Дело № 12-934/23
В районном суде № 5-13/23 судья Мезенцева Е.В.
РЕШЕНИЕ
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре <...> 08 августа 2023 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Санкт-Петербургского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года в отношении
ФИО1 <...>, <дата> года рождения, работающего председателем Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству <адрес> ФИО1, было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что <дата> в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №... согласно которому в ходе проведения КСП ЛО контрольного мероприятия в отношении комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области установлено, что в соответствии с пунктом 2.14 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от <дата>№..., Комитет по ЖКХ ЛО осуществляет в установленном порядке бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета Ленинградской области.
В соответствии с характеристикой основных мероприятий подпрограммы «Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» и сведениями об участии органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, решение задач подпрограммы достигается в ходе реализации основных мероприятий, в том числе основного мероприятия «Обеспечение населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающими организациями по установленному льготному тарифу», в реализации которого юридические лица - ресурсоснабжающие организации участвуют в качестве получателей субсидий из областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий по обеспечению коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и водоотведения в связи с установлением льготных тарифов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 и подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Частью 3 статьи 4 областного закона от 22.12.2020 № 143-оз установлено, что в порядках, установленных нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области, предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях, установленных приложением 10 к областному закону от 22.12.2020 № 143-оз.
Приложением 10 к областному закону от 22.12.2020 № 143-оз предусмотрено предоставление, в том числе субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе: субсидии ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области.
Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области в рамках государственной программы, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 121 субсидии ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных ресурсов (услуг) холодного водоснабжения и(или) водоотведения с применением государственных регулируемых тарифов (цен) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета Ленинградской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств – КЖКХ ЛО.
В 2021 году между КЖКХ ЛО и акционерным обществом «Коммунальные системы <адрес>» заключено Соглашение от <дата>№...-МТ.
Пунктом 2.3 Порядка № 121 установлено, что в течение одного рабочего дня с даты представления получателем субсидии, получателем грантов в форме субсидий заявки и документов в соответствии с пунктом 2.2 Порядка № 121 производится соответствующая запись в журнале регистрации заявок, форма и порядок ведения которого устанавливаются правовым актом Комитета по ЖКХ ЛО.
Заявка на получение субсидии от АО «Коммунальные системы <адрес>» на возмещение недополученных доходов за февраль 2021 года (дата формирования заявки <дата>) на сумму 2 827,04 тыс. руб. зарегистрирована в журнале регистрации заявок <дата> в 14 часов 04 минуты под №... в соответствии с пунктом 2.3 Порядка № 121.
Пунктом 2.4 Порядка № 121 установлено: срок проверки документов, представленных в соответствии с пунктом 2.2 Порядка № 121, составляет 20 рабочих дней с даты регистрации заявки. Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается Комитетом по ЖКХ ЛО в срок не позднее 20 рабочих дней с даты регистрации заявки в форме уведомления, которое направляется получателю субсидии, получателю грантов в форме субсидий посредством электронной почты. Решение о предоставлении субсидии АО «КСГР» по заявке от <дата>№... принято Комитетом ЖКХ ЛО <дата> в течение 20 рабочих дней с даты регистрации заявки (от <дата> № ис-2027/2021).
Согласно пункту 2.15 Порядка № 121 перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия Комитетом по ЖКХ ЛО решения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.4 Порядка № 121, на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателю субсидии, получателю грантов в форме субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
Пунктом 4.1 Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ установлено, что перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счет Получателя, открытый в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о перечислении средств областного бюджета <адрес> по результатам рассмотрения им документов при выполнении Получателем субсидий условий, установленных Порядком № 121. Таким образом, перечисление субсидии должно быть осуществлено на счет АО «КСГР» не позднее <дата>.
Заявка на оплату расходов от <дата>№... подписана первым заместителем председателя Комитета по ЖКХ ЛО электронной подписью в 11:40, в результате платежным поручением от <дата>№... из областного бюджета Ленинградской области перечислена субсидия в размере 2 827,04 тыс. руб., что на 3 рабочих дня позже установленного пунктом 2.15 Порядка № 121 и пунктом 4.1 Соглашения от <дата>№...-МТ срока перечисления субсидии.
<дата> и <дата> председатель Комитета находился в отпуске, в связи с чем, на основании Положения его обязанности в указанные даты исполнял первый заместитель председателя Комитета <...>
В соответствии с пунктом 2.2 приказа комитета финансов Ленинградской области от <дата>№... «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета Ленинградской области и администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Ленинградской области» электронный документ «Заявка на расход» подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, наделенного правом подписи согласно данным Карточки образцов подписей для открытия соответствующего лицевого счета, и представляется в комитет финансов Ленинградской области в статусе «Подготовлен».
Таким образом, заявки на оплату расходов от <дата>№..., от <дата>№... первым заместителем председателя Комитета <...> были подписаны на основании вышеуказанных нормативных правовых актов.
Документы, подтверждающие нахождение в отпуске председателя Комитета <дата> и <дата>, а также информация об определении служащих и работников, обеспечивающих функционирование Комитета с 1 по <дата>, находятся на хранении в Управлении государственной службы и кадров Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области.
По информации Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области от <дата> № АГ-05-6010/2022 в период с <дата> по <дата> ФИО1 исполнял полномочия председателя Комитета по ЖКХ ЛО.
Препятствий для своевременного перечисления средств субсидии в ходе проведения контрольного мероприятия не установлено.
Таким образом, в нарушение требований, установленных пунктом 2.15 Порядка №..., пунктом 4.1 Соглашения от <дата>№...-МТ, Комитетом по ЖКХ ЛО <дата> перечислена субсидия в сумме 2 827,04 тыс. руб. на 3 рабочих дня позже установленного срока.
Таким образом, время совершения административного правонарушения – 00 часов 00 минут <дата>. Местом совершения административного правонарушения: Санкт-Петербург, <адрес>
Судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга в результате рассмотрения дела, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, указав следующее. Порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций установлен Порядком № 121. С Обществом Комитетом заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций, от <дата>№...-МТ, за день до заключения соглашения в Комитет поступила заявка Общества на получение субсидии в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, на возмещение недополученных доходов за февраль 2021 года.
На основании пункта 2.4 Порядка № 121 срок проверки документов, представленных в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка, составляет 20 рабочих дней с даты регистрации заявки. Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается Комитетом в срок не позднее 20 рабочих дней с даты регистрации заявки в форме уведомления, которое направляется получателю субсидии, получателю грантов в форме субсидий посредством электронной почты.
Письмом от <дата>№..., после получения заявки, Комитет уведомил общество о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.15 Порядка № 121 перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия Комитетом по жилищно- коммунальному хозяйству Ленинградской области решения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.4 Порядка, на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателю субсидии, получателю грантов в форме субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации 1 и 9 мая определены нерабочими праздничными днями в Российской Федерации.
Кроме того, указанные даты совпали с субботой и воскресеньем, выходные дни перенесены на 3 и 10 мая соответственно в соответствии с частью второй статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» с 4 по <дата> установлены нерабочие дни.
Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Функции кадровой службы в органах исполнительной власти Ленинградской области выполняет Администрация Губернатора и Правительства Ленинградской области, абзац 3 пункта 3.2.2 Положения об Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от <дата>№....
Администрацией Губернатора и Правительства Ленинградской области правовые акты для привлечения государственных служащих Комитета в выходные и праздничные дни в период с <дата> по <дата> не издавались.
Исходя из части 3 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации в сроки, исчисляемые днями, нерабочие дни не включаются.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Порядок № 121, соглашение не предусматривают, что выплата субсидии ресурсоснабжающей организации должна быть осуществлена не зависимо от того, является ли день выплаты рабочим или нет.
<дата> субсидия перечислена Обществу и таким образом,
срок перечисления субсидии, установленный пунктом 2.15 Порядка № 121, не нарушен.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области <...>., обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, в которой сослалась на следующие основания к отмене постановления. Вопреки выводам районного суда, под составом административного правонарушения понимается совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение, событие административного правонарушения. В качестве события административного правонарушения выступает факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность. В постановлении районного суда отсутствует ссылка на то, какой элемент состава административного правонарушения отсутствует в протоколе и иных материалах дела об административном правонарушении, в связи с чем Контрольно-счетная палата считает необходимым обратить внимание суда на каждый из элементов состава рассматриваемого административного правонарушения. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выступают бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам. Предоставление субсидий АО «Коммунальные системы <адрес>» осуществлялись в рамках соглашения от <дата>№...-МТ. Указанная в постановлении суда объективная сторона соответствует административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, тогда как протокол об административном правонарушении был составлен по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.
Пунктом 2.15 Порядка № 121 ( в редакции от <дата>) установлено, что перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия Комитетом по ЖКХ ЛО решения о предоставлении субсидии. Перечисление субсидии должно было быть произведено не позднее 05 мая 21г., фактически субсидия была переведена на 3 дня позже. Согласно должностным обязанностям, руководитель Комитета по ЖКХ руководит деятельностью Комитета обеспечивает выполнение возложенных на Комитет полномочий и функций, выполнение постановлений правительства ЛО. Председателем Комитета по ЖКХ ЛО назначен ФИО1 На основании Указа Президента РФ от <дата>№... и 7 мая установлены нерабочие дни. Согласно ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Привлечение работников к работе в выходные дни производится по письменному распоряжению работодателя. Однако, в ГК РФ под нерабочими днями понимаются исключительно выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные ст. 111, 112 ТК РФ, поэтому нерабочие дни могут считаться основанием для переноса сроков, установленных Порядком 121. Указ Президента РФ № 242 не распространялся на сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления. Комитет по ЖКХ относится к органам публичной власти, которые согласно Указу Президента, должны были обеспечить функционирование в нерабочие дни с 04 по <дата>.
ФИО1 и должностное лицо, подавшее жалобу, в Санкт-Петербургский городской суд не явились, были извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении не направляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Защитник ФИО1 – <...>. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, считаю постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга не соответствует требованиям ст. 26.1 и 29.10 КоАП РФ.
Так, в описательно-мотивировочной части постановления, суд исследовал и оценивал событие правонарушения, заключающееся, как указано в постановлении районного суда, в нарушении распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.3 КоАП РФ, в то время как поступившим в Смольнинский районный суд протоколом об административном правонарушении, ФИО1, обвинялся в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушении условий предоставления субсидий.
Судом также неверно определены имеющие значения обстоятельства по делу.
Так, судом не было исследовано Положение об Администрации губернатора и правительства Ленинградской области в части осуществления кадровой службы в органах исполнительной власти Ленинградской области.
Согласно п. 3.2.2 Положения, кадровые вопросы, находящиеся в ведении Администрации, сводятся к формированию кадрового состава, ведению трудовых книжек и личных дел сотрудников, ведению реестра сотрудников и оформлению удостоверений, что не указывает на наличие у Администрации полномочий по руководству сотрудниками Комитета по ЖКХ ЛО.
Положение о Комитете ЖКХ ЛО и должностные права и обязанности его руководителя, судом не были исследованы, как и действия, предпринятые руководством Комитета по ЖКХ ЛО по исполнению п. 2 Указа Президента РФ № 242 от 23.04.21 г.
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.", органам публичной власти, иным органам и организациям следовало определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по <дата> включительно функционирование этих органов и организаций, что оценки судьи районного суда не получило.
Поскольку судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения настоящего дела не были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям КоАП РФ, что является существенным нарушением, постановление районного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит отмене.
При этом, материалы дела не могут быть возвращены в районный суд на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный п. 4.5 КоАП РФ, в настоящее время истек, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 <...> в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Калинина И.Е.