Дело "Номер"
РЕШЕНИЕ
от "Дата"
Судья Ленинского районного суда г. Н.Новгорода Голубева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора "Адрес" г. Н.Новгорода на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "Адрес" (далее – УФАС по "Адрес") от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении контрактного управляющего Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Адрес" «Нижегородский медицинский колледж» (далее по тексту – ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж», учреждение) ФИО1,
установил:
постановлением прокурора "Адрес" г. Н.Новгорода от "Дата" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - контрактного управляющего ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» ФИО1.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по "Адрес" от "Дата" производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - контрактного управляющего ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» ФИО1. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, прокурором "Адрес" г. Н.Новгорода подан протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления по мотиву его незаконности и необоснованности и направлении дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание не явился представитель УФАС по "Адрес", извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В протесте прокурора указано, что УФАС по "Адрес" при рассмотрении дела не приняло во внимание, что ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 утверждены требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг. Следовательно, постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043, являясь подзаконным нормативным актом, регулирует отношения в сфере закупок, в силу прямого указания закона (ч.5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), как и постановление Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2013 года № 1030, содержащее аналогичные требования относительно формирования формы плана закупок. Указанные подзаконные нормативные акты подлежат применению наряду с нормами федерального законодательства, со дня вступления в силу. Вывод УФАС по "Адрес" о том, что разработка плана закупок по установленной форме постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 №1043 и его последующее утверждение фактически может быть применена с "Дата", не основан на нормах закона и противоречит законодательству о закупках. Указанное также подтверждается нормами постановления Правительства РФ от 29.10.2015 №1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступило в силу с "Дата"). УФАС по "Адрес" не дал оценку тому факту, что план закупок ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» был утвержден "Дата". Ссылка УФАС по "Адрес" на Письмо ФАС России от "Дата" «О направлении информации» не имеет отношения к вменяемому должностному лицу ответственному за размещение в единой информационной системе в сфере закупок плана закупок на "Дата". План закупок ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» утвержден на 2016 год, а не на 2014-2016 годы, что исключает возможность применения положений ч.2 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Полномочиями по толкованию норм права или разъяснению положений законодательства не наделены. Следовательно, вывод УФАС по "Адрес" в виде указания, что в настоящее время не установлена административная ответственность за утверждение планов закупок с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также за несоблюдение порядка и формы ведения планов закупок сделан с превышением полномочий, сам по себе не относиться к признакам вменяемого состава административного правонарушения предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ. Вывод УФАС по "Адрес" о том, что в настоящее время не установлена административная ответственность за утверждение планов закупок с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также за несоблюдение порядка и формы ведения планов закупок, является свободным толкованием административного законодательства и представляет мнение конкретного должностного лица вне оценки наличия или отсутствия признаков вменяемого состава административного правонарушения предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ в действиях должностного лица, ответственного за размещение в единой информационной системе в сфере закупок плана закупок на "Дата" ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж». Вышеуказанное свидетельствует о необоснованности выводов УФАС по "Адрес" о прекращении производства по делу.
В судебном заседании принимает участие старший помощник прокурора "Адрес" г. Н.Новгорода ФИО3, который поддержал протест в полном объеме. Дополнительно пояснил, что план финансово-хозяйственной деятельности учреждения утвержден "Дата", а план-график, который подлежал размещению, утвержден "Дата" и в этот же день размещен на единой площадке. Если бы они утвердили план финансово-хозяйственной деятельности "Дата", то ст. 17 ФЗ-44 не распространялась бы на них, и у них не было бы обязанности опубликования в данном виде. Поскольку план закупок утвержден "Дата", то они должны были его утвердить по форме и разместить в 10-ти дневный срок со дня утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В плане закупок не указана периодичность осуществления закупок. Форма плана закупок утверждена постановлением Правительства № 1043. Вывод УФАС по "Адрес" о прекращении производства по делу не аргументирован в постановлении. Просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в УФАС по "Адрес".
В судебном заседании ФИО1 разъяснены ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ. Отводы и ходатайства не заявлены. Пояснил, что вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ признает. План закупок они формировали в Нижегородской экономической торговой информационной системе. По мнению, создателей этой системы, указание периодичности закупок не является обязательным, поэтому они не указали, а по постановлению Правительства РФ эта графа должна заполняться. В его обязанности входит размещение плана закупок.
Изучив материалы дела, доводы протеста, выслушав прокурора ФИО3, ФИО1, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 не были соблюдены.
Из материалов дела следует, что прокуратурой "Адрес" г. Н.Новгорода по заданию прокуратуры "Адрес" проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, "Адрес"
В ходе проведенной проверки "Дата" установлено, что "Дата" в единой информационной системе, на сайте сети Интернет htth://zakupki.gov.ru/ ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» размещен план закупок на "Дата" финансовый год планирования. "Дата" размещена версия плана закупок с внесенными изменениями. Данный план закупок утвержден "Дата", содержит <данные изъяты> позиций (объектов) закупок на общую сумму <данные изъяты>. В плане закупок на "Дата" финансовый год планирования отсутствуют сведения о сроках (периодичности) осуществления планируемых закупок, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Федерального закона от "Дата" № 44-ФЗ. Указанное подтверждается актом проверки прокуратуры "Адрес" г. Н.Новгорода от "Дата", копией плана закупок на "Дата" год ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» от "Дата".
Ответственным должностным лицом заказчика ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» является контрактный управляющий ФИО1.
На основании изложенного, прокуратурой "Адрес" г. Н.Новгорода "Дата" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – ФИО1, который с нарушением согласился, вину признал.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из положений ч.ч.1,2,5,8 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок. В планы закупок включаются, в том числе сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
,,,,,,,,.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 утверждены требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг, которое вступило в силу 1 января 2015 года.
Согласно п. 1 Требований к форме планов закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043 План закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) представляет собой единый документ, форма которого включает, в том числе сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок. При этом указывается срок (сроки) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на квартал год (периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг – еженедельно, 2 раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год и др.).
Аналогичные требования установлены п. 2.3.7 «Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд "Адрес"», утвержденного постановлением "Адрес" от 30 декабря 2013 года № 1030.
Указанные подзаконные нормативные акты подлежат применению наряду с нормами федерального законодательства, со дня вступления в силу.
Согласно п.2 ст.114 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ пункт 16 части 3 статьи 4, статьи 16, 17, 18, 19, части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21, части 1 и 2 статьи 23, пункт 1.1 части 2 статьи 25, часть 5 статьи 26, пункты 1 и 2 части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.
В этой связи по общему правилу принятые в 2015 году высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями муниципальных образований правила определения требований вступают в силу с 01.01.2016 года и должны быть использованы при формировании планов графиков на 2016 год.
В случае принятия правил определения требований после 01.01.2016 года указанные акты вступают в силу с момента их официального опубликования и распространяются на все закупки, извещения об осуществления которых (приглашения принять участия в которых) не размещены в единой информационной системе в сфере закупок (не направлены участникам закупки) на день вступления в силу указанных правил.
Вместе с тем, согласно части 24 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации, а также в случае создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.
Таким образом, формирование и размещение заказчиками планов закупок и планов-графиков закупок на 2016 г. возможно только в случае, если в соответствии с частью 24 статьи 112 Закона N 44-ФЗ исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального района или городского округа было принято решение об установлении обязанности планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок соответственно для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд. В иных случаях планирование осуществляется в соответствии с положениями части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, вывод УФАС по "Адрес" о том, что разработка плана закупок по установленной форме постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 года №1043 и его последующее утверждение фактически может быть применена с "Дата" не основан на нормах закона и противоречит законодательству о закупках.
Указанное также подтверждается постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 №1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступило в силу с 01.01.2016).
УФАС по "Адрес" не дал оценку тому факту, что план закупок ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» был утвержден "Дата".
Кроме того, ссылка УФАС по "Адрес" на письмо ФАС России от 09 апреля 2015 года «О направлении информации» не может быть применима в данном случае, когда должностному лицу вменяется то, что в плане закупок на "Дата" финансовый год планирования, утвержденного и размещенного "Дата" отсутствуют сведения о сроках (периодичности) осуществления планируемых закупок.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), следовательно, для констатации факта отсутствия события административного правонарушения необходимо установить факт отсутствия в действиях (бездействие) противоправности, т.е. отсутствие нарушений тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности.
Учитывая, что вышеуказанные нормы законодательства применяются к правоотношениям, возникшим с "Дата", факт противоправности действий подтверждается, в том чисел признанием вины должностным лицом ФИО1, то факт противоправности был связан с неисполнением требований вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации и норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, УФАС по "Адрес" в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ неверно оценил представленные доказательства, сделал выводы, которые не основаны на нормах закона, а также не дана оценка представленным в дело доказательствам, в том числе факту утверждения плана закупок "Дата", что свидетельствует о существенном нарушении с его стороны процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление УФАС по "Адрес" нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку срок привлечения должностного лица к административной ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, то дело подлежит направлению в УФАС по "Адрес" на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
протест прокурора "Адрес" г. Н.Новгорода удовлетворить.
постановление заместителя руководителя УФАС по "Адрес" от "Дата" о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – контрактного управляющего решение ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» ФИО1 – отменить, дело направить на новое рассмотрение в УФАС по "Адрес".
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через ленинский районный суд г. Н.Новгорода в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Г.В. Голубева