указала на то, что в размещенном тексте имеется информация о террористических организациях, в отношении которых судом принято решение о запрете деятельности, не соответствует действительности, поскольку в соответствии со ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в тексте статьи, где присутствует упоминание иностранных и международных организаций, запрещенных в Российской Федерации, имеется прямая ссылка с указанием, что цитата депутата Государственной Думы и председателя правления фонда «Русский мир» содержит упоминание об ИГИЛ, АЛЬКАИДА, деятельность которых запрещена в России, которая указана в начале дословного воспроизведения депутата Никонова В., в подтверждение чего была предоставлена нотариально заверенная копия данного факта.

Доводы представителя Роскомнадзора Васильева А.В. о том, что цитата Никонова В.А. была сказана им не на официальном выступлении или в качестве должностного лица фонда «Русский мир», а является его частным высказыванием, также не соответствует действительности. Упоминание о «Facebook», доказательств о том, что Никонов В. это сказал, как частное лицо, нет. Данный довод является субъективным мнением представителя Роскомнадзора Васильева А.В. Выступление председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова размещено на официальном сайте пресс-службы государственной организации фонда «Русский мир» https://russkivmir.ru/news/296578/.

Кроме того, права Беспяткина Э.В., предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были нарушены при отказе мировым судьей в удовлетворении ходатайства о назначении и проведении экспертизы, а также в вызове и допросе в качестве свидетеля специального-корреспондента Екатерины Сдвижковой, которой известны обстоятельства данного дела и которая могла объяснить факты, подлежащие установлению.

Скриншот, как основное доказательство административного правонарушения, сделан с нарушением, т.к. при его изготовлении, курсор того лица, кто делал скриншот, не был наведен на сноску-ссылку, где было упоминание о запрещенных террористических организациях в России. Данное доказательство, предоставленное Роскомнадзором, является субъективным, т.к. оно не доказывает и не опровергает отсутствие сноски-ссылки о запрещенных террористических организациях в России.

При определении вида и меры наказания суд не учел характер совершенного административного правонарушения, ранее к административной ответственности Беспяткин Э.В. не привлекался, а совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.

В судебном заседании защитник привлекаемого должностного лица Беспяткина Э.В. - адвокат по ордеру Жуков М.Е., доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения, поскольку Беспяткин Э.В., как главный редактор, не несет ответственности за данную публикацию, так как информация была получена от информационного агентства «Русский мир», информация о запрещенных организациях содержалась в цитате официального выступления Никонова В.А., являющегося депутатом Государственной Думы, а также должностным лицом общественной организации - Фонд «Русский мир», что согласуется со ст. 57 ФЗ О СМИ. Факт распространения информации 10.01.2022 года не оспаривал, однако, необходимое указание о запрете организаций имело место быть путем скрытой ссылки. Читатель статьи имел возможность получить информацию о запрете организаций путем наведения курсора на цитату Никонова В.А.. Нотариусом Нехорошевой Д.П. 19.03.2022 года был составлен протокол осмотра письменных доказательств - скриншотов статьи под названием «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ», размещенной в сети Интернет 10.01.2022 года и установлено, что по тексту статьи имеется указание, что указанные организации являются запрещенными.

Кроме того, дополнил, что должностное лицо Васильев А.В., составивший протокол об административном правонарушении, не является лицом, участвующим в деле, не имеет права заявлять ходатайства, отводы, ему не разъясняются права. Однако, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, данное лицо давало пояснения, им заявлялись ходатайства, которые были судом удовлетворены, он задавал вопросы, ему не разъяснялись права свидетеля, что является процессуальным нарушением при рассмотрении дела.

Главный редактор сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» Беспяткин Э.В. на рассмотрение жалобы не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, не возражал против рассмотрения жалобы в его отсутствии.

В судебном заседании начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области Слипец А.А., и представитель Управления - начальник отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Васильев А.В., который является также лицом, составившем протокол об административном правонарушении в отношении Беспяткина Э.В. и допрошенный в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении жалобы и оставить постановление мирового судьи без изменения по основаниям, изложенным в возражениях, указав, что информационный Интернет-сайт «Русский мир» (доменное имя: russkiymir.ru), на котором размещена публикация под названием «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ» от 06.01.2022 (https://russkiymir.ru/news/296578/), являющаяся источником одноименной публикации от 10.01.2022, размещенной на странице сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» (http://migrantocenter.ru/2022/01/l0российские-десантники-отправлены-в-к/), не является средством массовой информации с формой периодического распространения - информационное агентство, зарегистрированным установленным образом, что подтверждается сведениями из официальной государственной информационной системы Единая информационная система Роскомнадзора и отсутствием в реестре зарегистрированных средств массовой информации в открытом доступе на официальном сайте Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Интернет-сайт «Русский мир» не является «информационное агентство - информационный портал о деятельности Фонда русский мир (свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77 - 30492)», поскольку Фондом зарегистрировано 3 СМИ: печатное СМИ журнал с названием «Русский мир. ru» (периодическое печатное издание, изготавливаемое полиграфической организацией типографским способом (на бумажном носителе) и 2 электронных периодических издания.

Согласно части 5 статьи 27 Закона о СМИ зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Данные сведения позволяют установить принадлежность рассматриваемого ресурса к средствам массовой информации. Указанные регистрационные сведения на Интернет-сайте «Русский мир» отсутствовали как при рассмотрении дела в суде, так и на дату после подачи жалобы.

Таким образом, рассматриваемый Интернет-сайт «Русский мир», на котором размещена публикация под названием «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ» от 06.01.2022, не является информационным агентством, либо иным зарегистрированным средством массовой информации.

В отношении статьи 57 Закона о СМИ об освобождении от ответственности: если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений. Официальное выступление - выступление, которое заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения - кто он по профессии, должности, откуда и т.д. В соответствии с материалом под названием «Вячеслав Никонов: «Мирные протестующие» в Казахстане стали отрезать головы» от 06.01.2022, размещенным на Интернет-сайте «Русский мир» (https://russkiymir.ru/news/296575/), высказывание депутата Государственной Думы Российской Федерации, председателя правления фонда «Русский мир» В.А. Никонова, содержащее упоминание об террористических организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации, было написано им на личной странице в социальной сети «Фейсбук», не являющейся площадкой для официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений, а, следовательно, нельзя рассматривать как официальное выступление.

Не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что «сайт фонда «Русский мир» является «пресс-службой, государственной организацией», а, следовательно, является его субъективным, ничем не подтвержденным, умозаключением.

Следует также отметить, что само юридическое лицо - фонд «Русский мир» не является:

информационным агентством, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, код ОКВЭД 63.91: Деятельность информационных агентств, как вид деятельности Фонда «Русский мир», не значится;

органом государственной власти или органом местного самоуправления, поэтому действие статьи 12 Закона о СМИ не применимо. Исходя из этого, Интернет-сайт «Русский мир» нельзя рассматривать в качестве средства массовой информации, освобожденного от регистрации в соответствии с Законом о СМИ.

Кроме того, согласно п. 1.1. Устава фонда «Русский мир», Фонд «Русский мир» является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 796 «О создании фонда «Русский мир».

Таким образом, утверждение о том, что статья 57 Закона о СМИ об освобождении от ответственности распространяется на деятельность редакции СМИ сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» при размещении публикации 10.01.2022 под названием «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ» по адресу: http://migrantocenter.rU/2022/01/10/российские-десантники-отлравлены-в-к/, является необоснованным.

Утверждение о том, что «... имеется прямая ссылка с указанием, что цитата депутата Государственной Думы и председателя правления фонда «Русский мир» содержит упоминания об ИГИЛ, АЛЬКАИДА деятельность которых запрещена в России. Ссылка указана в начале дословного воспроизведения депутата Государственной Думы и председателя правления фонда «Русский мир»», не соответствует действительности, поскольку рассматриваемая статья, на период с 13.01.2022 по 17.01.2022 не содержала указания на то, что в статье упоминаются террористические организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, что подтверждается материалами дела.

В статье отсутствовали где-либо (в том числе, в начале соответствующей цитаты), какие-либо ссылки (сноски, иные обозначения, в том числе, выделение цветом), позволяющие непосредственно увидеть требуемое Указание в самой статье, либо принять решение перейти на другой источник.

Как известно, прямая ссылка - это ссылка, которая сразу ведет на определенный сайт. А непрямые ссылки (редирект) выполняются через скрипт и сначала направляют на промежуточную страницу, а уже потом перенаправляют на целевой ресурс.

Согласно скриншотов статьи, сделанных в ходе контрольно-надзорного мероприятия, видно, что по тексту статьи имеются прямые ссылки (абз. 1, 4, 6, 8), выделенные иным (синим) цветом по отношению к цвету шрифта основного текста (приложение 6), которые позволяют перейти на соответствующий материал другого сайта. Вместе с тем в высказывании В.А. Никонова (абз. 7) не содержится вообще каких-либо внешних признаков, в том числе, выделение цветом, указывающие на наличие, как сказано в жалобе (абз. 2 л. 4), «прямой ссылки», позволяющей, как сказано выше, сразу перейти на определенный сайт, т.е. Интернет-сайт «Русский мир», источник анализируемой статьи.

При этом, следует отметить, что согласно позиции Роскомнадзора (приложение 7) по соблюдению требований статьи 4 Закона о СМИ форма указания сведений о специфике деятельности соответствующей организации должна соответствовать определенным критериям, в том числе не требовать от посетителя сайта перехода на сторонние гиперссылки, быть опознаваемой посетителями сайта при ознакомлении с материалом.

Кроме того, в конце анализируемой статьи имеется неактивная ссылка на источник используемого материала. Что даёт возможность, при желании, пользователю самостоятельно «загрузить» указанный источник для ознакомления с размещённом на нём материалом. При этом данный источник (Интернет-сайт «Русский мир») не является средством массовой информации и также не содержит какого-либо Указания о том, что деятельность террористических организаций ИГИЛ и Аль-Каида на территории Российской Федерации запрещена.

Статья «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ» от 10.01.2022 сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции», по состоянию на дату рассмотрения дела в суде, была изменена путем организации скрытой (неявной для пользователя) ссылки, не имеющей каких-либо внешних признаков. При наведении курсора на высказывание В.А. Никонова (абз. 7) всплывает окно, содержащее Указание на запрещенные террористические организации и сканированный образ текста статьи источника (Интернет-сайта «Русский мир»).

Факт внесения скрытой ссылки свидетельствует о неправильном толковании редакцией СМИ сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» норм права, поскольку в части 2 статьи 4 Закона о СМИ содержится очевидное и понятное требование указания в информации СМИ на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Кроме того, размещение редакцией СМИ ссылки, содержащей информацию о специфике упоминаемой в материале организации, представляющей собой текст, всплывающий при наведении курсора, не может быть расценено как соблюдение положений Закона о СМИ и повлечет за собой принятие мер административного реагирования со стороны контрольно-надзорного органа.

В настоящее время редакцией СМИ в текст анализируемой статьи, с целью соблюдения требования части 2 статьи 4 Закона о СМИ, внесено необходимое Указание на запрещенные террористические организации. Это подтверждает факт признания редакцией СМИ наличия нарушения в публикации от 10.01.2022, размещенной на странице сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции»

Таким образом, статья актуальная по состоянию на 14.01.2022 и статья от 20.04.2022, не идентичны. Это подтверждает факт наличия соответствующего нарушения.

Екатерина Сдвижкова, указанная как автор публикации от 10.01.2022, размещенной на странице сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» (http://migrantocenter.ru/2022/01/10/poccийские-десантники-отправлены-в-к/), является сотрудником редакции сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» и находится в непосредственном подчинении и зависимости от должностного лица главного редактора Беспяткина Э.В.. Поэтому полученные от неё свидетельские показания могут иметь не объективный характер.

Лицу, подавшему жалобу, главному редактору Беспяткину Э.В., должно быть хорошо известно, что курсор мыши, наведенный на любое место экрана монитора, в том числе на текст, при изготовлении скриншота не отображается. Кроме того, как указывалось выше ссылки, содержащие информацию о специфике упоминаемой в материале организации, представляющие собой текст, всплывающий при наведении курсора, не могут быть расценены как соблюдение положений Закона о СМИ.

Также следует отметить, что факт отсутствия на момент проведения контрольно-надзорного мероприятия статья не содержала Указания на то, что в ней имеется упоминание организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности подтверждается:

- собственноручно подписанными главным редактором СМИ объяснениями, в соответствии с которыми им признается сам факт нарушения;

- собственноручно подписанным главным редактором СМИ протоколом об административном правонарушении от 21.01.2022, подтверждающим факт достоверности сведений, указанных в Протоколе, а также отсутствия претензий к содержанию Протокола.

Главному редактору Беспяткину Э.В. была предоставлена возможность при наличии сведений, указывающих на отсутствие состава и события административного правонарушения, их предоставить в установленный срок для рассмотрения в порядке части 3 статьи 28.1 КоАП РФ. Уведомление от 18.01.2022 было получено главным редактором 18.01.2022.

Таким образом, у него было достаточно времени на подготовку документов, подтверждающих отсутствие нарушения, и их предоставление, поскольку протокол об административном правонарушении составлялся 21.01.2022.

При предоставлении данных документов производство по делу об административном правонарушении было бы прекращено, в чем ответственное лицо было непосредственно заинтересовано.

Кроме того, факт признания вины был учтен при составлении протокола как обстоятельство, смягчающие административную ответственность, а именно: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. О чём главный редактор Беспяткин Э.В. не возражал.

Всё вышеизложенное подтверждает законность и обоснованность постановления мирового судьи судебного участка № 18 Советского судебного района г. Липецка от 25.03.2022.

Выслушав защитника Жукова М.Е., мнение руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области Слипец А.А., допросив представителя Управления - начальника отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Васильева А.В., исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Плотникова С.В. мировым судьей соблюдено в полной мере.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной (далее – КоАП РФ) ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ, распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) регулирует отношения в сфере свободы слова и свободы массовой информации.

В статье 2 Закона о средствах массовой информации даются понятия:

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии со ст. 23 Закона о средствах массовой информации, при применении настоящего Закона в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

В силу ст. 8 Закона о средствах массовой информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 регистрацию средств массовой информации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.

Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 4 Закона о средствах массовой информации запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Согласно ст. 19 Закона о средствах массовой информации, редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 57 Закона о средствах массовой информации регулирует вопросы освобождение от ответственности.

Статья 59 Закона о средствах массовой информации злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

2) если они получены от информационных агентств;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Согласно материалам дела, Беспяткин Э.В. работает главным редактором сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции».

17.01.2022 года в ходе внепланового систематического наблюдения в отношении сетевого издания «Ресурсный центр в сфере миграции» по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 73, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области установлен факт нарушения требований ст. 4 Закона о средствах массовой информации, выразившийся в том, что в сетевом издании «Ресурсный центр в сфере миграции» по адресу: http://migrantocenter.ru/2022/01/10/российские-десантники-отправлены-в-к/ размещен материал от 10.01.2022 под названием «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ», в тексте которого (««Мирные протестующие» в Казахстане стали отрезать головы. Теперь понятно, кто их обучал: ИГИЛ, Аль-Каида и далее по списку. Это действительно внешняя интервенция. Без ОДКБ не обойдёшься») содержится упоминание об организациях, включенных в опубликованный Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, «ИГИЛ» - «Исламское государство» (другие названия: «Исламское государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское государство Ирака и Шама») и «Аль-Каида» - «База» («Аль-Каида»), в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным соответственно Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», без указания на то, что деятельность данных организаций запрещена на территории Российской Федерации, - в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о СМИ запрещается распространение информации об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

В соответствии с заявлением от 17.05.2018 г. о регистрации СМИ сетевым изданием является "Ресурсный центр в сфере миграции", его учредителем является АНО «Агентство добровольной помощи «Возрождение», форма периодического распространения – сетевое издание, главный редактор сетевого издания - Беспяткин Э.В..

Ответственным за принятие окончательного решения в отношении выпуска СМИ сетевого издания СМИ "Ресурсный центр в сфере миграции" является – главный редактор Беспяткин Э.В..

В соответствии с представленными материалами, в Едином федеральном списке организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими содержатся сведения о следующих организациях: «База» («Аль-Каида») под номером 3 (решение Верховного Суда РФ от 14.02.2003 № ГКПИ 03-116, вступило в силу 04.03.2003), «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама») под номером 22 (решение Верховного Суда РФ от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступило в силу 13.02.2015)

Указанные действия главного редактора сетевого издания "Ресурсный центр в сфере миграции" Беспяткина Э.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ.

Факт совершения Беспяткиным Э.В. административного правонарушения, несмотря на не признание своей вины, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

- протоколом об административном правонарушении № АП-48/3/8 от 21.01.2022 года и объяснениями Беспяткина Э.В. от 21.01.2022 г., согласно которым факт нарушения он признал, нарушение произошло в первый раз по невнимательности;

- докладной запиской от 17.01.2022 года;

- копией регистрационной карточки СМИ "Ресурсный центр в сфере миграции";

- актами об изготовлении скриншотов от 14.01.2022 года, 17.03.2022 года и т.д.;

- скриншотами от 14.01.2022 года статьи «Российские десантники отправлены в Казахстан в составе миротворческих сил ОДКБ» и другими;

- копией Устава редакции сетевого издания "Ресурсный центр в сфере миграции";

- копией заявления о регистрации СМИ от 17.05.2018 года и другими доказательствами по делу.

При рассмотрении дела установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Беспяткина Э.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ.

Несогласие Беспяткина Э.В. с оценкой доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены постановления мирового судьи.

Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что выводы мирового судьи о виновности Беспяткина Э.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Доводы жалобы о том, что действия, инкриминируемые главному редактору Беспяткину Э.В. в виде злоупотребления средствами массовой информации подпадают под действие ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации", так как были распространены сведения информационного агентства, СМИ, общественного объединения, которые содержались в материалах пресс-служб органов общественных объединений и т.д., сведения являлись дословным воспроизведением фрагмента официального выступления должностного лица общественного объединения председателя правления Фонда "Русский Мир" Никонова Вячеслава Алексеевича (информационное агентство Фонда "Русский Мир" https://russkivmir.ru/news/296578/), в тексте статьи присутствует упоминание об иностранных и международных организациях, запрещенных в Российской Федерации, имеется прямая ссылка с указанием, что цитата депутата Государственной Думы и председателя правления фонда «Русский мир» содержит упоминание об ИГИЛ, АЛЬКАИДА, деятельность которых запрещена в России, которая указана в начале дословного воспроизведения депутата Никонова В., в подтверждение чего была предоставлена нотариально заверенная копия данного факта, о том, что цитата Никонова В.А. была сказана им не на официальном выступлении или в качестве должностного лица фонда «Русский мир», а в «Facebook», были тщательно исследованы мировым судьей в ходе рассмотрения дела по существу, им была дана оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанцией. Кроме того, по данным доводам были представлены доказательства контрольным органом, которые в полной мере опровергают версию Беспяткина Э.В. о его невиновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ. В частности, в соответствии с материалом под названием «Вячеслав Никонов: «Мирные протестующие» в Казахстане стали отрезать головы» от 06.01.2022, размещенным на Интернет-сайте «Русский мир» (https://russkiymir.ru/news/296575/) (приложение 4 к жалобе), высказывание депутата Государственной Думы Российской Федерации, председателя правления фонда «Русский мир» В.А. Никонова, а именно, ««Мирные протестующие» в Казахстане стали отрезать головы.

Теперь понятно, кто их обучал: ИГИЛ, Аль-Каида и далее по списку.

Это действительно внешняя интервенция. Без ОДКБ не обойдёшься», - написал Вячеслав Никонов на своей странице в «Фейсбуке»», содержащее упоминание об террористических организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации, было написано им на личной странице в социальной сети «Фейсбук», не являющейся площадкой для официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений, а, следовательно, не является официальным выступлением и не имеет отношения к дословному воспроизведению фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений.

Довод жалобы Беспяткина Э.В. о том, что мировым судьей нарушены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, которое было выражено в отказе мировым судьей в удовлетворении ходатайства о назначении и проведении экспертизы, а также в вызове и допросе в качестве свидетеля специального-корреспондента Екатерины Сдвижковой, которой известны обстоятельства данного дела и которая могла объяснить факты, подлежащие установлению, не является обоснованным, поскольку привлекаемое лицо не лишено было права на заявление ходатайств и представление доказательств, а вопрос об удовлетворении заявленных ходатайств является правом суда, а не обязанностью с учетом совокупности предоставленных в дело доказательств и не влечет нарушение его прав. При этом Беспяткин Э.В. в судебном заседании не оспаривал факт размещения и опубликования спорной статьи, а также направление ее в «черновики», при этом некоторое время страница была закрыта, а потом он ее вернул обратно.

Довод стороны защиты о том, что при назначении наказания суд не учел характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица и обстоятельства его совершения, не соответствует действительности, поскольку судом первой инстанции обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено, наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ и в минимальном размере, сделан обоснованный вывод о том, что оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется, поскольку это прямо запрещено ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 13.15 КоАП РФ.

Довод стороны защиты о том, что мировым судьей были грубо нарушены процессуальные нормы при рассмотрении дела, в частности, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении не допрашивался в качестве свидетеля, не имея статуса лица, участвующего в деле, заявлял в процессе ходатайства, которые суд удовлетворял, не может повлечь за собой отмену принятого постановления и прекращения производства по делу, поскольку Васильев А.В. у мирового судьи был в статусе представителя Управления Роскомнадзора по Липецкой области. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции он был допрошен в качестве свидетеля с разъяснением ему прав и ответственности, предусмотренных нормами КоАП РФ. Жалоба на постановление мирового судьи была подписана руководителем Управления Слипец А.А., к которой были приобщены акты изготовления скриншотов страниц Интернет-сайтов и другие доказательства, которые были предметом судебного исследования и он же подтвердил их и обстоятельства совершенного административного правонарушения в суде апелляционной инстанции. Таким образом, суд принимает данные Васильевым А.В. в суде показания, пояснения и предоставленные им доказательства, подтверждающие виновность Беспяткина Э.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ.

Срок давности привлечения Беспяткина Э.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.

При таких обстоятельствах жалоба Беспяткина Э.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка № 18 Советского судебного района г. Липецка от 25 марта 2022 года (резолютивная часть оглашена 23 марта 2022 года), вынесенное в отношении главного редактора АНО «Агентство добровольной помощи «Возрождение» Беспяткина Эдуарда Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Беспяткина Эдуарда Владимировича – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в порядке статьей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Е.А. Малюженко