ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-936/2021 от 14.12.2021 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск 14 декабря 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Таюрского И.Ю.,

рассмотрев дело по жалобе Таюрского И.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Иркутска Селезневой М.А. от 26 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Таюрского И.Ю., ........

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Иркутска Селезневой М.А. 26 октября 2021 года Таюрский И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом модели .........

Не согласившись с вынесенным постановлением, Таюрский И.Ю. обратился в Октябрьский районный суд г. Иркутска с жалобой, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на то, что его действия должны быть квалифицированы по ч.1 ст.20.11 КоАП РФ. В случае квалификации его действий по ст.20.10 КоАП РФ дело подлежит прекращению на основании ч.1 примечания, в соответствии с которым лицо добровольно сдавшее оружие, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

В дополнительной жалобе изложены аналогичные доводы.

В судебном заседании Таюрский И.Ю. доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить, настаивая на том, что после того, как обнаружил, что срок разрешения на хранение оружия у него истек, он пришел в отдел лицензионной работы и принес добровольно и сдал сам все оружие. Каких либо напоминаний или проверок со стороны сотрудников ЛРР или участкового инспектора ему не поступало.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Б. суду пояснила, что она является инспектором ОЛРР по г. Иркутску. В данной должности работает с января 2021 года. Таюрского И.Ю. знает только в связи со служебной деятельностью. 02 сентября 2021 года гр. Таюрский И.Ю. пришел на прием в ОЛРР, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Ржанова, 25А. и пояснил, что у него просрочено разрешение на оружие «........». Проверив данного гражданина по списку просроченных документов, его фамилию не обнаружила. Затем она проверила его по базе СУСО Росгвардия и установила, что Таюрский И.Ю. является владельцем оружия и имеет истекший срок разрешения. Гр. Таюрский добровольно сдал оружие, о чем она отразила в рапорте, поскольку ему сотрудниками ЛРР не сообщалось о необходимости сдать оружие. Кроме того, она составила протокол об административном правонарушении и протокол изъятия оружия, что является обязательным. Протокол об изъятии оружия составляется в любом случае (как при добровольной сдачи, так и в иных случаях). Срок разрешения у Таюрского И.Ю. истек в 2015 году, однако информация в отношении него не была отражена в списках лиц с истекшими сроками действий разрешений. Данная ситуация могла возникнуть в связи с реорганизацией и передачей дел из МВД в Росгвардию.

Проверив, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела, проанализировав доводы жалобы, выслушав Таюрского И.Ю., свидетеля Б. прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 20.10 КоАП РФ за незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Аналогичные требования установлены пунктом 54 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Законом документы.

При этом в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об оружии граждане РФ, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция), не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Следовательно, по истечении срока действия разрешения хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей 02 сентября 2021 года в 13.00 часов по Адрес выявлен факт незаконного хранения Таюрским И.Ю. гражданского огнестрельного оружия ........ (разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия серии РОХа , выданное 03.03.2010 года ОМ-9 МУ МВД России «Иркутское» сроком действия до 03.03.2015 г. в период с 04.03.2015 года по 02.09.2021 года.

Данное обстоятельство заявителем жалобы не оспаривалось и подтверждено собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, соответствующим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ; объяснением Таюрского И.Ю., рапортом инспектора ОЛРР Б. от 02.09.2021 года, протоколом изъятия огнестрельного оружия от 02.09.2021 года.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований для его переквалифицикации на ч.1 ст. 20.11 КоАП РФ не усматривается.

Таким образом, имеющий правовое значение для настоящего дела факт незаконного хранения Таюрским И.Ю. гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения на хранение и ношение установлен при рассмотрении дела и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ.

Вместе с тем при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не учтено следующее.

Статья 20.10 КоАП РФ дополнена Примечанием, в соответствии с которым лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей (п. 1 Примечания); не может признаваться добровольной сдачей оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию их изъятие при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по их обнаружению и изъятию (п. 2 Примечания).

Как установлено при рассмотрении жалобы и следует из материалов дела, Таюрский И.Ю. 02.09.2021 года самостоятельно явился в Отдел ЛРР, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Ржанова, 25а, где он устно инспектору Б. заявил, о наличии у него трех единиц огнестрельного оружия, срок разрешений по которым истек еще в 2015 году, добровольно сдал оружие на временное хранение, что подтверждается письменными материалами, а также показаниями инспектора Б. опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, которая подтвердила, что Таюрский И.Ю., и не был выявлен службой и пришел в ЛРР добровольно. Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они подтверждаются письменными материалами дела.

Таким образом, судом установлено, что Таюрский И.Ю. 02.09.2021 года лично сам обратился в отдел лицензионно-разрешительной работы по г. Иркутску Росгвардии с целью добровольной сдачи оружия.

При таких обстоятельствах Таюрский И.Ю. подлежит освобождению от административной ответственности, и на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращений производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Таюрского И.Ю. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 6 Октябрьского района г. Иркутска Селезневой М.А. от 26.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Таюрского И.Ю. отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.И. Сергеева