Дело № 12-933-20
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 18 августа 2020 года.
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Лиханов В.И. единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника технического отдела Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Ленского управления Ростехнадзора ФИО2 № от 30 июня 2020 года вынесенного по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Ленского управления Ростехнадзора ФИО2 № от 30 июня 2020 года юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Ленского управления Ростехнадзора ФИО2 № от 30 июня 2020 года, начальник технического отдела Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) ФИО1 обратился в суд с жалобой в которой ставится вопрос об отмене постановления суда, поскольку в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения. предусмотренного ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В судебном заседании представители Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) по доверенности ФИО3, а также ФИО4 привели суду доводы изложенные в жалобе, просили суд удовлетворить жалобу в полном объеме.
В ходе судебного заседания представитель Ленского управления Ростехнадзора по доверенности ФИО5 суду пояснила что она с жалобой не согласна, поскольку в действиях юридического лица Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно диспозиции ст. 9.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от дата N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в числе прочих, обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Статьей 10 Федерального закона N 117-ФЗ установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
В силу ст. 19 Федерального закона N 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
На основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1081 утверждены Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения (далее - Правила), которые устанавливают порядок консервации и ликвидации гидротехнического сооружения и порядок формирования комиссии по обследованию гидротехнического сооружения и его территории после осуществления мероприятий по консервации и ликвидации гидротехнического сооружения.
На основании пп. "а" п. 2 Правил решение о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения принимается собственником гидротехнического сооружения с учетом требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в случае окончания установленного проектной документацией срока эксплуатации гидротехнического сооружения, а также в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 7 Правил, мероприятия по ликвидации гидротехнического сооружения осуществляются в порядке, определенном соответствующим разделом проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В случае утери или отсутствия проектной документации ликвидация гидротехнического сооружения IV класса осуществляется на основании декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденной федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Ленского управления Ростехнадзора в отношении Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) была проведена проверка гидротехнических сооружений на объекте, по результатам которой выявлены следующие нарушения:
Отсутствуют разработанные и согласованные с Ростехнадзором правила эксплуатации гидротехнических сооружениях хвостохранилище ликвидированного ГОКа, не производится контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, журнал осмотра ГТС не представлен, не разработаны критерии безопасности ГТС, не представлена инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, не представлена информация по обеспечению безопасной эксплуатации водосбросных сооружений, не представлен план мероприятий по безопасному приему или пропуску паводковых вод, не представлен приказ о создании паводковой комиссии, не представлен журнал наблюдений, не представлен план выполнения эксплуатационных природоохранных мероприятий, не представлена акты готовности ГТС к нормальной эксплуатации в осенне-зимний период ГТС, не представлены документы подтверждающие наличие аварийного запаса материалов запасных деталей и узлов оборудования, не представлен журнал контроля за осадками гребня ограждающих дамб ГТС.
В нарушение ст. 4 Федерального закона от дата N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Учреждение не выполнило порядок консервации, ликвидации данного гидротехнического сооружения.
В нарушение п. п. 2 и 7 Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 1081 во время проведения проверки Учреждением не представлено соответствующее решение о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения.
В нарушение ст. 3 Федерального закона от дата N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" не выполнило консервацию объекта
В нарушение ст. 10 Федерального закона от дата N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) начало процесс ликвидации, не выполнив соответствующие требования указанной статьи Закона, согласно которым собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Не выполнены требования п. 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 1303, согласно которым, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.
В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.
Неисполнение обязательных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений ставит под угрозу обеспечение безопасности плавания по внутренним водным путям, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и иным негативным последствиям;
Факт административного правонарушения и вина Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки, актом проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении, выпиской из ЕГРЮЛ, и иными материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что Государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекцией по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) имелась, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.
Вопреки доводам жалобы, порядок привлечения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) к административной ответственности, а также нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется. Протокол по делу об административном правонарушении, равно как и оспариваемое постановление были приняты уполномоченными должностными лицами при наличии относимых и допустимых доказательств надлежащего извещения юридического лица о времени и месте их составления.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу начальника технического отдела Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Ленского управления Ростехнадзора ФИО2 № от 30 июня 2020 года вынесенного по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, - оставить без удовлетворения.
Постановление главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Ленского управления Ростехнадзора ФИО2 № от 30 июня 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.9.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Исполнительной дирекции по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия),- оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.
Судья : ___ В.И.Лиханов
___
___в