производство № 12-931/2020
УИД 28RS0004-01-2020-006567-17
РЕШЕНИЕ
01 сентября 2020 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Воронин И.К.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием защитника администрации г. Благовещенска – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу мэра г. Благовещенска ФИО2 на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации г. Благовещенска в рамках исполнительного производства № 3348/20/28025-ИП,
установил:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 14 июля 2020 года, администрация г. Благовещенска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, мэр г. Благовещенска ФИО2 подала в Благовещенский городской суд Амурской области жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что в действиях администрации города Благовещенска отсутствует вина за неисполнение требований исполнительного документа.Постановлением от 07.02.2020 года судебного пристава - исполнителя возбуждено исполнительное производство № 3348/20/28025-ИП. 04.06.2020 года и 19.06.2020 года в администрацию города Благовещенска поступили требования с указанием в течение 10 дней со дня получения требований исполнить требование исполнительного документа. 25.06.2020 года администрация города Благовещенска судебному приставу сообщила, что для исполнения решения суда выполняются мероприятия в соответствии с законодательством РФ. Администрацией города Благовещенска предпринимаются все возможные меры для исполнения судебного акта. Таким образом, неисполнение решения суда обусловлено причинами, не связанными с виновными действиями (бездействием) органа местного самоуправления.Администрацией города Благовещенска принимаются все возможные меры, направленные на обеспечение строительства дорог на спорных участках. Невозможность исполнения установленных требований в регламентированные сроки обусловлена отсутствием лимитов бюджетных обязательств.В связи с отсутствием доведенных лимитов бюджетных обязательств, администрация города Благовещенска в соответствии с ч. 2 ст. 72, ч. 5 ст. 161 БК РФ, не имела возможности построить дороги на спорных участках.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В судебном заседании защитник администрации г. Благовещенска – ФИО1 настаивала на доводах изложенных в жалобе, просила постановление отменить.
В судебное заседание не явились представители административного органа, уведомленные о времени и месте его проведения надлежащим образом,ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Статьей 6 названного выше Закона установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в Специализированном отделе по исполнению особо важных, исполнительных документов находиться исполнительное производство № 3348/20/28025-ИП в отношении Администрации г. Благовещенска, возбужденное на основании исполнительного листа ВС № 025052264 по делу № 2а-8161/2019 от 14.11.2019 года, Благовещенского суда Амурской области предмет исполнения: возложить на администрацию г. Благовещенска обеспечить строительство дорог по ул. Молодёжная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодёжная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодёжная до ул. Театральная) г. Благовещенска в соответствии с требованиями ГОСТ.
06.03.2020 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
04.06.2020 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области, администрации г. Благовещенска вынесено требование о необходимости исполнить требования исполнительного документа в десятидневный срок. Требование не исполнено.
В требование также содержалось предупреждение об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требования.
19.06.2020 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области, администрации г. Благовещенска вынесено повторное требование о необходимости исполнить требования исполнительного документа в срок до 26.06.2020 года. Требование не исполнено.
В повторном требовании также содержалось предупреждение об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требования.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что в связи с невыполнением в установленный срок (до 26 июня 2020 года) требования от 19 июня 2020 года об исполнении решения суда от 14.11.2019 года, а именно: возложить на администрацию г. Благовещенска обеспечить строительство дорог по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодёжная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодёжная до ул. Театральная) г, Благовещенска в соответствии с требованиями ГОСТ, судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области НА 06 июля 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, в отношении должника администрации г. Благовещенска.
14 июля 2020 года на основании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 14 июля 2020 года, администрация г. Благовещенска привлечена к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП Российской Федерации за то, чтодопустила неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обязательны к исполнению для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций только законные требования судебного пристава-исполнителя.
Исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обязательны к исполнению для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций только законные требования судебного пристава-исполнителя.
Исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.
Санкция части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. В то же время доказательства, подтверждающие умышленное неисполнение администрацией г. Благовещенска решения суда, материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела,25.06.2020 года администрация города Благовещенска сообщила судебному приставу-исполнителю Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области, что для исполнения решения суда выполняются мероприятия в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением администрации города Благовещенска от 07.10.2014 года № 4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы г. Благовещенска на 2015-2020 годы». В указанную программу включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения».
В соответствии с п. 14 раз. 5 подпрограммы, основное мероприятие включает в себя мероприятия по строительству дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
Постановлением администрации города Благовещенска от 21.12.2016 года № 4128 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта улично-дорожной сети Б улиц Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), Степная (от ул. Молодежная до ул. Дальняя) города Благовещенска (часть улиц, указанных в резолютивной части решения суда).
14.07.2020 года МУ «ГУКС» была определена стоимость проекта планировки территории и проекта межевания территории, стоимость разработки проектно-изыскательских работ для исполнения вышеуказанного решения Благовещенского городского суда в сумме 24 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Федеральным законом от 12.11.2019 № 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году», с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 01.04.2020 № ЮЗ-ФЗ, с 01.04.2020 года органам местного самоуправления предоставлены дополнительные полномочия, в том числе по предоставлению субсидий юридическим лицам, а также установлен ряд особенностей при организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений в целях финансового обеспечения органами местного самоуправления мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактике и устранению последствий распространению коронавирусной инфекции.
Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного Кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Распоряжением губернатора Амурской области от 27.01.2020 года № 10-р с 08.00 часов 27 января 2020 года на территории Амурской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и возникновения на территории Амурской области чрезвычайной ситуации, которая может повлечь ущерб здоровью людей.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что неисполнение решения суда обусловлено причинами, не связанными с виновными действиями (бездействием) органа местного самоуправления, администрацией города Благовещенска принимаются все возможные меры в рамках имеющихся полномочий для исполнения решения Благовещенского городского суда, кроме того выделение дополнительных финансовых средств на исполнение решения суда в полном объеме в настоящее время не предоставляется возможным, поскольку на территории Российской Федерации (в том числе на территории муниципального образования город Благовещенск Амурской области) складывается нестабильная экономическая ситуация, возникшая в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введения на территории Амурской области режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, суд приходит к выводу о наличии в данном случае исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного акта.
При таких обстоятельствах вывод административного органа, изложенный в постановлении от 14 июля 2020 года, о доказанности материалами дела об административном правонарушении виновного непринятия администрацией г. Благовещенска направленных на исполнение требований исполнительного документа мер является ошибочным.
Изложенное свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вмененном административном правонарушении, в связи с чем состоявшееся по делу постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Специализированного отдела судебных приставом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 14 июля 2020 года, вынесенное в отношении администрации г. Благовещенска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда И.К. Воронин