ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-92/2023 от 16.11.2023 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Балашов Д.А.

№12-92/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2023 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу начальника Сегежского отдела вневедомственной охраны - филиала федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» на постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 05 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

по результатам рассмотрения 05 октября 2023 г. в отношении главы администрации Надвоицкого городского поселения ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, судьей Сегежского городского суда РК вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава данного противоправного деяния (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

В поданной в вышестоящий суд жалобе ФИО2, составивший 09 августа 2023 г. протокол об административном правонарушении, просит отменить постановление судьи и возвратить дело на новое рассмотрение, мотивируя свои доводы тем, что, поскольку согласно установленным по делу обстоятельствам срок актуализации паспорта безопасности места массового пребывания людей истек 05 июня 2023 г., в бездействии должностного лица усматривается состав инкриминируемого деяния.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 ст.20.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, ст.ст.11.15.1, 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с п.4 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу п.3 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Согласно пп.14, 15 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Утверждение паспорта безопасности осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня его поступления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Пунктами 19, 20 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности осуществляется не реже одного раза в 3 года в порядке, установленном для его составления.

Согласно Уставу муниципального образования «Надвоицкое городское поселение» глава муниципального образования возглавляет администрацию Надвоицкого городского поселения. Администрация Надвоицкого городского поселения - исполнительно-распорядительный орган, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Карелия (ст.ст.30, 33).

Исследование материалов дела показало, что на основании распоряжения от 16.12.2019 ФИО1 с указанного дня вступила в должность главы Надвоицкого городского поселения и с учетом приведенных выше положений Устава муниципального образования возглавила администрацию Надвоицкого городского поселения.

Также по делу установлено, что в связи с обнаружением нарушения п.19 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания, выразившегося в том, что глава администрации Надвоицкого городского поселения ФИО1 не актуализировала в срок до 05 июня 2023 г. (включительно) паспорт безопасности места массового пребывания людей по адресу: Республика Карелия, пгт.Надвоицы, площадь Ленина, 09 августа 2023 г. начальником Сегежского ОВО филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.35 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении наряду с другими материалами передан на рассмотрение по подведомственности в Сегежский городской суд РК, по результатам которого судьей с учетом соблюдения правил подсудности принято постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава инкриминируемого противоправного деяния, которое вопреки доводам жалобы заявителя незаконным признать нельзя.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

При этом ст.26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 КоАП РФ).

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности.

Оценка виновности в совершении рассматриваемого административного правонарушения предполагает выяснение в соответствии со ст.ст.2.1, 2.4 и 26.1 КоАП РФ обстоятельств нарушения установленного срока выполнения соответствующих обязанностей, и бремя доказывания указанных обстоятельств и оснований для привлечения к административной ответственности лежит на административном органе.

Как следует из предусмотренной Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей процедуры составления и утверждения паспорта безопасности мест массового пребывания людей, утверждение данного документа осуществляется после его согласования компетентными органами.

В рассматриваемом случае при определении необходимых обстоятельств совершения ФИО1 вменяемого деяния должностное лицо исходило из того, что, поскольку паспорт безопасности места массового пребывания людей не содержит реквизиты времени его утверждения, то с учетом даты составления (26 апреля 2020 г.) и расчета нормативных сроков проведения процедуры по этому вопросу датой утверждения паспорта следует считать 05 июня 2020 г., в связи с чем трехлетний срок на актуализацию истек 05 июня 2023 г.

Однако акт комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) от 30 июня 2023 г. содержит сведения о том, что датой утверждения предыдущего паспорта безопасности объекта является 25 декабря 2020 г., и сведений о внесении в данный документ каких-либо изменений или исправлений в материалах дела не имеется.

Согласно паспорту безопасности места массового пребывания людей он был согласован начальником Управления Росгвардии по Республике Карелия 18 июня 2020 г., начальником УФСБ России по Республике Карелия в августе 2020 г. и начальником ОМВД России по Сегежскому району 18 ноября 2020 г. (дата утверждения главой администрации Надвоицкого городского поселения не зафиксирована).

Таким образом, анализ установленных выше обстоятельств и положений законодательства в затронутой сфере не позволяет сделать однозначный вывод о том, что датой утверждения рассматриваемого паспорта, составленного 26 апреля 2020 г., является 05 июня 2020 г.

В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в пользу этого лица.

Исходя из изложенного, вопрос о виновности лица не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с установленным в ст.1.5 КоАП РФ принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку описание в протоколе об административном правонарушении события правонарушения в части даты, к которой должна была быть выполнена обязанность по актуализации паспорта безопасности объекта, является не более чем предположением должностного лица, что является недостаточным для утверждения о наличии в данном случае квалифицирующих признаков состава вменяемого деяния, судья обоснованно прекратил производство по делу.

Учитывая, что ст.26.11 КоАП РФ не предусмотрена произвольная оценка представленных доказательств, и подлежащие выяснению обстоятельства не должны базироваться на предположениях о возможности возникновения состава вменяемого лицу административного правонарушения, постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 05 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195,<...>).

Судья Н.А.Колбасова