№ 12-934/2016
Р Е Ш Е Н И Е
05 октября 2016 года г.Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Петрищева Е.В.
при секретаре Шаволиной Е.С.,
с участием:
-представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Государственного казенного учреждения «Центр информационных технологий Оренбургской области» - ФИО1, действующего на основании доверенности от 29.07.2016 года
-представителей Управления ФСБ по Оренбургской области - ФИО2, действующего на основании доверенности от 02.02.2016 года, ФИО3, действующего на основании доверенности от ..., ФИО4, действующего на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного казенного учреждения «Центр информационных технологий Оренбургской области» ФИО1 на постановление начальника подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29.07.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.13.12 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29.07.2016 года Государственное казенное учреждение «Центр информационных технологий Оренбургской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.13.12 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 10 000 рублей.
Представитель ГКУ «Центр информационных технологий Оренбургской области» ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд г.Оренбурга, в которой просит отменить указанное постановление.
Заявитель считает, что по делу допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении ненадлежащим должностным лицом, к тому же протокол не содержит указания на время совершения административного правонарушения. Оспариваемое постановление не содержит информации о получателе штрафа. Кроме того по мнению заявителя должностным лицом, вынесшим постановление неверно применены нормы материального права, а именно нормы Закона № 149. По мнению заявителя, событие административного правонарушения не установлено, так как ни в протоколе, ни в обжалуемом постановлении нет указания на конкретную норму Закона № 149-ФЗ, которую Учреждение нарушило, ограничившись лишь ссылкой на статью 16 данного закона, содержащую в своей конструкции шесть частей. Также, по мнению заявителя Управлением неверно истолкована и не применена статья 2.9 КоАП РФ.
В дополнениях к жалобе директор ГКУ «Центр информационных технологий Оренбургской области» ФИО5 просить отменить постановление от 29.07.2016 года, производство по делу прекратить. Считает, что действия Управления ФСБ России по расширительному толкованию норм Закона № 149 и применению к Сервису «Электронная почта» и ИС «Интернет-портал» норм закона, касающихся государственных информационных систем, нарушают действующее законодательство, а именно п. 1 ч.1 ст. 13 и ч.5 ст. 14 Закона № 149.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ГКУ «Центр информационных технологий Оренбургской области» - ФИО1 в судебном заседании поддержал жалобу по основаниям указанным в ней.
Представители Управления ФСБ России по Оренбургской области просили отказать в удовлетворении жалобы, выразили мнение, что при рассмотрении дела в отношении ГКУ «Центр информационных технологий Оренбургской области» не нарушены процессуальные требования и не допущены нарушения норм материального права, при назначении наказания соблюдены общие правила назначения наказания.
Рассмотрев жалобу, исследовав представленный материал, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу:
Частью 6 ст. 13.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, в ходе осуществления функции государственного контроля в области обращения и защиты информации в ГКУ «Центр информационных технологии Оренбургской облает», юридический адрес: <...>, обнаружены нарушения требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми и соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Государственное казенное учреждение "Центр информационных технологий Оренбургской области" (далее - ГКУ "ЦИТ") действует на основании Устава, утвержденною приказом департамента информационных технологий от ... № N В соответствии с Уставом ГКУ "ЦИТ" является некоммерческой организацией, основная цель которой состоит в содействии в реализации на территории Оренбургской области государственной политики в сфере информационных технологий, информационной безопасности и формирование электронного правительства.
Одной из основных функций ГКУ "ЦИТ" является осуществление полномочий оператора информационных систем органов государственной власти Оренбургской области. Перечень, выполняемых ГКУ "ЦИТ" работ по защите информации на 2016 года определен в приказе департамента информационных технологий Оренбургской области от ... № N
ГКУ "ЦИТ" является оператором государственных информационных систем и информационных систем органов государственной власти Оренбургской области. В частности ГКУ "ЦИТ" является оператором информационных систем "Интернет-портал органов государственной власти Оренбургской области" (далее - ИС Интернет-портал). "Электронная почта органов государственной власти Оренбургской области" (далее - ИС Электронная почта), а также государственной информационной системы "Центр обработки данных" ... (далее - ГИС "ЦОД").
В результате проверки ГКУ "ЦИТ" комиссией УФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу в июле 2016 года установлено, что указанные информационные системы имеют признаки государственных информационных систем. Информационная система Интернет-портал размещена в аттестованной по требованиям защиты информации, не составляющей государственную тайну. ГИС "ЦОД". При этом администрирование ИС" Интернет-портал возможно через сеть международного информационного обмена Интернет, в том числе по незащищенным каналам передачи информации. ИС Электронная почта имеет два канала подключения к сети Интернет, только один из которых оборудован сертифицированными по требованиям безопасности информации средствами защиты. В ГКУ "ЦИТ" отсутствуют документы, регламентирующие порядок администрирования системы защиты информации ИС Интернет-портал, выявления инцидентов и реагирования на них, мониторинга за обеспечением ее защищенности. Указанная документация на систему защиты информации в адрес ГКУ "ЦИТ" от владельца информационной системы не поступала, мероприятия но самостоятельной разработке указанных документов не проводились.
В нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ГКУ «ЦИТ» не проведены следующие мероприятия по защите информации:
-не разработаны документы, регламентирующие порядок администрирования системы защиты информации ИС Интернет-портал. ИС Электронная почта, а также мониторинга за обеспечением защищенности;
-применяемые в информационных системах программные средства защиты информации, за исключением средств антивирусной защиты, не сертифицированы по требованиям безопасности информации:
-хранение и передача данных аутентификации допускалось и открытом виде.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГКУ "ЦИТ» к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ.
В ходе судебного заседания обстоятельства, изложенные в постановлении о привлечении ГКУ "ЦИТ» к административной ответственности нашли свое подтверждение.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее 149-ФЗ) защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Согласно ст. 2 ФЗ-149 информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
Согласно ст.13 ФЗ-149 информационные системы включают в себя: государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Информационные системы «Интернет-портал органов государственной власти Оренбургской области» и «Электронная почта органов государственной власти Оренбургской области» функционируют в соответствии с документами, определяющими порядок их работы, а именно: регламент работы электронной почты органов государственной власти Оренбургской области, утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 года № 756-п; распоряжение администрации Оренбургской области от 14.05.1999 года № 407-р «О подключении к Интернету электронной почты администрации области»; положение об Интернет-портале органов государственной власти Оренбургской области, утвержденное постановлением Правительства Оренбургской области от 05.11.2009 года № 564-п.
Согласно акту проверки «Информационные системы «Интернет-портал органов государственной власти Оренбургской области» и «Электронная почта органов государственной власти Оренбургской области» имеют признаки государственных информационных систем, а именно: созданы в рамках выполнения нормативных правовых актов Правительства Оренбургской области; предназначены для реализации полномочий органов государственной власти Оренбургской области и обеспечения обмена информацией между этими органами.
В ходе проверки установлено, что ... является владельцем указанных информационных систем. Функции оператора обеих информационных систем выполняет ГКУ «ЦИТ».
Факты нарушения законодательства ГКУ «ЦИТ» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ..., выпиской из акта проверки от ..., и другими материалами, исследованными в ходе судебного заседания.
Данные доказательства отвечают требованиямст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом данных о том, что ГКУ "ЦИТ" предприняты все меры по соблюдению требований ст.16 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ГКУ "ЦИТ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ, является правильным.
По мнению суда, порядок привлечения к административной ответственности юридического лица не нарушен.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен ненадлежащим лицом, суд находит необоснованным, поскольку согласно перечню должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (утв. приказом ФСБ России от 11.12.2013 года № 747) оперативные сотрудники территориальных органов федеральной службы безопасности (старшие оперативные сотрудники, старшие оперуполномоченные по особо важным делам, старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные, младшие оперуполномоченные) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере связи и информации, связанных с ними административных правонарушениях, в сфере предпринимательской деятельности, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по подведомственности органов федеральной службы безопасности, предусмотренных в том числе: частями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 13.12 КоАП РФ «Нарушение правил защиты информации». Полномочия старшего оперуполномоченного ФИО по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях закреплено также и в его должностном регламенте.
Доводы жалобы о том, что в постановлении отсутствует время совершения правонарушения, суд находит необоснованным, поскольку согласно протоколу указано, что правонарушение установлено в ходе проведения проверки, а время совершения административного правонарушения не указано в связи с тем, что выявленное административное правонарушение является длящимся и обусловлено длительным неисполнением юридическим лицом конкретных обязательств, определенных 149-ФЗ.
ГКУ "ЦИТ" назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, оно отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено административным органом с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
Исходя из характера данного правонарушения и обстоятельств его совершения, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения не имеется.
Вместе с тем, при назначении ГКУ "ЦИТ" наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. должностным лицом не были соблюдены положения ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ и не указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Указанное нарушение не является основанием для отмены судебного постановления.
Существенных нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица, при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29.07.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.13.12 КоАП РФ в отношении Государственного казенного учреждения «Центр информационных технологий Оренбургской области» - оставить без изменения, жалобу представителя Государственного казенного учреждения «Центр информационных технологий Оренбургской области» ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд г.Оренбурга.
Судья: подпись Е.В. Петрищева
Копия верна:
Судья:
Секретарь: