ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-935/23 от 08.08.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-935/23

В районном суде № 5-14/23 судья Мезенцева Е.В.

РЕШЕНИЕ

Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре М., 08 августа 2023 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Санкт-Петербургского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в отношении

Т., <дата> года рождения, работающего <...>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата>, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении <...>Т., было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что <дата> в отношении Т. главным инспектором инспекции аппарата Контрольно-счетной палаты Ленинградской области М. был составлен протокол об административном правонарушении №..., согласно которому в ходе проведения Контрольно-счетной палатой Ленинградской области контрольного мероприятия, объектом которого является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2.14 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от <дата>№..., Комитет по ЖКХ ЛО осуществляет в установленном порядке бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета Ленинградской области.

В соответствии с характеристикой основных мероприятий подпрограммы «Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» и сведениями об участии органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, решение задач подпрограммы достигается в ходе реализации основных мероприятий, в том числе основного мероприятия «Обеспечение населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающими организациями по установленному льготному тарифу», в реализации которого юридические лица - ресурсоснабжающие организации участвуют в качестве получателей субсидий из областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий по обеспечению коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и водоотведения в связи с установлением льготных тарифов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 и подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Частью 3 статьи 4 областного закона от 22.12.2020 № 143-оз устанавливается, что в порядках, установленных нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области, предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях, установленных приложением 10 к областному закону от 22.12.2020 № 143-оз.

Приложением 10 к областному закону от 22.12.2020 № 143-оз предусмотрено предоставление, в том числе субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе: субсидии ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области.

Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области в рамках государственной программы, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 121 (в ред. от 27.12.2019) субсидии ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных ресурсов (услуг) холодного водоснабжения и(или) водоотведения с применением государственных регулируемых тарифов (цен) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета Ленинградской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств – КЖКХ ЛО.

В <дата> году между КЖКХ ЛО и <...> заключено соглашение от <дата>№....

Пунктом 14 Порядка №... (в ред. от <дата>) установлено, что окончательные расчеты за текущий финансовый год с получателями субсидий по итогам сверки взаимных расчетов осуществляются в очередном финансовом году за счет средств областного бюджета <адрес>, предусмотренных на указанные цели. Аналогичная норма содержится в пункте 2.11 Порядка №... (в ред. от <дата>).

Согласно пункту 15 Порядка №... (в ред. от <дата>) получатели субсидии представляют в КЖКХ ЛО акт сверки за отчетный финансовый год не позднее 1 марта текущего финансового года. Аналогичная норма содержится в пункте 2.16 Порядка №... (в ред. от <дата>).

Согласно акту сверки взаимных расчетов за <дата> год между <...> и КЖКХ ЛО (без даты и без номера) по состоянию на <дата> задолженность в пользу <...> составляла 5 530,8 тыс. руб.

В КЖКХ ЛО одновременно с актом сверки <...> представлены документы на общую сумму заявленной субсидии 5 530 781,65 руб.

Пунктом 2.9 Порядка №... установлено, что для заключения соглашения, дополнительного соглашения (при необходимости) в течение одного рабочего дня со дня принятия Комитетом решения о предоставлении субсидии получатели субсидии, получатели грантов в форме субсидий представляют в Комитет проект соглашения, дополнительного соглашения в двух экземплярах, подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) получателя субсидии, получателя грантов в форме субсидий.

Решение о предоставлении субсидии в форме уведомления направлено Комитетом по ЖКХ ЛО в адрес <...><дата>№....

Дополнительным соглашением от <дата> без номера к Соглашению от <дата>№... внесены изменения в раздел VIII «Юридические адреса и платежные реквизиты Сторон» Соглашения от <дата>№....

КЖКХ ЛО <дата> перечислил ресурсоснабжающей организации сумму в размере 5 530,8 тыс. руб. Заявка на оплату расходов от <дата>№... подписана председателем Комитета по ЖКХ ЛО электронной подписью <дата> в <...> часов <...> минуты, платежное поручение от <дата>№....

Вместе с тем, пунктом 10 Порядка №... (в ред. от <дата>) установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе следующих условий: соответствие представленных получателем субсидии документов перечню и формам, установленным Порядком №... и правовыми актами КЖКХ ЛО; заключение между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом Комитета финансов <адрес>, сроком на один финансовый год.

Подпунктом «г» пункта 2.1 Порядка №... (в ред. от <дата>) в качестве условия предоставления субсидии предусмотрено наличие заключенного между Комитетом по ЖКХ ЛО и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии, дополнительного соглашения (при необходимости) о предоставлении субсидии в соответствии с типовыми формами, установленными правовым актом Комитета финансов <адрес>, сроком на один финансовый год.

В соответствии со статьей 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения от <дата>№...: предметом Соглашения является предоставление получателю из областного бюджета <адрес> в <дата> году субсидии … на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций.. .

Пунктом 2.1 Соглашения от <дата>№... установлено, что размер Субсидии, предоставляемой Получателю, определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка №... (в ред. от <дата>).

Согласно пункту 7.2 Соглашения от <дата>№... соглашение вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.

Типовой формой №... соглашения (договора) между главным распорядителем средств областного бюджета <адрес> и юридическим лицом (за исключением государственного учреждения), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров (работ, услуг) о предоставлении субсидии из областного бюджета <адрес> на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, утвержденной приказом Комитета финансов <адрес> от <дата>№... (приложение 1), предусмотрено, что в пункте 7.2 указывается определенная дата исполнения Сторонами своих обязательств. Пунктом 7.3 Соглашения от <дата>№... установлено, что изменение настоящего Соглашения осуществляется по инициативе Сторон в письменной форме в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью и вступает в действие после его подписания Сторонами. Пунктом 5.2 Порядка №... (в ред. от <дата>) расчетный период для определения размера субсидии установлен равным календарному месяцу. Соглашением от <дата>№...-МТ не определен фиксированный размер субсидии, в пункте 2.1 соглашения содержится только ссылка на пункт 5 Порядка №... (в ред. от <дата>). Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету №...<...> за <дата> год, карточке счета №... за <дата> год в отношении контрагента <...> по состоянию на начало отчетного периода (на <дата>) задолженность отсутствует.

По данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (№...) КЖКХ ЛО по состоянию на <дата> на счете №...<...> кредиторская задолженность отсутствует.

Согласно Сведениям о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (№...) на отчетную дату по счету бюджетного учета №... отсутствуют неисполненные бюджетные и денежные обязательства.

В 2020 году КЖКХ ЛО субсидии предоставлены №... в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Кредиторская задолженность у КЖКХ ЛО перед <...> исходя из условий Соглашения от <дата>№..., отсутствует.

КЖКХ ЛО полностью исполнены обязательства перед <...> по состоянию на <дата>.

По состоянию на <дата> в соответствии с пунктом 1.3, подпунктом «г» пункта 2.1 Порядка №..., пунктом 7.2 Соглашения от <дата>№... данное соглашение в части обязанности КЖКХ ЛО по обеспечению предоставления субсидии не действовало, так как Комитетом по ЖКХ ЛО обязательства перед <...> в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств <дата> финансового года (текущий финансовый год для Соглашения от <дата>№...) полностью исполнены до <дата>.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 78 БК РФ, Порядок №... не содержат указания на то, что к ним могут применяться нормы гражданского законодательства.

Кроме того, Соглашение от <дата>№... также не предусматривает применение норм гражданского законодательства к правоотношениям, которые регулируются указанным соглашением.

Действие Соглашения от <дата>№... в части предоставления Комитетом по ЖКХ ЛО субсидии <...> ограничено пределами бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств финансового года, в котором оно заключено (<дата> год).

Таким образом, в нарушение требований установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, условия предоставления субсидий, установленного подпунктом «г» пункта 2.1 Порядка №... в <дата> году КЖКХ ЛО без заключения соглашения с <...> (по акту сверки взаимных расчетов за <дата> год) <дата> перечислены средства субсидии в размере 5 530,8 тыс. руб.

Судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга в результате рассмотрения дела, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, указав следующее. На основании статьи 5 областного закона от <дата>№...-оз «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>», компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению на территории <адрес>, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета <адрес> в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом <адрес>.

Положениями пунктов 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций установлен Порядком №....

Пунктом 10 Порядка №... (в редакции от <дата>) закрепляется, что соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом комитета финансов <адрес>, заключается на один финансовый год.

Типовая форма №... соглашения (договора) между главным распорядителем средств областного бюджета <адрес> и юридическим лицом (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров (работ, услуг) о предоставлении субсидий из бюджета <адрес> на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполняемых работ, оказанием услуг утверждена приказом комитета финансов <адрес> от <дата>№....

На основании пункта 7.2 типовой формы соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до определенной даты исполнения сторонами своих обязательств.

В ч. 3 статьи 425 указано, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Компенсация выпадающих доходов является одним из способов возмещения убытков ресурсоснабжающих организаций, вызванных установленными органами государственной власти льготных тарифов для населения на предоставляемые ими услуги, то есть тарифов ниже экономически обоснованных. Возмещение убытков регулируется статьями 15, 16, 1069 и другими положениями ГК РФ.

С получателем субсидии <...> комитетом заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета <адрес> в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории <адрес>, на возмещением недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций, от <дата>№....

Пунктом 7.2 соглашения установлено, что оно вступает в силу после его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Прекращение исполнение обязательств окончанием срока его действия - финансового года соглашением не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 14 Порядка №... окончательные расчеты за текущий финансовый год с получателями субсидий по итогам сверки взаимных расчетов осуществляются в очередном финансовом году за счет средств областного бюджета <адрес>, предусмотренных на указанные цели.

Согласно пункту 15 Порядка №... получатели субсидии представляют в комитет акт сверки за отчетный финансовый год не позднее 1 марта текущего финансового года по форме, утвержденной правовым актом Комитета. Срок оформления акта сверки комитетом по факту проверки документов - не более 60 календарных дней с даты представления документов получателем субсидии.

Аналогичная обязанность <...> предусмотрена в пункте 5.3.4 соглашения.

Акт сверки представлен <...> в Комитет <дата>. Таким образом, Комитетом полностью исполнены обязательства по соглашению <дата>.

Заключение нового соглашения для окончательных расчетов за текущий финансовый год с получателями субсидий Порядком №... не предусмотрено, требования Порядка №... и соглашения Комитетом не нарушены.

Председатель Контрольно-счетной палаты <адрес>Л., обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, в которой сослалась на следующие основания к отмене постановления. Вопреки выводам районного суда, под составом административного правонарушения понимается совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение, событие административного правонарушения. В качестве события административного правонарушения выступает факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность. В постановлении районного суда отсутствует ссылка на то, какой элемент состава административного правонарушения отсутствует в протоколе и иных материалах дела об административном правонарушении, в связи с чем Контрольно-счетная палата считает необходимым обратить внимание суда на каждый из элементов состава рассматриваемого административного правонарушения. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выступают бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам. Предоставление субсидий <...> осуществлялись в рамках соглашения от <дата>№...-МТ. Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. Указанная в постановлении суда объективная сторона соответствует административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, тогда как протокол об административном правонарушении был составлен по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.

Пунктом 10 Порядка №... ( в редакции от <дата>) установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении в том числе следующих условий: соответствие предоставленных получателем субсидий документов перечню и формам, установленным Порядком №... и правовыми актами КЖКХ ЛО, заключение между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидий соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом Комитета финансов ЛО, сроком на один финансовый год.

В соответствии со ст. 12 БК РФ, финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря соответствующего года. В соответствии с п. 1.1 Соглашения №... от <дата> предметом соглашения является предоставление получателю из областного бюджета ЛО в <дата> году субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций. В <дата> году КЖКХ ЛО субсидии предоставлены <...> в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Кредиторская задолженность у КЖКХ ЛО перед <...>, исходя из условий соглашения, отсутствует.

В нарушение требований подпункта 2 п. 2 ст. 78 БК РФ, подпунктом г п. 2.1 Порядка 121, в <дата> году Комитетом по ЖКХ ЛО без заключения соглашения с <...><дата> перечислены денежные средства ( субсидии) в размере 5 530, 8 тыс. руб., что является нарушением условий предоставления субсидии. Субъектом административного правонарушения являются должностные лица, осуществляющие функции главных распорядителей бюджета. Заявка на оплату расходов №... подписана Т. Субъективная сторона, по мнению должностного лица Контрольно-счетной Палаты ЛО, выразилась в неосторожности. С доводами защитника, изложенными на стр. 8-10 постановления, должностное лицо не согласно по следующим основаниям. Пунктом 10 Порядка №... установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении в том числе условия заключения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, сроком на один финансовый год. Подпунктом г п. 2.1 Порядка №... также предусмотрена возможность выплаты субсидий сроком на один финансовый год. Исполнение обязательств по субсидиям ограничено 2020 финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований. Кроме того, в соответствии с п. 1.1 соглашения от <дата>№... предметом соглашения является предоставление получателю из областного бюджета ЛО в <дата> году субсидий, таким образом, Соглашением и Порядком №... установлен срок действия соглашения – <дата> год, который не мог быть изменен сторонами в произвольном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. В Соглашении №... не содержится ссылок на то, что к нему применяются нормы гражданского законодательства. В Обзоре судебной практики ВС РФ №... (<дата>) и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда, на которые ссылается защитник, идет речь об ответственности получателя субсидий и применении к нему гражданско-правовой меры ответственности за нарушение обязательств, что не имеет отношения к условиям предоставления субсидии как таковой.

Т. и должностное лицо, подавшее жалобу, в Санкт-Петербургский городской суд не явились, были извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении не направляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Защитник Т.С. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения жалобы. Заявила, что в соответствии с п. 7.2 Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета, соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению. Форма соглашения является типовой, в соответствии с соглашением №... от <дата> в <дата> году были выплачены после сверки расчетов невыплаченные средства в размере около 5 млн. рублей, акт сверки был предоставлен, таким образом, стороны не были обязаны заключать в <дата> году новое соглашение о выплате субсидий.

Допрошенный в качестве свидетеля руководитель аппарата Контрольно-счетной палаты ЛО Л. пояснил, что соглашение о предоставлении субсидий заключается на основании Бюджетного Кодекса РФ, Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям №... от <дата> и <адрес>№...-ОЗ «Об областном бюджете <адрес> на <дата> год и на плановый период <дата> и <дата> гг». Выплата субсидий предусмотрена ресурсоснабжающим организациям, чтобы избежать повышения оплаты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению для населения. Субсидии оплачиваются из бюджета <адрес> только в определенном финансовом году, что прямо указано в Порядке предоставления субсидий. Соглашение №... было исполнено в <дата> году, задолженность по оплате по Соглашению в <дата> году отсутствовала, следовательно выплатой субсидии в <дата> году по соглашению, заключенному в <дата> финансовом году, были нарушены условия предоставления субсидии, установленные Порядком №....

Проверив материалы дела и доводы жалобы, считаю постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга не соответствует требованиям ст. 26.1 и 29.10 КоАП РФ.

Так, в описательно-мотивировочной части постановления, суд исследовал и оценивал событие правонарушения, заключающееся, как указано в постановлении районного суда, в нарушении распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.3 КоАП РФ, в то время как поступившим в Смольнинский районный суд протоколом об административном правонарушении, Т., обвинялся в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушении условий предоставления субсидий.

Постановление по делу об административном правонарушении также является немотивированным.

Частью 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, пришла к выводу об отсутствии нарушений условий предоставления субсидии в <дата> году <...> по соглашению №..., заключенному между Комитетом по ЖКХ ЛО и <...> в <дата> году, на том основании, что п. 7.2 вышеуказанного соглашения, предусматривает действие соглашения до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению, а также на основании наличия типовой формы соглашения, утвержденной Приказом комитета финансов <адрес> от <дата> N №... "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета <адрес> субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".

Однако, типовая форма №... Соглашения между главным распорядителем средств областного бюджета ЛО и юридическим лицом, утвержденная Приказом комитета финансов <адрес> от <дата> N №... (ред. от <дата>) "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета <адрес> субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", исследована судьей районного суда не была.

Пункт 7.2 Типовой формы №... в вышеуказанном Приказе, изложен следующим образом: «Соглашение вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до ________________________ (определенной даты исполнения Сторонами своих обязательств).

Таким образом, при заключении Соглашения №... между главным распорядителем средств областного бюджета о предоставлении субсидии <...> п. 7.2 типового соглашения был изменен лицом, составившим соглашение, определенная дата исполнения сторонами своих обязательств, как требует типовая форма, указана в соглашении №... не была.

Кроме того, условием и порядком предоставления субсидий, установленным п. г раздела 2 Постановления <адрес> от <дата> N 121 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории <адрес>, в рамках государственной программы <адрес> "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в <адрес>", является заключение между Комитетом и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии, дополнительного соглашения (при необходимости) о предоставлении субсидии в соответствии с типовыми формами, установленными правовым актом Комитета финансов <адрес>, сроком на один финансовый год.

Финансовый год, согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.

Соглашение №..., как указано в его установочной части, заключено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, <адрес> «Об областном бюджете <адрес> на <дата> год и на плановый период <дата> и <дата> годов» от <дата>, порядком предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и ( или водоотведения, реализуемые населению на территории <адрес>», утвержденным Постановлением Правительства ЛО <дата>№..., что указывает на невозможность составления его в произвольной форме и толкования с точки зрения гражданских правоотношений.

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Несмотря на заключение соглашения №... о предоставлении субсидии из областного бюджета ЛО в <дата> году и выплату субсидии в том же году, в <дата> году на основании дополнительного соглашения от <дата>, <...> была выплачена субсидия в размере 5 530 781, 65 рублей.

Районным судом не были изучены правовые основания и возможность заключения в следующем финансовом году дополнительного соглашения о выплате субсидии.

Также полагаю, что позиция защиты в части трактовки п. 7.2 соглашения №... является в связи с этим противоречивой, поскольку п. 7.2 соглашения №... предусматривает действие соглашения до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в связи с чем заключение дополнительного соглашения в <дата> году не требовалось, однако, дополнительное соглашение было заключено, что также не получило оценки судьи районного суда.

Поскольку судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения настоящего дела не были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям КоАП РФ, что является существенным нарушением, постановление районного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Т. подлежит отмене.

При этом, материалы дела не могут быть возвращены в районный суд на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный п. 4.5 КоАП РФ, в настоящее время истек, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Т. в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Т. по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Калинина И.Е.