ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-930/2021 от 15.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-930/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 декабря 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлова А.Л. на постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 07.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 07.09.2021 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края подвергнут наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.

Данным постановлением Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края признан виновным 12.06.2021 в непредставлении в Контрольно-счетную палату края заверенных копий экспертных заключений о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей АО «Хабаровские энергетические системы» (далее по тексту – АО «ХЭС») в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе 2020 и 2021 годы на бумажном носителе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая вынесенное постановление незаконным, законный представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлов А.Л. обратился в суд с жалобой о его отмене. В обоснование указал, что программа, утвержденная 09.04.2021, которой было предусмотрено направление запроса в Комитет, была получена с нарушением закона, и не может быть положена в основу принятого решения. Проверяемым Контрольно-счетной палатой Хабаровского края органом являлось министерство ЖКХ края, а не Комитет. Действия Комитета по непредставлению экспертных заключений не повлекли неблагоприятных последствий. Кроме того, Контрольно-счетная палата Хабаровского края завершила проверку, имеет результаты реализации, что подтверждает легитимность получения запрошенных сведений от регулируемой организации, и как следствие, свидетельствует о невинности Комитета.

В судебное заседание законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении извещался посредством отправки почтовой корреспонденции по месту исполнения своих должностных обязанностей. Ходатайств о рассмотрении дела с обязательным участием законного представителя привлекаемого к ответственности лица, а также об отложении рассмотрения жалобы не поступало.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, судья находит возможным, рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку требования закона о его надлежащем извещении выполнены, а участие защитника обеспечено.

Защитник ФИО2 в полном объеме поддержала изложенные в жалобе доводы, полагая обжалуемое постановление подлежащим отмене.

Представитель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края – ФИО3 полагала вынесенное постановление законным, обоснованным и мотивированным, а жалобу – удовлетворению не подлежащей.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, выражается, в том числе, в непредставлении или несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

В силу Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края», она является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля края, к компетенции которого, среди прочего, относ контроль за исполнением краевого бюджета, организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета краевой государственной собственности в рамках реализации программ и планов развития края.

При оценке достоверности доказательств Контрольно-счетная палата края исходит из того, более надежными являются доказательства, полученные от иных органов и организаций представленные в форме документов.

Доказательства считаются относящимися к выявленным нарушениям и недостаткам, если имеют логическую связь с ними.

Поскольку компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируем тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализован: энергоснабжения, является расходным обязательством края, а также учитывая установленные в ходе контрольного мероприятия факты, экспертное заключение экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей АО «ХЭС», подготовленное компетентным органом, является необходимым документом для формирования достоверных доказательств соответствии с целями контрольного мероприятия.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, экспертное заключение помимо прочего должно содержать: мотивированные выводы; оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (и. их предельных уровней; анализ основных технико-экономических показателей за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета цен (тарифов) формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Предоставление информации и документов Контрольно-счетной палате края регулируется Законом Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» (далее по тексту – Закон края от 29.06.2011 № 94).

На основании ст.18 Закона края от 29.06.2011 № 94, органы государственной власти и государственные органы края, орган управления территориального фонда, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата края вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в течение десяти дней со дня получения ими запроса Контрольно-счетной палаты края обязаны представлять Контрольно-счетной палате края информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

По правилам, установленным п.3 ч.1 ст.17 Закона края от 29.06.2011 № 94, должностные лица Контрольно-счетной палаты края при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право, в том числе, в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органа управления территориального фонда, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций.

При этом Закон края от 29.06.2011 № 94 не ограничивает Контрольно-счетную палату края в объеме и видах документов, которые она вправе запрашивать при проведении контрольных мероприятий.

Из материалов дела следует, что на основании приказа председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Кондрашова В.В. от 03.03.2021 № 18-п и в соответствии с пунктом 2.4.1 плана работы на 1 квартал 2021 года и пунктом 2.6.1 плана работы на 2021 год Контрольно-счетной палате Хабаровского края приказано провести контрольное мероприятие «Проверка исполнения Закона Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета за 2020 год в министерстве жилищно-коммунального хозяйства края».

ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО4 председателю Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО1 направлен запрос о предоставлении экспертного заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию потребителей акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2020 и 2021 годы, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО1 дан ответ на запрос , из которого следует, что на основании п.п.12, 22, 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» исключительным правом на ознакомление с материалами тарифного дела обладает организация, в отношении которой осуществляется государственное регулирование. Действующим законодательством в сфере тарифного регулирования, ознакомление третьих лиц с материалами тарифного дела, открытого по заявлению организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, а также направление в адрес третьих лиц экспертного заключения органа регулирования, не предусмотрено.

Таким образом, в предоставлении запрашиваемой информации и документов Комитетом отказано.

08.06.2021 председателем Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО4 в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края направлен повторный запрос о предоставлении информации, согласно которому пакет акций АО «ХЭС» находится в краевой государственной собственности со стопроцентной долей Хабаровского края в уставном капитале указанного Общества. В силу п.2 ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ, АО «ХЭС» относится к тем объектам государственного финансового контроля, на которые контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты Хабаровского края распространяются без ограничений. На основании изложенного, руководствуясь п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», ч.2 ст.9, ч.1 ст.18 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края» председатель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края просит предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ заверенные копии экспертных заключений о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей АО «ХЭС» в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2020 и 2021 годы на бумажном носителе.

11.06.2021 в Контрольно-счетную палату Хабаровского края за подписью председателя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО1 направлен ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в предоставлении запрашиваемых экспертных заключений со ссылкой на пункты 12, 22, 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 по причине того, что предоставление данных заключений не предусмотрено федеральным тарифным и антимонопольным законодательством. Легитимным способом получения указанных документов является запрос их у регулируемой организации. Иное, по мнению ФИО1, является злоупотреблением правом.

Таким образом, запрашиваемые Контрольно-счетной палатой Хабаровского края документы до ДД.ММ.ГГГГ не поступили.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.55 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Финансирование расходов на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете. Определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию, тарифа на электрическую энергию для населения, нормативного объема электрической энергии и численности населения, потребляющего электрическую энергию в зоне децентрализованного энергоснабжения (ст.ст.3, 4 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 142 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения»).

Законом Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в результате внесенных Законом Хабаровского края изменений от 29.07.2020 № 82 в 2020 году утверждены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в рамках государственной программы края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» в размере 136 714,93 тысяч рублей.

Запрошенные документы были связаны с деятельностью объекта контроля – министерства жилищно-коммунального хозяйства края по вопросу предоставления акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в сумме 136 714,93 тысяч рублей. Субсидия на указанную сумму перечислена министерством жилищно-коммунального хозяйства края на расчетный счет ООО «Межрайтопливо» на финансовое обеспечение затрат за централизованные поставки топлива для выработки электрической энергии АО «ХЭС», исходя из планового объема поставки электрической энергии населению, представленного АО «ХЭС», в количестве 4 327 791,40 кВт.

В ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой края были установлены факты, дающие основание полагать о завышении АО «ХЭС» планового объема поставки электрической энергии населению, и как следствие – завышение суммы предоставленной субсидии. Так, фактическаяреализация электрической энергии населению Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края с 2016 года составила: за 2016 год – 2 301 005,00 кВт; за 2017 год – 2 966 386,00 кВт; за 2018 год – 2 854 748,00 кВт; за 2019 год – 2 115 058,55 кВт; за II полугодие 2020 года – 1 365 981,30 кВт.

Согласно официальной статистике Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому округу, численность всего населения Тугуро-Чумиканского района на 0.01.2020 составила 1971 человек, на начало 2021 года – 1965 человек.

При таких обстоятельствах 29.06.2021 аудитором Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО5 в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края составлен протокол № 4 об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Устанавливая вину Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края мировой судья обоснованно исходил из исследованных в судебном заседании доказательств: протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ; приказов от ДД.ММ.ГГГГ-п, -п, -п о проведении контрольного мероприятия; программы проведения контрольного мероприятия; соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидии; информации, отчетов, запроса от ДД.ММ.ГГГГ и письма от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеперечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам, и оценены мировым судьей при рассмотрении дела с учетом положений ст.26.11 КоАП РФ.

В заседании суда апелляционной инстанции вина Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, также нашла свое объективное и достоверное подтверждение исследованными материалами дела в их совокупности. Объективная сторона данного правонарушения выражена в действии и заключается в отказе в предоставлении запрашиваемых документов и информации и в исполнении законных требований органа государственного контроля о предоставлении предусмотренных законом сведений, которые необходимы для осуществления им законной деятельности.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо нарушений норм КоАП РФ, равно как норм иных действующих нормативно-правовых актов на территории РФ, допущенных сотрудниками Контрольно-счетной палаты Хабаровского края при составлении в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края соответствующих процессуальных документов, не установлено. Оснований сомневаться в правильности и достоверности данных, содержащихся материалах дела, не имеется.

Довод заявителя о том, что запрос в Комитет из Контрольно-счетной палатой края о предоставлении экспертных заключений был направлен с нарушением закона, и не может быть положен в основу принятого решения о его виновности в совершении вмененного правонарушения основан на неверном толковании норм материального права.

На основании положений ч.2 ст.9 Закона края от 29.06.2011 № 94, внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой, в том числе, в отношении органов государственной власти и государственных органов края, органа управления территориального фонда, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий края, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в краевой государственной собственности.

В соответствии с положениями ст.15 Закона края от 29.06.2011 № 94, внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся Контрольно-счетной палатой в соответствии со стандартами внешнего государственного финансового контроля.

Требования и запросы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством РФ и края, являются обязательными для исполнения проверяемыми органами и организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль.

Согласно положениям ст.17 Закона края от 29.06.2011 № 94, должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право: в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ, органа управления территориального фонда, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций; в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимым документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельностью проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также не разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны охранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях Контрольно-счетной палаты.

По правилам, установленным ст.18 Закона края от 29.06.2011 № 94, органы государственной власти и государственные органы края, орган управления территориального фонда, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в течение десяти дней со дня получения ими запроса Контрольно-счетной палаты обязаны представлять Контрольно-счетной палате информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий проверяемые органы и организации должно обеспечить должностным лицам Контрольно-счетной палаты возможность ознакомления: со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; с технической документацией к электронным базам данных. Контрольно-счетная палата не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такая информация, документы и материалы ранее уже были ей представлены.

Таким образом, из прямого толкования вышеприведенных положений Закона края от 29.06.2011 № 94 следует, что Контрольно-счетная палата края не ограничена в объеме и видах документов, которая она праве запрашивать при проведении контрольных мероприятий, которые должны быть запрошены при проведении контрольных мероприятий.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы мирового судьи, заявителем в судебное заседание не предоставлено.

Обстоятельств, исключающих, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, не установлено.

С учетом обстоятельств совершенного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края правонарушения оснований для признания его малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 07.09.2021, которым Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края подвергнуто наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 07.09.2021, которым комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края подвергнуто наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Я.Ю. Сидоров